Библиографическое описание:

Согласнова А. С. Особенность управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 499-501.



 

В работе представлены точки зрения отечественных и зарубежных ученых по предметной сущности управленческого учета. Представлены отличия управленческого учета от финансового. Рассмотрена важность применения системы управленческого учета в ОАО «РЖД». Отражены особенности управленческого учета доходов и расходов на предприятиях железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, система управленческого учета, железнодорожный транспорт, номенклатура расходов и доходов основных видов деятельности.

 

Управленческий учет, как часть бухгалтерского учета, выделился в 20 веке и был признан информационной системой, удовлетворяющей потребности менеджеров в своевременной, достоверной, первичной информации о деятельности организации. Система управленческого учета позволяет оптимизировать процесс управления компанией, представляя собой информационный фундамент принятия обоснованных управленческих решений.

В широком смысле управленческий учет можно определить, как самостоятельный вид деятельности, обеспечивающий аппарат управления организации информационной поддержкой, необходимой для осуществления своих функций (планирование, организация, мотивация, координация, контроль) Данный процесс включает: идентификацию, измерение, накопление, хранение, обеспечение безопасности, анализ, интерпретацию и предоставление информации, необходимой управленческому звену организации. [1]

В узком смысле управленческий учет представляет собой систему сбора, хранения, обработки, анализа и предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений, анализа и планирования деятельности предприятия, обеспечения эффективного использования ресурсов, контроля за полнотой учета, а также подготовка финансовой отчетности для внутренних пользователей организации.

Так, Колин Друри определяет управленческий учет как процесс идентификации экономически значимой информации ее измерения и передачи пользователям, что позволяет им вырабатывать обоснованные суждения и принимать взвешенные решения. [5]

В отечественной практике чаще всего управленческий учет трактуется в широком смысле и восходит от английского термина “managementaccounting”. Согласно методическим указаниям по организации и ведению управленческого учета в компаниях, разработанным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, управленческий учет — это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и производственной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Данное определение соответствует международным стандартам в области управленческого учета и наиболее полно описывает сущность данной подсистемы бухгалтерского учета для управления хозяйствующими субъектами.

Т. А. Карпова в своей книге «Управленческий учет» приводит следующее определение: «Управленческий учет — это область знаний, необходимая каждому предпринимателю для планирования, контроля и координации своей деятельности и принятия эффективных управленческих решений». [2]

Созвучное определение дается О. Д. Кавериной, которая трактует управленческий учет как поставщик информации для клиента, которым в свою очередь является менеджер. [3]

Обобщая все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что управленческий учет заключается не просто в учете экономических показателей компании, а в эффективном управлении экономическим субъектом на основании собранной информации, посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельностью и процесса принятия управленческих решений. По мнению американского профессора, в области бухгалтерского учета, Ч. Хорнгрена, успех управленческого учета, зависит от того, улучшаются ли результаты управленческих решений из-за получения менеджерами специальной информации или нет. [4]

Особенности управленческого учета заключаются в его отличительных чертах от финансового учета. К таким чертам относятся:

          необязательный характер ведения;

          предоставление информации для внутренних пользователей организации;

          данные в системе управленческого учета не являются открытой информацией и не подлежат разглашению;

          оперативность предоставляемой информации;

          свобода выбора состава учитываемых показателей;

          информация может предоставляться с необходимой частотой, так как отсутствуют строгие временные рамки.

Вопросы, связанные с организацией управленческого учета, носят дискуссионный характер, особенно в тех случаях, когда речь заходит о крупных компаниях со сложной организационно-функциональной структурой управления, поскольку способы управленческого воздействия на решение поставленных задач в них очень специфичны. В современных условиях наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в организациях транспортной отрасли, в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта.

Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний момент особый характер технико-экономических процессов организаций железнодорожного транспорта не полностью раскрыт. Однако вопросы управления издержками и результатами экономической деятельности в железнодорожной отрасли были рассмотрены в исследованиях следующих ученых: Н. Г. Смеховая, А. С. Чудов, Б. М. Лапидус и другие.

Так как железнодорожный транспорт со специфичными технико-экономическими процессами представляет собой системообразующую отрасль Российской Федерации и оказывает большое влияние на развитие экономики страны, то вопросы, обозначенные выше, несомненно важны.

Для поддержания роста экономической составляющей России необходимо развитие и совершенствование работы железнодорожного транспорта с помощью оптимизации бизнес-процессов компаний. Ключевыми направлениями повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта становится оптимизация собственных расходов путем внедрения новых технологий. В связи с этим важную роль играет правильная разработка и качественное внедрение в деятельность организации системы управленческого учета, позволяющей в реальном времени отслеживать совершенные хозяйственные операции и реагировать на происходящие изменения.

Особенность системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта связана со спецификой технико-экономических процессов. Она заключается в том, что результатом деятельности компании является предоставление услуг, в том числе перевозки, которые нельзя накопить или отложить в запас. Поэтому к организации калькуляции затрат в системе управленческого учета предоставляются ряд дополнительных требований:

          своевременное, полное и достоверное документирование фактических затрат на момент их возникновения, обеспечивающее объективность принятия управленческих решений;

          группировка и учёт расходов по центрам возникновения затрат и центрам ответственности, видам деятельности и укрупненным видам работ;

          определение отклонений фактических расходов от установленных норм или плановых заданий, причин и виновников, способствует оперативному управлению расходами, обеспечивающее возможность их устранения непосредственно в процессе формирования эксплуатационных расходов.

Еще одной особенностью транспортной отрасли является ограниченность снижения эксплуатационных затрат определенными технологическими процессами, связанными с безопасностью движения поездов, охраной труда и уровнем надёжности техники [6].

В настоящее время ведение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» установлено в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 311 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»

Согласно данному приказу учет осуществляется на основе:

          номенклатуры расходов и доходов основных видов деятельности ОАО «РЖД»;

          распределения расходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»;

          распределения доходов, расходов от перевозок по тарифным составляющим ОАО «РЖД»;

          распределения доходов, расходов в регулируемом (естественно-монопольном) и нерегулируемом (конкурентном) секторах при осуществлении пассажирских перевозок в дальнем следовании ОАО «РЖД»;

          распределения доходов, расходов при осуществлении пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации ОАО «РЖД». [7]

Основным документом, по которому происходит управление затратами и доходами, является номенклатура доходов и расходов. В соответствие с ней управление затратами осуществляется по видам деятельности, разделенные на две группы. В первую группу входят виды деятельности, связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги. Ко второй группе относятся следующие виды работ: НИОКР, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, предоставление услуг социальной сферы и прочие работы.

Особенность первой группы заключается в том, что услуги, которые она оказывает, носят комплексный характер, то есть предоставляются по всей сети дорог. Учет расходов в этой группе ведется раздельно по видам деятельности и включает в себя распределение части расходов на ремонт подвижного состава, содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу и т. д. Исходя из того, что для распределения расходов по видам деятельности в первой группе используются натуральные показатели уровней железных дорог и в целом ОАО «РЖД», то расходы разделяются по уровням железных дорог, не учитывая затраты по объектам их функциональных филиалов, или на уровне ОАО «РЖД» в целом. Доходы и финансовый результат определяются только на уровне территориального филиала или ОАО «РЖД» в целом.

В отличие от видов деятельности первой группы, во второй группе, согласно номенклатуре, обеспечивается постатейный раздельный учет прямых производственных расходов по видам деятельности в структурных подразделениях. Доходы, расходы и финансовый результат во этой группе определяются в рамках каждого структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняющего соответствующую работу.

Таким образом, одной из основных задач внедрения управленческого учета в ОАО «РЖД» является организация раздельного учета затрат, который в свою очередь помогает обеспечить прозрачность калькулирования себестоимости услуг по каждому направлению деятельности, что способствует минимизации эксплуатационных издержек, принятию важных управленческих решений в установлении цен на продукцию и услуги, а также вложению собственных средств в инновационные технологии.

В заключении хотелось бы отметить, что правильное использование системы управленческого учета создает у компании и ее структурных подразделений солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит усиливает ее способность к защите своих интересов и способность получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.

 

 

Литература:

 

  1.              Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега-Л, 2007. — 582 c.
  2.              Карпова Т. А. Управленческий учет: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 351 с.
  3.              Каверина О. Д. Управленческий учет: теория и практика: Учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт, 2014. — 488 с.
  4.              Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
  5.              Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник /Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 655 с.
  6.              Мачерет Д. А. Совершенствование методов планирования и регулирования эксплуатационных расходов. //Экономика железных дорог, 2002, № 8. С.15–28.
  7.              Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утв. Приказом ОАО «РЖД» от 31.12.2010 г. № 235.
  8.              Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http:// www.rzd.ru
Основные термины: управленческого учета, ОАО «РЖД», системы управленческого учета, управленческий учет, видам деятельности, железнодорожного транспорта, управленческих решений, учета доходов, бухгалтерского учета, предприятиях железнодорожного транспорта, раздельного учета, управленческого учета доходов, смысле управленческий учет, раздельного учета доходов, отличия управленческого учета, сущности управленческого учета, система управленческого учета, Система управленческого учета, управленческого учета в компаниях, принятия управленческих решений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle