Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Прыткова Ю. А. Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 858-861.



 

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Ключевые слова: гуманность, отношения, межличностные отношения, эмпатия, личность.

 

Одной из задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости совершенствования социально-нравственного воспитания на всех ступенях образования.

Как полагают Р. С. Буре С. А. Козлова, А. В. Запорожец, первый опыт нравственного воспитания дети получают в период дошкольного детства, именно в этом возрасте закладываются основы гуманных чувств, качеств и отношений [35, с.14].

Процессы демократизации и гуманизации в России происходят на фоне непростой социально-экономической ситуации. Возрастание социального неравенства, утрата системы традиционных нравственных ценностей, кризис духовной сферы — все эти условия усложняют процесс воспитания подрастающего поколения и усиливают роль воздействия негативных факторов на установление личности ребёнка.

Воспитание нравственной личности, которая умеет устанавливать гуманные отношения со сверстниками, окружающими людьми, которая не допускает унижение человеческого достоинства в проявлении грубости и жестокости в современном обществе является очень актуальным.

В связи с этим важное значение приобретает анализ сущности понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях. Само понятие «гуманные отношения» состоит из двух понятий «гуманность» и «отношения».

В. Н. Мясищев считает, что гуманность представляет собой интегральную позицию личности в целом, а не отдельную ее черту или сторону [9, с. 54].

Понятие «гуманность» раскрывается и через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной, в жизни каждого индивида, и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Под понятием «отношение» в психолого-педагогической литературе рассматривается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. При этом исследователи отмечают, что в социальных общностях, к которым в том числе относится и семья у людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношения — это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношение и взаимоотношение это стороны общения. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте [9, с.56].

Межличностные отношения развиваются в динамике, они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Категория «гуманных отношений» рассматривается в русле следующих подходов: социально-психологического (коллективистского, И. П. Иванов, И. А. Вейт), деятельностного (Б. Т. Лихачёв, К. А. Орлов), системного подхода к нравственности (С. А. Козлова, И. С. Марьенко, О. В. Авраменко, А. А. Востриков) [3,5,10].

Социально-психологический подход рассматривает в рамках ключевого условия и средства формирования гуманных отношений, источника их формирования коллектив. При этом гуманные отношения в коллективе рассматриваются как сложная система, характеризующаяся определённой внутренней структурой и динамикой развития, в которой отношение каждого члена коллектива ко всем остальным из всех членам коллектива тесным образом взаимосвязаны.

В рамках деятельностного подхода источником гуманных отношений выступает коллективная деятельность. Отношения выступают как основа деятельности. К. А. Орлов определяет гуманные отношения личности как вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях [10, с.163].

Согласно системному подходу, гуманные отношения базируются на нормах гуманизма и способности их транслировать в реальной жизни.

Т. А. Маркова под гуманными отношениями понимает иерархию интегрально-гуманных качеств, выражающихся в поведении, в определённых гуманистических проявлениях и отношениях [7, с.27].

О. В. Вакуленко понимает под гуманными отношениями особый вид практически складывающихся общественных отношений на основе нравственных взглядов, норм, принципов, которые возникают в процессе нравственной деятельности, проходят через сознание людей и выражают совокупность зависимостей и связей [2, с.7].

В. В. Абраменкова определяет гуманное отношение как отношение к другому как к себе самому через отношение к совместной деятельности. Отношения в группе выступают как опосредованные совместной деятельностью. Социально-психологический аспект проблемы изучения гуманных отношений заключается не только в групповом характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания, социальные нормы самого широкого плана [1, с.49].

Концепция деятельностного опосредования межличностных А. В. Петровского выдвигает межличностные отношения предметом специального анализа, в результате чего отношения рассматриваются как непосредственные связи эмоционального плана, которые зарождаются и формируются довольно рано. С того периода, когда не только отдельные индивиды, а группа сверстников как целое начинает выступать для ребёнка в качестве важного объекта, наступает формирование смысловой сферы личности. Это происходит в результате того, что совместная деятельность определяется чисто внешними моментами и постепенно превращается в деятельность взаимодействующую. Тогда появляется необходимость согласованности действий индивидов, коррекции и контроля за выполнением правил, соучастие в успехах и неудачах — именно здесь зарождается возможность отношения к сверстнику как к себе самому [11, с.61].

Гуманные отношения как частный случай межличностных отношений не составляют исключение и могут быть представлены как «непосредственные» и «опосредованные» содержанием совместной деятельности. Большое внимание изучению природы гуманных отношений в рамках деятельностного подхода вызвано необходимостью поиска возможных причин, объяснения того или иного поведения личности.

Согласно позиции К. А. Орлова, гуманные отношения тесным образом связаны с формированием смысловой сферы личности, и поэтому они представляют собой необходимый элемент осуществления любой совместной деятельности и не могут быть поняты в отрыве от её собственных содержательных характеристик [10, с.163].

В зарубежной литературе, как отмечает автор, наиболее принятым является понятие «просоциальное поведение», а термин «гуманное поведение» (отношение) в зарубежных исследованиях встречается крайне редко. Исследование просоциального или гуманного поведения в зарубежной психологии рассматривается через изучение феномена эмпатии как способности человека сострадать, сопереживать, также как стремление к познанию личности другого человека [10, с.163].

Большинство исследователей отмечают, что формирование гуманного поведения связано с развитием эмпатии. Ещё одним направлением исследований просоциального поведения является изучение отношений содействия и кооперативности, под которой понимают взаимную поддержку и готовность помогать друг другу. Этот пласт исследований свидетельствует о том, что развитие гуманных отношений не может осуществляться вне коллективов.

В отечественной психологии и педагогике принцип гуманности во взаимоотношениях является очень значимым и поэтому ему уделяется внимание также в работах многих исследователей. Как отмечает А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст выступает периодом первоначального закладывания личности, и именно в это время ребёнок приобретает определённые навыки общения, происходит усвоение им этических форм, происходит формирование «личностного поведения».

По мнению В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, ребёнок научается действовать в интересах других людей, появляется чувство коллективизма, чувство доброжелательности, дружбы [8,13].

По мнению А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, особую роль в становлении гуманного отношения к другим людям играют особые «умные» эмоции, которые отражают единство аффекта и интеллекта и выполняют роль эмоционального воображения, предчувствия, которое может возникнуть в результате действия ребёнка и оценки значения этих последствий для себя и для других людей [4,12].

Особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, которая представляет собой школу произвольного поведения ребёнка, школу морали в действии. Также важное значение в исследовании проблемы гуманных отношений внесли работы, связанные с рассмотрением детского коллектива как средства и условия развития личности ребёнка (Т. А. Репина) [13, с.37].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в современной психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» не имеет однозначного толкования. Под гуманными отношениями личности мы рассматриваем вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях.

Для оценки уровня развития гуманных отношений к сверстникам нами были выделены на основе анализа научной литературы компоненты, критерии и показатели. В соответствии с ними мы подобрали методики диагностики. Они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Критерии, показатели и методики оценки уровня развития гуманных отношений к сверстникам

Компонент

Критерий

Показатели

Методика

Когнитивный

Знания о том, как выстраивать общение со сверстником

Самостоятельно вступает в контакт, поддерживает диалог, включается в совместную деятельность, предупреждает и разрешает конфликты

«Метод проблемных ситуаций» (Е.О, Смирнова)

Эмоциональный

Эмоциональные реакции на сверстника

Проявляет участие и вовлеченность в действии сверстника, выражены эмоциональные реакции на сверстника

Методика «Помощники» (Г. А. Урунтаева)

Поведенческий

Характер взаимодействия со сверстником

Умеет организовывать общение в форме сотрудничества, разрешать конфликты

Методика «Не поделили игрушку» (Г. А. Урунтаева)

 

Результаты проведенного исследования показали, что, несмотря на то, что старшие дошкольники владеют знаниями о процессе общения, умеют вступать в общение, поддерживать его, эмоциональный компонент гуманных отношений сформирован недостаточно.

Дошкольники проявляются негативные эмоциональные реакции в общении со сверстниками, провоцируют конфликты из-за нежелания учитывать интересы другого, редко проявляют сопереживание.

В процессе совместной деятельности частично вовлекаются в процесс, не стремятся оказывать помощь и поддержку, уступать. В соответствии с этим важное значение приобретает организация работы, направленной на развитие гуманных отношений к сверстнику у старших дошкольников, которую мы планируем реализовать на формирующем этапе нашего эксперимента.

 

Литература:

 

1.                Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В. В. Абраменкова. М.: ЭКО, 2009. — 224 с.

2.                Вакуленко, О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / О. В. Вакуленко. Екатеринбург. 2000. — 23 с.

3.                Востриков, А. А. Культура нравственного самосовершен-ствования и воли [Текст] / А. А. Востриков. Одесса, Изд-во «Психопедагогика», 2012. — 143 с.

4.                Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.

5.                Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 2006. — 147 с.

6.                Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование, 2009. — № 3. — С. 25–27.

7.                Маркова, Т. А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений [Текст] / Т. А. Маркова // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. — М., 2004. — 152 с.

8.                Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.

9.                Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. — Воронеж: Модек, 2008. — 363 с.

10.           Орлов, К. А. Особенности формирования гуманности на отдельных этапах развития личности [Текст] / К. А. Орлов // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сб. науч. трудов. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. — С. 162–165.

11.           Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. –

12.           Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

13.           Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle