Библиографическое описание:

Мусурманова М. Б. Практическое значение художественной литературы для подготовки детей к школе // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 804-806.



In this article it is stated about the main course of preparing preschool children, the practical importance of artistic literature and national ideas, the problems in the process of preparing to school and family.

Key words: national ideas, to understand the main idea of the reading, methods of upbringing, braveness, capability, gratitude.

Формирование всесторонне развитого молодого поколения в независимой Республике Узбекистан согласно «Национальной программе по подготовке кадров» связано с духовным развитием личности. Поэтому требуется формировать духовно развитые, самостоятельно мыслящие, определившие свое мнение личности. Именно такими, современными, духовно развитыми, самостоятельно мыслящими личностями строится государство.

В произведении Президента Ислама Каримова «Высокая духовность - непобедимая сила», в результате общения с учеными-историками, писателями, культурными деятелями, просветителями, освещается богатое духовное наследие и формулируется национальная идея Узбекского народа. Необходимо закреплять веру в великое будущее нашего государства, не зря отмечено именно в этой книге [1].

В настоящее время, в рамках подготовки детей дошкольного возраста к школе, в нашей Республике предусматривается проведение в дошкольных учреждениях духовно-просветительской работы в целях формирования у дошкольников представлений о принципах и идее национальной независимости.

Основные направления подготовки к школе детей в дошкольных учреждениях следующие:

 физическое развитие, самообслуживание и гигиена;

 социально-чувственное развитие;

 подготовка к обучению грамоте, к чтению и развитию речи;

 познавательный процесс, получение представления об окружающей среде, привитие в сознание ребёнка национальной идеи [2].

Уделяется особое внимание развитию художественного вкуса дошкольника от 6 до 7 лет. С помощью художественной литературы развивается духовный мир дошкольника.

Дети обучаются пересказу рассказов, сказок, событий, с которыми он знаком, учатся самостоятельно составлять рассказы, чувствовать художественность в произведениях, адаптированных для их возраста, понимать суть прочитанного.

Для развития речи и мышления, интереса к художественной литературе, предлагается следующая литература. Это узбекские народные сказки: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Охотник», «Кукча и Доно», «Великодушие и скупость», «Верная собака», а также произведения А.Навои, «Шеър билан Дуррож», «Хотам тойи», А.Нарзуллаева «Край», И.Сулайманова «Нурли замон», Н.Орифа «Мир», А.Орипова «Родному языку», П.Мумина «Бувижоним — бувижон», «Мечта», «Птицы тоже плачут», С.Маршака «12 месяцев», А.Обиджона «Дедушка Темур», стихи и т. д. [3].

Развивать речь и мышление с помощью заучивания стихотворения, пересказа сказки, диалога, монолога.

Дети физически развиваются, совершая игровые упражнения, создавая художественные персонажи или образы.

Рассматривая художественную литературу, стихи современных поэтов и писателей, мы изучаем духовное наследие, обеспечиваем знание его детьми.

Методическое пособие, направленное на внедрение опорной программы «Болажон», предполагает творческий подход воспитателя по четырём направлениям системы знаний.

Художественная литература играет важную роль в подготовке детей к школе и развитии национальной идеи в их мышлении.

В народе есть такие мудрые слова «Там, где нет борьбы со злом, не рождается добро». Это относится и к воспитанию молодёжи. Нужно бороться с некоторыми недостатками в поведениях молодёжи и прививать им духовную красоту.

В узбекской семье используются такие методы воспитания, как объяснение, доверие, совет, пример, наказание, предупреждение и поощрение.

Телесные наказания, злое отношение к детям, препятствуют их развитию и духовности.

Дети, которых сильно наказывают, в дальнейшем могут быть склонны к насилию.

Чёткое объяснение и внедрение правил о том, что нужно делать, а что нельзя, похвала и поощрение за хорошее поведение, считаются самым эффективным способом воспитания ребенка как гармоничного члена семьи и общества.

В каждой семье есть своя правила воспитания и они следующие: создать в семье стабильную духовно-психологическую атмосферу; сохранить честь родителей; приучать ребёнка к труду; любить и уважать ребёнка; установить в семье строгий режим дня; учитывать в воспитании возраст ребёнка; в семье и в школе закрепить общественность; привить в ребёнке качества независимости и активности.

Когда действия ребёнка всё время критикуются, он становится завистливым, вредным, когда над ним издеваются, он становится замкнутым. Он живёт, угнетаемый чувством вины, находясь среди сплетников, он и сам становится ябедой. Если же ребенок постоянно получает телесные наказания, он становится бессовестным, капризным и наглым.

Если в своё время поддержать хорошие качества ребёнка, вовремя поощрять его на протяжении жизни, он научится верить в себя. Если систематически внедрять в сознание ребёнка понятия о родине, о великих учёных, о всемирно известных исторических памятниках, культуре и просвещении, он станет гармонично развитым.

Если в этот период дети получают милосердие и любовь, особое внимание равнодушную и духовную поддержку и вместе с этим хорошо питаются, они быстро развиваются и получают нужные знания. Чтобы развивать ребёнка в атмосфере теплоты, родители и воспитатели должны быть знакомы с основными критериями воспитания.

Надо учить детей с раннего возраста глубже осознавать чудеса мира, красоту и силу природы и быть небезразличными к ним. Эта мысль очень важна, так как люди, осознающие прекрасное и наслаждающиеся прекрасным, понимающие силу этой красоты, впоследствии становятся людьми созидающими, инициативными, показывающими мужество, всегда готовыми к защите Родины, любящими всё человечество.

Я живу!

Я вижу!

Я наслаждаюсь!

Это чувство должно быть знакомо каждому из нас с детства.

Только после этих этапов появляются чувства.

Я создаю!

Я творю!

Ребёнок чувствует привлекательность своего родного языка, видя его в народных, колыбельных песнях, поговорках, пословицах, скороговорках, сказках и стихах. Наслаждается своим народом, национальными праздниками и традициями.

Дети уже в дошкольном возрасте должны глубже осознать силу и богатство духовного наследия наших предков — Амир Тимура, Бируни, Аль Хорезми, Ибн Сины, Навои, Бабура и Мирзы Улугбека.

Когда мы говорим детям о Бабуре, мы рассказываем, что он всю жизнь скучал по Родине, и на этом примере можно воспитать любовь к Родине.

Большую помощь в поиске своего места в жизни, обществе, коллективе, усвоении правил этики и эстетики, оказывают детям мудрые слова А.Навои.

В составленных задачах воспитателя дети исполняют роли героев рассказов и стихотворений, которые учат уважать старших, помогать товарищам, не воровать, не брать чужие вещи. При этом дети учатся различать что такое «плохо» и «хорошо», «правдивость» и «неправдивость», «грех» и «воздаяние».

Литература:

  1. Каримов И.А «Высокая духовность — непобедимая сила»-Т.: «Маънавият», -2008. -176 с.
  2. Государственные требования, предъявляемые к развитию детей дошкольного возраста. Ташкент-2012.
  3. Программа «Болажон» Ташкент-2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle