Библиографическое описание:

Холикулова Ш. Б. Газета «Бухорои Шариф» как реклама национального развития // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 670-673.



В статье на основе подборки из газеты «Бухорои шариф» освещается широкий спектр товаров и услуг, предлагаемых населению в Бухарском эмирате. Автор анализирует их с точки зрения возникновения и развития в эмирате новых экономических отношений. Приводятся оригинальные тексты и факсимиле.

In this article invited products and types of services which were given to the citizenship of Bukhara people by the newspaper “Buxorai sharif”. The outhor of this article analyzes the new economical connections and its development in the period published texts and faximes are also added in this article.

Обретение независимости Республикой Узбекистан возложило ответственные задачи на учёных-историков. После обретения независимости, помня о фальсификации истории советского периода под различным давлением, одним из основных требований стало правдивое освещение истории. Начиная с первых дней независимости изучение истории Узбекистана поднялось до уровня государственной политики и на повестку дня поставлен вопрос о создании на основе первоисточников правдивой истории, её беспристрастное освещение, восстановление исторической справедливости на основании дискуссий и прений. [1].

В 1998 году Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов встретился с группой ученых-историков и дал указание о новом анализе концептуально-методологической основы предмета «История Узбекистана». Ученые-историки рассматриваются как обеспечивающие развитие государства в кульминационных сферах. Также служат развитию исторической рекламы и экономического потенциала страны.

Сегодня, когда права человека уравнены, созданы широкие возможности, экономика развивается интенсивными темпами, мы являемся гражданами независимой Республики. Предпринимательская деятельность получает поддержку государства, все граждане имеют возможность заниматься предпринимательством. Продукцию же могут поставлять на рынок на своих условиях. Возможность рекламировать свою продукцию закреплена законом. Объявление 2011-го года Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым годом «Малого бизнеса и предпринимательства» служит доказательством нашей мысли. Увеличение в стране количества субъектов предпринимательства расширяет возможности улучшения уровня жизни граждан. В этой связи изучение роли исторических корней и факторов предпринимательства является значимым.

По изучению социально-экономического и политического процесса конца XIX -начала XX веков Туркестана в науке «история» проведена определенная работа, в последующие годы в сфере социально-экономической истории оказывается большое внимание анализу ранее неизученных тем. Одной из таких тем является изучение актуальных вопросов истории современной рекламы: как выглядела первая реклама в Туркестане, роль рекламы в социально-экономической жизни края, власть Российской империи и возможность зарубежных инвесторов рекламировать свою продукцию на рынке Туркестана в первые годы советской власти, распространение разрекламированной продукции среди населения.

Жадидство конца XIX начала – XX веков оказало значительное влияние на социально-политическую и духовную жизни Туркестана. Они пытались в широком масштабе разбудить духовное и политическое сознание местного населения. Жадиды занимались печатанием в областях края и здесь роль газет и журналов неоценима. Изданная от имени организации «Младобухарцы» в 1912 году газета “Бухараи шарифъ” в этих же целях получила разрешение эмира на издание. В конце XIX и начале XX веков газета освещала интересные политические, культурные, социальные и экономические процессы.

Из газеты мы можем взять такую информацию, как «В XIX — XX веках Бухарский эмират под колониализмом Российской империи был очень бедным, беспомощным. Несмотря на то, что экономическая жизнь рабочих была под колониальным игом, имелись идеи свободы” [2. с12].

В конце XIX–начале XX веков большая часть населения Бухары находилась под влиянием религиозных знаний. Не имея представления о мировых знаниях, население влачило почти нищенское существование. На страницах газеты экономическая бедность подвергалась критике. Например, в статье «Ещё что сделал» сказано: «…Население нашего времени нуждается во всём. Если мы не владеем современными знаниями, то в сфере предпринимательства и промышленности должность не даётся» [3. с 4]. Актуальные проблемы того времени запечатлены недовольством, бесправием и трудностями. Апогей атеизма связывают с экономической нищетой. На жадидов была возложена функция поиска путей выхода из экономической нищеты. Как бы ни была горька сущность вопроса, жадиды, по причине экономического упадка, смогли сказать: «причина всех свалившихся на голову народа несчастий — это низкое место образования в образовательной школе и одиночной школы» [4.с.4].

Чтобы достичь экономического прогресса, нужно построить специализированные здания в медресе, там наряду с обучением нашего поколения нужно обучать какому-либо ремеслу, знакомиться с открытиями и промышленностью [5.с.3].

Мы должны обратить широкое внимание на крестьянство и мелиорацию нашего края. В высших школах Европы говорилось о том, что о науке земледелия не дается никаких знаний и отсутствует какая-либо техника. Ещё одна сфера влияет на быстрый прогресс коммерции и экономики. Если существует коммерция, то развивается и наука, и промышленность. Если мы захотим, то можем достичь прогресса двумя путями: во-первых, это мировые знания, а во-вторых, это коммерция и промышленность. В медресе необходимо изучать иностранные языки. Знание иностранных языков мы должны рассматривать как необходимое условие для развития коммерции и промышленности. Цель получения этих знаний состоит в том, что коммерция и промышленность никогда не обеднят народ [6 с.3].

Для указанного выше развития средством пропаганды выступают службы объявления и рекламы. Приведенные в газете “Бухараи шариф” реклама и объявления имеют свое внимание. В связи с тем, что работа типографий была ответственной, раньше тексты представлялись цензорам, после чего сдавались наборщикам. Дизайн рекламы и ее смысл привлекали потребителей [7с.54].

За счет помещения на страницах газеты рекламы работа изданий в определенной степени решала финансовые вопросы. Если реклама печаталась на первой странице, ее стоимость составляла 30 таньга, если на последней странице — стоимость составляла 20 таньга [8].

В рекламах широко освещалась различная продукция. “Каганское серебро. Пусть будет известно всем клиентам, считается конкурентноспособным по высокому качеству и дешевизне. Его владелец Хожа Турсун Бузруг в Бухоре, предприятия в Карки и Самарканде» [9].

Прогрессивность рекламы поставлена на службу просвещения. «Я. Н. Левин. Исламская библиотека, издания, новые книги, 35 наименований. Адрес: новая Бухара (Каган) спец.комната № 5, номер телефона 18». По воспоминаниям рекламодателя «Фирма начала свою деятельность в 1894 году». В конце текста приложение «Продажа: книги реализуются за наличные и даются в долг (смотря по условиям)» [10].

Нужно подчеркнуть, что в то время хозяйства в объявлениях и рекламе, учреждения печатались на русском языке и кириллице.

Реклама не только оказывала услуги просвещению, но и не оставляла в стороне типографии, зарубежную продукцию и сферу бытового обслуживания. Территории предприятий и учреждений после рекламы совершенствовалась. В газете давалась информация о каждом предприятии. В частности расположенная в старой Бухаре гостиница «Турон» построена в европейском стиле. В гостинице созданы все условия.

График движения поездов «от Кагана до Бухары, а также направления Ташкент- Красноярск дано объявление о графике движения поездов» [11с.14]. Так в объявлении дана реклама коммерческого магазина В. О. Кошина и Шоревского, центр находился в Самарканде. Филиалы осуществляли свою деятельность в Бухаре, Ташкенте, Андижане, Мерве, Ашхабаде и других городах Туркестана. Мы можем видеть рекламу современных технологий П. К. Горша, изготовленную на машине “Калимокс”, рекламу продукции “Дизел”я. [12]. В этом же ряду информация о стоимости хлопка в Ливерпуле, Москве и ряда других стран мира. Без сомнения, эти реклама и объявления приводили к интеграции на мировом рынке территории Туркестана.

В качестве вывода можем сказать, что в конце XIX–начале XX веков жадиды проводили крупные политические действия. Также сторонники прогресса для того, чтобы прийти к государственной власти, довести до сознания народа о необходимости вхождения в мировое экономическое пространство, в своих газетных изданиях отводили широкое место для новостей, объявлений и рекламы. Они также проводили пропагандистскую работу посредством рекламы по технической продукции, видам оказываемых услуг, книг по духовно-просветительской деятельности и об издательских домах. Если обратим внимание на виды рекламы, то увидим, что она старается охватить практически всю сферу общественной жизни, защищает страницы газеты от однообразия. Мы можем видеть, что и иностранные граждане дают рекламу. Это было очевидной крупной победой жадидов. По нашему мнению, они смогли довести до сознания народа острую сущность вопроса, слабость языкового и школьного образования, всех корней экономической бедности. Можно сказать, что каждое осуществленное жадидами действие является актуальным для развивающегося государства в XXI веке. В нынешних условиях рыночной экономики целью является создание безграничных условий малому бизнесу и предпринимательству. Президент Узбекистана И. А. Каримов подчеркивает, что необходимо внимание развитию среднего слоя, потому что крупные собственники вышли именно из этого слоя.

Литература:

  1. Решение кабинета министров Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности института Истории УзАН» // Ўзбекистон овози. 1998.28 июл..
  2. Шарифзода Қироншоҳ. Бухорои шариф. (назаре пас аз 100 сол) –Ирфон. 2012.
  3. Бухараи шарифъ/ 1912й. 14-март. № 3.
  4. Раҳмонов Ў. Овози тожик/ 1995й. 11-март.
  5. Бухараи шарифъ/ 1912й. 15-март. № 4.
  6. Раҳмонов Ў. Овози тожик/ 1995 й. 11-март
  7. Шарифзода Қироншоҳ. Бухорои шариф. (назаре пас аз 100 сол) –Ирфон. 2012 й. Бухараи шарифъ/ 1912 й. 11-март. № 1
  8. Бухараи шарифъ/ 1912 й. 11-март. № 1.
  9. Бухараи шарифъ/ 1912 й. 11-март. № 1.
  10. Шарифзода Қироншоҳ. Бухорои шариф. (назаре пас аз 100 сол) –Ирфон. 2012. Раҳмонов Ў. Инъикоси масоили рушди иқтсод дар “Бухорои шариф”/Овози тожик. 1995 й. 11-март

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle