Библиографическое описание:

Досжанова А. Б., Рысмаханова Г. Ж. Региональные особенности рынка труда // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 372-376.



)

 

В статье рассмотрено современное состояниерегионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.

Ключевые слова: спрос и предложения рабочей силы, государственное регулирование, обеспечение занятости, оплата труда.

 

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. В стране создаются реальные предпосылки увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда и повышению занятости населения.

Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании сферы труда и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

Все это требует от государства формирование социально-экономической модели занятости с учетом проблем в экономике страны на современном этапе развития.

В процессе формирования любой модели она должна основываться на правовые нормы в данном государстве в данное время. На основе них строятся основные принципы модели и пути ее реализации.

Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. Государственная политика в сфере занятости направлена на:

                   обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе занятости и трудоустройстве;

                   защиту внутреннего рынка путем регулирования использования иностранной рабочей силы;

                   повышение использования трудовых ресурсов;

                   ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда;

                   поддержку трудовой и предпринимательской активности;

                   осуществление социальной защиты безработных;

                   организацию трудового посредничества на основе деятельности уполномоченных государственных органов, а также частных физических и юридических лиц на основе государственного заказа;

                   предупреждение и сокращение безработицы;

                   сочетание республиканских и областных мероприятий по сокращению безработицы[1].

Формирование регионального рынка труда следует рассматривать поэтапно: от осуществления неотложных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществлению активной политики занятости в регионах на первом этапе до стабилизации положения на рынке труда, достижения намеченных параметров занятости и безработицы, формирования гибкого рынка труда на втором этапе.

Особенности становления и функционирования регионального рынка труда заключается в:

                   реализации основных функций рынка труда в соответствии с осуществлением стратегии экономического роста страны и занятости населения на основе принципа активного вмешательства государства в обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда;

                   необходимости государственного регулирования сферы занятости и безработицы на основе комплексного подхода;

                   регулирования рынка труда с учетом его сегментации и обеспечения профессиональной, региональной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

                   эффективном функционировании рынка труда на основе определения критерииев и показателей оценки, связанных с обеспечением основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожидаемым экономическим ростом страны;

                   формировании механизма регулирования регионального рынка труда на основе совершенствования законодательно-правовой базы и устойчивого финансового обеспечения проводимых мероприятий по приоритетным направлением активной политики занятости населения[2].

На динамику регионального рынка труда оказывает влияние ряд факторов: демографические факторы, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы миграции и иммиграции, состояние экономической конъюнктуры, фазы экономического цикла, научно-технический прогресс.

По данным Агентства по статистике РК на 1 декабря 2015 года по Кызылординской области экономически активное население составило 325, 3 тыс.человек, в том числе занятое население — 309,3 тыс.человек. Численность безработных, определяемая по методологии МОТ, за III квартал 2015г. по оценке составила 16,0 тыс. человек, уровень безработицы — 4,9 %.

Рис. 1. Уровень безработицы в Кызылординской области. Составлено на основе статистических данных

 

На 01.01.2016г. официально зарегистрированы в органах занятости в качестве безработных 1,6 тыс. человек (доля зарегистрированных безработных — 0,5 %).

 

Таблица 1

Обеспечение занятостив Кызылординской области

 

IҮ квартал 2015г.

человек

в процентах ко

IIІкварталу 2015г.

в процентах к

IҮкварталу 2014г.

Экономически активное население

325 388

104,6

89,9

Занятое население

309 385

104,7

90,0

наемные работники

200 444

105,0

87,9

самостоятельно занятые работники

108 941

104,2

93,9

продуктивно занятые

60 992

85,6

81,2

непродуктивно занятые

47 949

143,8

117,3

Безработное население

16 003

102,4

88,3

Экономически неактивное население

154 449

99,2

105,5

Примечание –составлено на основе статистических данных

 

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в IҮквартале 2015г. составила 104929 тенге. С 1 января 2016г. минимальная заработная плата установлена в размере 22859 тенге.

Рис. 2. Оплата труда. Составлено на основе статистических данных

 

Индекс номинальной заработной платы к соответствующему кварталу прошлого года составил 100,1 %, реальной — 88,5 %. Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных сферах деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — 256576 тенге, минимальная — в услугах по проживанию и питанию — 74332 тенге.

Списочная численность наемных работников за 4 квартал 2015 года составила 154096 человек.

 

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за ІҮ квартал2015г.

 

Тенге

Номинальная, в процентах к

Реальная, впроцентах к

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

По всем видам экономической деятельности

104929

98,2

98,3

97,5

94,7

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

256576

98,4

96,4

97,7

92,9

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

64646

103,4

108,5

102,7

104,5

Промышленность

179880

98,5

96,4

97,8

92,9

Строительство

97628

108,4

97,9

107,6

94,4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

91981

107,9

105,7

107,1

101,8

Транспорт и складирование

149625

102,3

103,2

101,6

99,4

Услуги по проживанию и питанию

74332

107,8

114,4

107,0

110,2

Информация и связь

153013

92,5

105,3

91,9

101,5

 

Ежемесячно со всех рай горотделов занятости и социальных программ собираются сведения о скрытой безработице и проводится мониторинг. На 1 января 2016 года по отчету 3-ТН «Сведения о скрытой безработице (о сокращенных, частично занятых работников, задолженности по зарплате) выявлена задолженность в предприятиях на сумму 80,1 млн.тенге [3].

Прошли обучение и переобучение 559 и повышение квалификации 4863 казахстанских граждан, созданы 1545 дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.

На сегодняшний день по разрешению работают 305 иностранных специалистов, в том числе по 1 — категории — 10 чел., 2-категории 130 человек по 3-категории — 165 чел.

По области направлены 97 человек на социальные рабочие места, из местного бюджета выплачено 2,6 млн.тенге. В связи с организацией социальных рабочих мест в рамках «Программы занятости — 2020», где среднемесячная заработная плата составляет 26000 тенге, создание социальных рабочих мест финансируемых из местного бюджета в Кармакшинском, Жалагашском, Сырдарьинском районах сокращены

По области организованы 8048 оплачиваемых общественных работ, на эти цели из местного бюджета выплачено 352,0 млн.тенге.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлены 541 человек, из местного бюджета им выплачена 4, 2 млн.тенге.

На 2015 год по «Программе занятости — 2020» предусмотрена 5681,1 млн.тенге. С начала года количество обратившихся в органы занятости составило 8467 человек, с 8496 из них составлены трудовые договора.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей функцией рынка труда. Сегментация рынка труда по полу, возрасту, профессиям значительно осложняет решение этой проблемы и требует новых подходов с учетом особенностей развития национальной экономики страны в целом и ее регионов. Количественная несбалансированность рынка труда дополняется диспропорциями в качественной структуре спроса и предложения рабочей силы. С одной стороны, возникает потребность в работниках новых профессий, а с другой — уменьшается спрос на работников традиционных узких профессий.

В условиях реформирования казахстанской экономики не было достигнуто равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее. В связи с этим решение данной проблемы возможно только при условии активного государственного регулирования рынка труда.

Несмотря на произошедшие количественные и качественные изменения в сфере рынка труда, эффективный механизм его регулирования в республике не сформировался. Наличие скрытой безработицы на предприятиях свидетельствует о недостаточной регулирующей роли рыночного механизма. В настоящее время возникли и сформировались лишь отдельные организационные элементы инфраструктуры рынка труда, которые выполняют некоторые функции регулирования трудовых отношений, но не затрагивают глубинных основ функционирования рынка труда[4].

Необходимость повышения качества, конкурентоспособности рабочей силы на предприятий обуславливается такими факторами, как:

                   увеличением стоимости персонала как производственного ресурса;

                   давлением со стороны конкурентов, требующих сокращения затрат и эффективного использования труда;

                   технологическими изменениями, требующих новых навыков в организации и управлении производством;

                   потребностью усиления интеллектуальной подготовки работников [5].

Таким образом, на казахстанском рынке рабочей силы формированиерынка труда осуществляется под влиянием соотношения спроса и предложения на основе определения цены труда.

 

Литература:

 

1.                Ермаков В. А. Казахстан в современном мире.Алматы: Гылым, 1998.

2.                Сарсембаев А. О состоянии рынка труда в Республике Казахстан. Деловая неделя, № 3–4, 2005. С.14–19.

3.                Социально-экономическое развитие Кызылординской области: статистический сборник. Кызылорда, 2015.

4.                Абдимомынова А. Ш., Спанова Л. К. Проблемы развития инновационной активности казахстанских предприятий. Молодой ученый, № 6 (86), март-2 2015 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle