Тенденции развития туристских центров на примере Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 1727 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Д. Ю. Тенденции развития туристских центров на примере Санкт-Петербурга / Д. Ю. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 466-468. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26032/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

В статье представлены основные тенденции развития туристского центра на примере Санкт-Петербурга. Предоставлена информация о комплексе мер, проводимых городом в рамках мероприятий по повышению конкурентоспособности города. Приведена статистика въезда туристских потоков в Санкт-Петербург с 2010 по 2014 гг.

Ключевые слова: туризма, тенденции развития, туристский центр, рекреация.

 

This article presents the main trends in the development of a tourism Center in St. Petersburg. Provides information about a package of the cities measures as part of the activities to improve the competitiveness of the city. Shows the statistics of entry tourism flows in St. Petersburg from 2010 to 2014 years.

Key words: tourism, trends in development, tourist centers, recreation.

 

Проблема эффективного развития территории как туристского центра стоит пред многими городами на сегодняшний день. Россия обладает огромными природно-рекреационными ресурсами, но степень их рекреационной освоенности существенно уступает по сравнению с зарубежными странами. Смысл рекреационного освоения заключается в социокультурном преобразовании территории, на основе которого складывается территориальная рекреационная система, которая по своей сути является туристским центром.

Основными центрами туризма являются крупные города, имеющие большой культурно-исторический и иной потенциал. Однако на сегодняшний момент туристские центры сталкиваются с серьезными проблемами развития, обусловленными как внутренними, так и внешними факторами.

Наиболее эффективно туризм развивается в таких городах России как: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, Екатеринбург, Краснодар, Ярославль, Новосибирск, Иркутск, Суздаль. Эти города являются комфортными для отдыха туристов, по версии крупнейшего в мире сайта для путешественников «Trip Advisor» [3].

Петербург является вторым по величине, а также самым посещаемым городом России, обладает природными и культурно-историческими ресурсами, достаточно развитой туристской инфраструктурой, поэтому на его примере можно рассмотреть некоторые из факторов, влияющих на развитие туристского центра.

Основным внешним фактором, негативно влияющим на развитие туризма, является обострение политических отношений с Америкой и Европейскими государствами, особенно это касается снижения туристского потока иностранных граждан в Санкт-Петербург.

Проанализировав статистические данные въездного туристского потока, можно говорить о том, что количество иностранных туристов, посетивших Петербург в первой половине 2014 года, снизилось на 100 тыс. человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом поток гостей из-за рубежа сократился на 7 %. По итогам года эта цифра достигла 18 % (см. рис.1). По оценке ведомства, в первой половине 2014 года Санкт-Петербург посетили 1,35 млн. иностранных туристов. Между тем в 2013 году этот показатель составил 1,45 млн. человек [4]. Однако при этом количество российских туристов увеличилось на 5 %.

Рис. 1. Статистика Въезда туристских потоков в Санкт-Петербург

 

Лидеры отказов от посещения Северной столицы — США, Канада и некоторые страны Западной Европы [2]. Эти данные подтверждают, что обостренная политическая ситуация в действительности является негативным фактором внешнего воздействия.

Для того чтобы нивелировать для туризма последствия политических разногласий государств, по словам председателя комитета по развитию туризма Инны Шалыто, ведомство продолжит представлять Петербург в этих странах, но акцент деятельности смещается на страны Азии, Латинской Америки и Тихоокеанского региона. Там появится реклама о туристической привлекательности Петербурга в бортовых журналах и аэропортах.

В рамках действий по увеличению туристского потока в город, в 2013 году были реализованы мероприятия по развитию морского сообщения. Поток туристов, прибывающих в город морским путем, значительно вырос. Круизный туризм дал городу звание лучшего круизного назначения и более 11 % прироста посещений. Но потенциал этого сегмента гораздо выше, чем 573 тыс. визитов за прошлый год (см. рис.2). Данные за 2014 год, еще раз подчеркивают снижение спроса на туристские услуги в связи с влиянием внешних факторов [5].

Рис. 2. Численность морских туристов, прибывающих в Санкт-Петербург

 

Не стоит забывать и о внутренних факторах, сдерживающих развитие туризма в городе, в частности: необходимость улучшения инфраструктуры города, повышение качества сервиса в гостиницах и прочих местах размещения, увеличение комфортного туристского пространства для иностранных туристов.

В настоящий момент не существует универсального «рецепта» для повышения конкурентоспособности туристского центра, так как меры по повышению эффективности развития одного города, могут оказаться совершенно неэффективными для другого города. Однако можно проследить некоторые особенности и тенденции развития, которые в той или иной степени влияют на туристские центры.

Рассмотрим некоторые из тенденций на примере Санкт-Петербурга:

  1.              Развитие пригородных территорий города — восстановление дворцово-парковых ансамблей, улучшение инфраструктуры, восстановление и создание новых памятников.
  2.              Появление специализированного туристского предложения для различных социально-демографических групп. Поддержка социально-незащищенных категорий граждан через новые механизмы социального туризма.
  3.              Развитие конгрессно-выставочной деятельности. Опережающее развитие делового туризма особенно касается такого сегмента как MICE, к этой категории следует отнести туристов, отправляющихся на деловые встречи, участвующих в продажах, конференциях, торговых ярмарках, выставках и т. д.
  4.              Укрепление вертикальных связей игроков турбизнеса, интеграция предприятий, для повышения устойчивости бизнеса на рынке туристских услуг.
  5.              Повышение имиджа города, путем заключения соглашений о сотрудничестве с различными регионами страны об обоюдной бесплатной рекламе.
  6.              Большое внимание в Петербурге сейчас уделяется внутреннему туризму. Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский подчеркивает, что череда банкротств туроператоров должна подтолкнуть к увеличению спроса на внутренние туристские пространства страны. Министерство культуры также недавно разработало законопроект, по которому можно будет компенсировать затраты на путевки внутри страны за счет налоговых вычетов [2].
  7.              Продвижение и популяризация туристских возможностей города на профессиональных выставках международного уровня. Петербург принял участие в международной туристской выставке «ITBBerlin» в Берлине, которая прошла с 4 по 8 марта [2].
  8.              Развитие круизного туризма. Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров.
  9.              Создание круглогодичного туристского продукта — в городе планируются такие мероприятия, которые будут привлекать туристов даже в темные ноябрьские дни. Например, праздник света, который подразумевает лазерные шоу на фасадах исторических зданий.
  10.         Предоставление актуальных статистических данных в международные организации, такие как ЮНВТО и ИККА.

Таким образом, можно сделать вывод, что для устойчивого развития туристского центра необходимо создавать круглогодичное дифференцированное предложение, способное удовлетворить различные категории туристов. Особое внимание следует уделить бренду и имиджу туристской дестинации, так как это повысит не только узнаваемость территории, но и увеличит количество повторных посещений. Также с помощью созданного бренда территории, можно создать прочную ассоциативную связь с качеством предоставляемых услуг в сознании потенциальных туристов. Ключевые мероприятия по повышению лояльности туристов — участие в международных туристских выставках, развитие не только центра, но и периферийных частей города, продвижение конгрессно-выставочного потенциала туристского центра, а также улучшение городской инфраструктуры и транспортной доступности.

Следует отметить, что важным фактором развития Санкт-Петербурга является заключение партнерских соглашений с международными конгрессно-выставочными бюро о взаимном продвижении в рамках делового туризма, что послужит хорошей базой для здоровой конкуренции и обмена знаниями. Необходимо не только представлять город на международных выставках как туристскую дестинацию, но также представлять конгрессно-выставочные ресурсы города, привлекать международные выставки, конгресс, форумы для проведения на территории Санкт-Петербурга.

 

Литература:

 

  1.              Зырянова М. П. Анализ и основные тенденции развития туристского рынка России. Статья — журнал современные тенденции в экономике и управлении: новый взгля. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества»,2014. — 129–134 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21377880
  2.              Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/
  3.              Сайт для путешественников. 10 лучших туристических направлений — Россия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru/TravelersChoice-Destinations-cTop-g294459
  4.              Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/
  5.              Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): санкт-петербург, туристский центр, петербург, город, развитие туризма, турист, MICE, деловой туризм, круизный туризм, туристский поток.


Ключевые слова

рекреация, тенденции развития, туризма, туристский центр, рекреация.

Похожие статьи

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону...

Развитие туризма в стране и регионе зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия необходимых туристских ресурсов. Проблема оценки использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала является на сегодняшний день особенно актуальной.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Специфика делового туризма проявляется во взаимоотношениях между туристами и

- туристы; - поставщики туристских услуг; - распорядители или планировщики встреч

Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт).

Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма

И решением является развитие делового туризма.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей

По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Внутренний туристский поток (млн. туристов).

Внутренний туристический поток / национальный туризм.

Санкт-Петербург в 2014 году посетило около 6 миллионов туристов.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Россия, вид туризма, деловой туризм, лечебно-оздоровительный туризм, Сочи, круизный туризм, горнолыжный туризм, последнее время, религиозный туризм, въездной туризм.

Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018г в офисе Санкт-Петербургского ГКУ «Городского туристско-информационного бюро» Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга прошло рабочее совещание...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Теперь же государство стало более заинтересовано в дальнейшем развитии международного туризма на территории России, так как доход, получаемый от туристской отрасли, значительно пополняет бюджет страны.

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону...

Развитие туризма в стране и регионе зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия необходимых туристских ресурсов. Проблема оценки использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала является на сегодняшний день особенно актуальной.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Специфика делового туризма проявляется во взаимоотношениях между туристами и

- туристы; - поставщики туристских услуг; - распорядители или планировщики встреч

Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт).

Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма

И решением является развитие делового туризма.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей

По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Внутренний туристский поток (млн. туристов).

Внутренний туристический поток / национальный туризм.

Санкт-Петербург в 2014 году посетило около 6 миллионов туристов.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Россия, вид туризма, деловой туризм, лечебно-оздоровительный туризм, Сочи, круизный туризм, горнолыжный туризм, последнее время, религиозный туризм, въездной туризм.

Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018г в офисе Санкт-Петербургского ГКУ «Городского туристско-информационного бюро» Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга прошло рабочее совещание...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Теперь же государство стало более заинтересовано в дальнейшем развитии международного туризма на территории России, так как доход, получаемый от туристской отрасли, значительно пополняет бюджет страны.

Похожие статьи

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону...

Развитие туризма в стране и регионе зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия необходимых туристских ресурсов. Проблема оценки использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала является на сегодняшний день особенно актуальной.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Специфика делового туризма проявляется во взаимоотношениях между туристами и

- туристы; - поставщики туристских услуг; - распорядители или планировщики встреч

Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт).

Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма

И решением является развитие делового туризма.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей

По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Внутренний туристский поток (млн. туристов).

Внутренний туристический поток / национальный туризм.

Санкт-Петербург в 2014 году посетило около 6 миллионов туристов.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Россия, вид туризма, деловой туризм, лечебно-оздоровительный туризм, Сочи, круизный туризм, горнолыжный туризм, последнее время, религиозный туризм, въездной туризм.

Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018г в офисе Санкт-Петербургского ГКУ «Городского туристско-информационного бюро» Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга прошло рабочее совещание...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Теперь же государство стало более заинтересовано в дальнейшем развитии международного туризма на территории России, так как доход, получаемый от туристской отрасли, значительно пополняет бюджет страны.

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону...

Развитие туризма в стране и регионе зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия необходимых туристских ресурсов. Проблема оценки использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала является на сегодняшний день особенно актуальной.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Специфика делового туризма проявляется во взаимоотношениях между туристами и

- туристы; - поставщики туристских услуг; - распорядители или планировщики встреч

Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт).

Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма

И решением является развитие делового туризма.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей

По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Внутренний туристский поток (млн. туристов).

Внутренний туристический поток / национальный туризм.

Санкт-Петербург в 2014 году посетило около 6 миллионов туристов.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Россия, вид туризма, деловой туризм, лечебно-оздоровительный туризм, Сочи, круизный туризм, горнолыжный туризм, последнее время, религиозный туризм, въездной туризм.

Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018г в офисе Санкт-Петербургского ГКУ «Городского туристско-информационного бюро» Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга прошло рабочее совещание...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Теперь же государство стало более заинтересовано в дальнейшем развитии международного туризма на территории России, так как доход, получаемый от туристской отрасли, значительно пополняет бюджет страны.

Задать вопрос