Библиографическое описание:

Жиженина Л. М., Киселева К. Г. Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 237-240.



В статье проводится оценка гендерных различий регуляции сердечной деятельности учащихся 14–15 лет г. Арзамаса. Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения (ИН). Выявлены тенденции в различиях процессов адаптации к учебной деятельности у подростков 14–15 лет в зависимости от пола.

Ключевые слова: индекс напряжения, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, вегетативный статус.

Современный учебный процесс обучения в старших классах сопровождается увеличением объема воспринимаемой информации, получаемой при использовании компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. Это приводит к сокращению времени активного отдыха, повышению доли статической нагрузки, а также может сопровождаться снижением резервных возможностей ведущих функциональных систем организма, в том числе и сердечно-сосудистой [3, 6, 7, 8].

В оценке здоровья подростков большое значение имеет проблема адаптивно-приспособительных реакций [4, 5, 9]. Известно, что процесс адаптации осуществляется на основе механизма функциональной системы с включением морфофункциональных и психофизиологических составляющих.

Целью нашей работы явилось изучение адаптационных изменений вегетативного статуса (методом кардиоинтервалографии) и некоторых психологических характеристик подростков к обучению в зависимости от пола.

В исследовании принимали участие учащиеся 9 класса МБОУ СОШ № 10 г. Арзамаса в возрасте 14–15 лет. Измерения проводились в трёх ситуациях: в начале, в середине и в конце четверти. Оценка вариабельности сердечного ритма оценивалась с помощью аппарата «Олимп». Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ [1]: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения (ИН). Оценку состояния исходного вегетативного тонуса осуществляли на основании комплексного анализа параметров гистограммы — симпатотония характеризуется уменьшением dx и увеличением АМо, при ваготонии первый показатель кардиоинтервалограммы увеличивается, а второй снижается. В связи с этим, при оценке исходного вегетативного тонуса (ИВТ) ориентировались на интегральный показатель, каким является ИН (ИН = АМо / 2dХМо): к симпатотоникам относили детей с ИН более 180 усл. ед., к нормотоникам — с ИН в пределах от 60 до 180 усл. ед., к ваготоникам — с ИН менее 60 усл. ед. [2].

Психологическая адаптация к процессу обучения проводилась путём оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (опросник САН) и оценки силы процессов возбуждения и торможения, а также их подвижности (тест Стреляу).

Материалы исследований были обработаны общепринятыми математико-статистическими методами с использованием программы «Биостатистика».

По результатам исследования, проведённого в начале четверти, было установлено распределение школьников по исходному вегетативному тонусу (Рис. 1). Установлено, что среди девочек встречается больше ваготоников (50 %), по сравнению с мальчиками (33,30 %). Однако нормотоников среди мальчиков наблюдается больше, чем среди девочек, на 15 %. Симпатотоники у них встречаются в равных соотношениях.

Начало четверти

Рис. 1. Распределение испытуемых по вегетативным типам регуляции в начале четверти (%)

К середине четверти среди мальчиков происходит уменьшение числа лиц с ваготоническим типом регуляции сердечной деятельности до 13,30 % (при 33,30 % в начале четверти) (Рис. 2). Данные изменения происходят за счёт увеличения числа учащихся с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм на 20 % при сохранении числа учащихся в состоянии нормотонии.

Девочки

Мальчики

Рис. 2. Распределение испытуемых по вегетативным типам регуляции в динамике учебного процесса (%)

Среди девочек наблюдается увеличение числа учащихся в состоянии нормотониии (на 30,60 % по сравнению с началом четверти) и симпатотонии (на 19,40 % по сравнению с началом четверти) на фоне исчезновения лиц с ваготоническим типом регуляции.

Данные изменения являются следствием нарастающего утомления к середине самой длинной четверти в учебном году. Однако следует заметить, что среди девочек снижение лиц с преобладанием парасимпатических влияний на сердечный ритм было более резким и происходило оно в большей степени за счёт увеличения учащихся в состоянии нормотонии.

К концу четверти и у мальчиков, и у девочек происходили сходные изменения: снижалось количество учащихся с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм (на 13,40 % и 11,10 % соответственно) и с преобладанием парасимпатических влияний (на 13,40 % и 33,30 % соответственно) (Рис. 3). Число лиц в состоянии нормотонии среди мальчиков остался на прежнем уровне (40 %), тогда как среди девочек число таких обследуемых снизилось на 22,20 %. Однако распределение по типам регуляции в конце четверти не вернулась к таковому распределению, проведённому в начале четверти.

На 2-м этапе исследования была определена степень выраженности напряжения вегетативной регуляции сердца. В таблице 1 представлены результаты анализа показателей кардиоинтервалографии школьников обоего пола в динамике учебного процесса.

Таблица 1

Показатели кардиоинтервалографии школьников вдинамике учебного процесса

показатели

период обследования

начало четверти (I)

середина четверти (II)

конец четверти (III)

мальчики

АМо, %

33,36 ± 10,43

48 ± 17,30*

43,67 ± 14,33

dx, сек.

0,37 ± 0,28

0,28 ± 0,20

0,33 ± 0,27

ИН, усл. ед.

137,50 ± 148,70

212,90 ± 156,20

202,20 ± 204,60

ЧСС

82,33 ± 20,34

93,27 ± 17,81

85,27 ± 21,10

девочки

АМо, %

38,75 ± 11,25

46,67 ± 16,58

37,78 ± 9,39

dx, сек

0,51 ± 0,40

0,19 ± 0,71*

0,23 ± 0,10

ИН, усл. ед.

93,78 ± 92,77

255,10 ± 208,80*

141,90 ± 99,97

ЧСС

74,44 ± 13,42

89,78 ± 14,88*

77,89 ± 13,26

Примечание: * — р ≤ 0,05 — различия между I и II группами, + – р ≤ 0,05 — различия между II и III группами.

Было выявлено, что у мальчиков значения ИН немного выше (137,5 усл. ед.), чем у девочек (93,78 усл. ед.). В середине четверти у всех обследуемых происходит смещение вегетативного тонуса в сторону симпатизации, причём у девочек такой сдвиг был выражен сильнее (Рис. 4). Увеличение ИН у мальчиков происходит в 1,6 раза, а у девочек в 2,7 раза. Данные изменения происходят на фоне снижения dx и увеличения АМо. Такое резкое смещение вегетативной регуляции в сторону преобладания симпатических влияний на сердечный ритм у девочек, по-видимому, связано с более сильным утомлением, по сравнению с мальчиками.

К концу четверти у учащихся мужского пола снижения ИН не происходит (202,2 усл. ед. при 212,9 усл. ед. в седине четверти), тогда как у девочек ИН снижается на 113,2 усл. ед. к исходному значению, полученному в начале четверти, показатели кардиоинтервалографии не возвращаются. Такие изменения регуляции ССС позволяют предположить, что у девочек адаптивные процессы выражены сильнее, нежели у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что процессы созревания, относящиеся к переходному возрасту, у девушек уже подошли к концу, тогда как у юношей такие процессы ещё не закончились.

Распределив обследуемых по группам здоровья, мы получили результаты, представленные в таблице 2. Среди девочек здоровых оказалось в 2,2 раза больше, чем среди мальчиков. Соответственно к подготовительной группе у мальчиков относилось в 4,8 раза больше лиц, по сравнению с девочками. Можно предположить, что лучшая адаптация ССС у девочек связана с состоянием их здоровья.

Таблица 2

Распределение учащихся по группам здоровья (%)

Обследуемые

Группы здоровья

основная (I, II)

подготовительная (III)

освобождённая (V)

мальчики

40,00

53,30

6,70

девочки

88,90

11,10

0

Проведённые психологические исследования по опроснику САН и тесту Стреляу половых различий не выявили (Таблицы 3, 4).

Таблица 3

Результаты оценки свойств нервной системы уучащихся (по тесту Стреляу)

Обследуемые

Сила возбуждения

Сила торможения

Подвижность нервных процессов

мальчики

54,87 ± 7,80

51,54± 8,01

58,54 ± 10,03

девочки

52,00 ± 11,62

52,57 ± 6,07

57,14 ± 10,17

Таблица 4

Результаты оценки самочувствия, активности инастроения

(по опроснику САН)

Обследуемые

Самочувствие

Активность

Настроение

мальчики

4,55 ± 1,18

3,95 ± 1,18

4,93 ± 1,30

девочки

4,43 ± 0,83

4,34 ± 0,61

4,76 ± 1,22

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить тенденции в различиях процессов адаптации к учебной деятельности у подростков 14–15 лет в зависимости от пола.

Литература:

  1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. — М: Наука; 1984. — 221 c.
  2. Даян А. В., Оганнисян Э. С., Геворкян Э. С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс. / А. В. Даян, Э. С. Оганнисян // Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 2. — С. 37–43.
  3. Демидов В. А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / В. А. Демидов, Д. Н. Мальцев, Ф. А. Мавлиев // Физиология человека. — 2008. — № 4. — С. 133–140.
  4. Жиженина Л. М. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса [Текст] / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 294–297.
  5. Жиженина Л. М. Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического разного возраста [Текст] / Л. М. Жиженина, Т. А. Кузнецова // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 297–300.
  6. Киршина Е. Д. Взаимосвязь учебной и двигательной деятельности старшеклассников во время обучения / Е. Д. Киршина // Вестник Томского гос. ун-та. — 2009. — № 319. — С. 169–172.
  7. Лучицкая Е. С. Функциональные особенности гемодинамики подростков в условиях различной двигательной активности / Е. С. Лучицкая, В. Б. Русанов // Физиология человека. — 2009. — № 4. — С. 43–50.
  8. Михайлова Л. А. Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у девушек-подростков, обучающихся по специальной учебной программе / Л. А. Михайлова, С. И. Кимяева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2013. — Т. 13, № 1. — С. 58–62.
  9. Молоканова Ю. П. Факторы, определяющие ритм сердечных сокращений у лиц юношеского возраста / Ю. П. Молоканова // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Естественные науки». — 2013. — № 2. — С. 63–66.
Основные термины: начале четверти, регуляции сердечной деятельности, типам регуляции, сердечный ритм, вегетативным типам регуляции, конце четверти, середине четверти, ваготоническим типом регуляции, концу четверти, началом четверти, преобладанием симпатических влияний, вегетативной регуляции, сердечной деятельности учащихся, вегетативного тонуса, преобладанием парасимпатических влияний, расчет амплитуды моды, исходного вегетативного тонуса, Жиженина Л, числа учащихся, стандартные показатели КИГ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle