Библиографическое описание:

Юсупова Ф. М. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 861-863.



 

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, причем инновации все больше приобретают статус генерального индикатора культурного развития. Условием прогресса становится готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни общества и принятию нового как ценности.

В условиях современной цивилизации реформирование образовательной системы стало насущной проблемой во многих странах мира. По данным ЮНЕСКО, основной причиной явилась необходимость воспитания человека с новым, глобальным мышлением, способного активно участвовать в социально-культурном процессе, изменяя себя и окружающую действительность.

По традиционным психолого-педагогическим представлениям, развитие человека ограничивается двумя трактовками: как естественный процесс — созревание и рост органических структур, и изменение их функций и как искусственная, специально организуемая деятельность развивания деятельность по формированию культуросообразных способностей.

Образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных, родовых способностей. Современная образовательная практика — это практика развивающего, личностно-ориентированного, свободного образования. Только с помощью личности педагога ориентированное образование способно стать личностно ориентированным. Интегральные характеристики личности — профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость — являются психологической основой, необходимой во всех профессиональных видах деятельности. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Важным является и то, что образ профессии как необходимое и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ во многом был связан с конкретными людьми и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладалконкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. То есть профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как его существенная часть.

Количество абитуриентов вузов сознательно и увлеченно выбравших свою будущую профессию, оказывается небольшим, да и часть из них идеализируют свою профессию, не представляют, каким объемом знаний, в том числе и по фундаментальным дисциплинам, они должны овладеть. Эта начальная стадия становления профессионала — выбор профессии — оказывает определяющее влияние на всю его жизнь.

Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает число физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Профессионал, в отличие от специалиста, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессией в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию.

Профессиональная направленность — система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает знания, учения, навыки, а также способы м приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Другими словами, это гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур (культура общения, навыки социального поведения).

В модели профессионального развития человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Такое качество дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным конструктором своего настоящего и будущего. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

Результаты проведенных экспериментальных исследований убедительно показали, что модель адаптивного поведения специалиста является в настоящее время типичной для нашего общества и неконструктивной на всех стадиях профессионального функционирования. Способ выбора профессии абитуриентом существенно сказывается на качестве обучения студента. Если будущая профессия выбрана осознанно, то у студента есть сильная мотивация. А «сильная мотивация рождает сильную волю». Такой студент преодолеет все трудности, возникающие на пути изучения фундаментальных дисциплин, если поймет, что они необходимы для овладения профессией.

Наличие профессиональной мотивации, активности студента и благоприятных условий в процессе обучения способствуют повышению качества приобретаемых им знаний, умений и навыков. Преподаватель является проводником культуры духовной, профессиональной, общечеловеческой. Его педагогические технологии и модели общения для обучающихся — образцы, которые они, усвоив, понесут в социум, где будут их тиражировать. Поэтому велика ответственность преподавателей и значимость педагогических технологий для социальных процессов.

Преподаватель — носитель и проводник профессиональной и общечеловеческой культуры.Современное высшее образование, в том числе и техническое, еще не преодолело инерцию отождествления образования с обучением. Оставляя за пределами педагогических технологий воспитание, развитие и саморазвитие, преподаватель высшей школы обрекает эти процессы на случайный результат, нарушая целостность педагогического процесса. Квалификация преподавателя вуза складывается не только из его профессионализма, но и из интуиции и умения применять на практике психолого-педагогические знания: создавать и реализовывать определенные модели и технологии, обеспечивающие целостность и единство процессов воспитания, обучения, развития и саморазвития личности выпускника вуза.

Если при этом в преподавателе «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; если он прекрасный лектор (определяет необходимый темп лекции, обладает искусством речи, артистизмом, юмором, выдержкой, чутьем улавливает состояние утомленности аудитории); если интересно строит семинарские занятия; может быстро ответить на любые вопросы студентов как профессионального, так и непрофессионального характера (из области искусства, политики, философии, истории, литературы) и увязать со своим предметом; умеет подойти индивидуально и доброжелательно, неравнодушно к обучению и проблемам своих студентов, формируя их способности к творчеству, т. е. умеет строить учебный процесс, исходя не «от себя», а от личности студента, то можно надеяться, что поставленные цели будут достигнуты, а личность преподавателя-профессионала и его общечеловеческая культура останутся навсегда в умах и сердцах его студентов.

 

Литература:

 

  1.              Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Митиной; Акад. пед. и соц. наук, Моек, психол.-соц. ин-т. — Москва: МПСИ: Флинта, 1998. — 179 с.
  2.              Щербаков Э. Л. Основы философских знаний: Учебное пособие. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2000. -134 с.
  3.              http://fiercest.ru/lection/psihologicheskoe-soprovozhdenie-vy-bora-professii/
  4.              http://hr-portal.ru/article/lichnostnoe-i-professionalnoe-razvitie-cheloveka-v-novyh-socialno-ekonomicheskih-usloviyah

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle