Азбука здоровья в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Русанова, В. И. Азбука здоровья в ДОУ / В. И. Русанова, Т. М. Резцова, М. А. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 821-824. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26074/ (дата обращения: 24.04.2024).



Никто не спорит, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольников.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.

Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80 % не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60 % не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей.

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущих школьников. Именно поэтому стоит задача сохранения здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормирования учебной нагрузки и других видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Поскольку важнейшей составляющей здорового образа жизни является «комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта», то основными направлениями модернизации в области физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, являются:

 модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;

 улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества;

 совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;

 увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;

 внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;

 обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой.

При организации общих образовательных процессов имеет смысл включать в содержание процесса образования различные аспекты здоровьесбережения человека:

 отражение социального опыта здоровьесбережения в образовательных программах, что позволило бы создать содержательные предпосылки развития готовности различных категорий населения к здоровьесбережению;

 ориентация работников ДОУ на расширение и углубление образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, что способствовало бы росту уровня их образованности.

Проблемы здоровьесбережения в образовании имеет смысл решать с учетом условий сосуществования участников образовательного процесса с разными аспектами среды обитания, так как даже биологическое существование человека как данность предполагает наличие определенных экономических условий. В каждом образовательном учреждении можно создать здоровьесберегающие экологические условия:

 соблюдение санитарно-гигиенических требований в помещениях;

 соблюдение температурного режима;

 осуществление экологического образования и просвещения средствами пропаганды здорового образа жизни;

Сопровождение здоровьесбережения по организации питания участников образования занимает важное место, поскольку предполагает: разнообразие продуктов питания, научно обоснованную калорийность и питательность продуктов, выстраивание баланса продуктов (составление меню).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОУ и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

 приобщение детей к физической культуре,

 использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

 медико-профилактические;

 физкультурно-оздоровительные;

 технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика для глаз — ежедневно по 3–5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамические паузы — во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие — 2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст — 15–20 мин., средний возраст — 20–25 мин., старший возраст — 25–30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности — непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания — это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической культурой необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Именно применение здоровьесберегающих технологий позволяет ДОУ целенаправленно двигаться к достижению поставленных государством стратегических целей в области здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды.

Дошкольное образовательное учреждение — это управляемая среда, в которой все функции должны осуществляться целенаправленно. В любом образовательном пространстве требуется оптимальное соотношение между реализацией функций образовательного процесса и здоровьесбережения, поскольку с одной стороны, в ДОУ ставится цель подготовки ребенка к школе: к общению в коллективе; к учебной деятельности; к организации учебной работы, а с другой стороны — каждый из указанных аспектов, может создавать определенную угрозу для здоровья детей.

Ни одна здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Для того чтобы привлечь родителей к здоровьесбережению мы решили использовать метод проекта, внедрили в образовательный процесс долгосрочный проект «Папа, мама, я — здоровая семья». В разработке проекта использовались методики: В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», система оздоровления дошкольников Т. С. Никаноровой «Здоровячок», методики Стрельниковой, Уманской. В ходе реализации проекта были организованы следующие мероприятия с участием родителей: прошел конкурс на самое лучшее нестандартное оборудование для занятий физкультурой и спортом, проведены совместные мероприятия: походы, дни здоровья, дети вместе с родителями сочинили рассказы об активном отдыхе в семье. В ходе проекта мы широко использовали газеты для родителей, родительские семейные встречи, круглый стол, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно проходили спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты», эти мероприятия традиционно проводятся в нашем детском саду, приуроченные ко дню семьи. Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей. Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ — приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96 % детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ. Повысился процент родителей, которые участвуют в совместных мероприятиях с детьми.

После проведенной работы мы пришли к выводу: Работа с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий жизни дошкольников будет эффективной, если: она будет строиться на основе сотрудничества, методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.

Литература:

  1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека. Москва 2006г.
  2. Исаева С. А. Уроки здоровья. — Мурманск, 1996.
  3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. — М., 2007.
  4. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет. — М., 2008.
  5. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. — Ростов-на-Дону. 2005
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, детский сад, дошкольное образование, здоровье детей, образовательный процесс, ребенок, младший возраст, режим дня, родитель.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

ребенок, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, родитель, педагогический процесс, дошкольное учреждение, дошкольное детство, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, III.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

ребенок, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, родитель, педагогический процесс, дошкольное учреждение, дошкольное детство, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, III.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

ребенок, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, родитель, педагогический процесс, дошкольное учреждение, дошкольное детство, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, III.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

ребенок, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, родитель, педагогический процесс, дошкольное учреждение, дошкольное детство, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, III.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Задать вопрос