Библиографическое описание:

Рафиев Р. Б. Интернет-магазин в системе электронного бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 483-485.



 

Практически через 10 лет после перехода нашей страны к рыночной экономике и развития торговли, начинает получать распространение сектор интернет-коммерции. Однако ему потребовалось несколько лет, чтобы получить признание и доверие потребителей.

Электронный бизнес — это любая транзакция, совершенная посредством сети, связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Другими словами, электронный бизнес представляет собой деловые отношения в Интернете, включающие: куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, а также банковские услуги. [1]

Интернет-торговля является одним из элементов системы электронного бизнеса. Она представляет собой торговлю товарами и услугами посредством использования электронных средств, представляющая собой совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем в качестве средства взаимодействия с партнерами, банками, поставщиками и потребителями товаров и услуг.. [2]

История электронной коммерции насчитывает уже около 30 лет, а первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 году. Развитие интернет коммерции в России отстает на 3–4 года от США. Интернет- магазины у нас уже появляются все чаще, и особенно этот процесс стал заметен в 1999 году. Однако больших доходов, сравнимых с доходами от ведения Интернет-торговли за рубежом, они владельцам не приносили.

К основным проблемам, с которыми столкнулась интернет торговля в России, можно отнести:

1)      Недоверие российского бизнеса к возможностям электронной торговли. Длительное время через Интернет торговали исключительно мелкие торговцы и так называемые Интернет-посредники — компании, которые организуются только для Интернет-торговли. Крупные фирмы, известные за пределами интернет сферы только спустя достаточно длительный период времени начали организовывать продажу своих товаров и через глобальную сеть.

2)      На этапе зарождения российских интернет магазинов отечественные компании должны были обращаться для создания сайта к специалистам. Однако среди наших соотечественников, профессионалов в области интернет-дизайна было достаточно мало и из-за этого цены находились на высоком уровне. А так как сайт, его дизайн, умение привлечь потребителя, простота операций являются ключевыми моментами, то много ошибок было совершено из-за невысокого уровня профессионализма работников данной сферы. Эту проблему решали привлеченные за рубежом специалисты.

3)      Изначально небольшое количество пользователей интернета. Низкая возрастная дифференциация пользователей.

4)      Недоверие потребителей как к качеству товаров, поставляемых интернет-магазинами, так и к самой системе интернет-торговли.

5)      Завышенные цены в сфере интернет торговли, по сравнению с товарами, продающимися в магазинах.

6)      Неразвитость платежных систем. На момент появления первых интернет магазинов, система безналичных платежей и электронных денег не была еще широко распространена. Что приводило к очередным проблемам с организацией интернет покупок.

Сейчас все эти проблемы, тормозящие интернет коммерцию еще 10 лет назад, стали неактуальными. Вузы выпускают профессионалов в области веб- дизайна, маркетинга, рекламы, активно способствующих развитию технической и психологических составляющих. Интернет стал осознанной необходимостью не только у наших ровесников, но и у гораздо более старшего поколения. А интернет магазины перестали ассоциироваться с чем-то сложным и сомнительным, а по праву стали популярны у наших соотечественников.

 

Таблица 1

Динамика развития рынка интернет-коммерции

Год

Объем рынка, млрд руб

Номинальный рост

Инфляционный рост

Реальный рост

2010

180

 

 

 

2011

235

31 %

2 %

28 %

2012

315

34 %

5 %

28 %

2013

415

32 %

5 %

25 %

2014

560

35 %

15 %

17 %

 

Анализируя динамику развития объема рынка интернет-торговли можно заметить, что ежегодно количество интернет покупок увеличивается примерно на 32 % в номинальном выражении (на 20 % в стоимостном). Кроме рассматриваемой нами деятельности интернет магазинов (реализующих материальные товары), электронный бизнес затрагивает также такую деятельность, как онлайн покупка нематериальных товаров (кино, музыка), покупка туристических продуктов, приобретение билетов, доставка еды. Данные виды бизнеса через интернет также имеют устойчивую тенденцию к увеличению объемов продаж. Однако рост именно интернет-магазинов является преобладающим. Общий объем электронного бизнеса в 2014 году составил 1,1 трлн рублей (увеличение на 40 % по сравнению с 2013 годом).

 

Таблица 2

Основные показатели объема рынка интернет торговли за 2014 год

Показатель

Величина

Объем рынка интернет-торговли в России

560 млрд руб.

Объем рынка трансграничной торговли

85 млрд руб.

Общий объем рынка

645 млрд руб.

Рост общего объем рынка

42 %

Рост внутрироссийского рынка

35 %

 

На основе приведенных данных можно увидеть, что интернет торговля в России развивается высокими темпами. Причем объемы покупок совершаемых россиянами в отечественных интернет-магазинах почти в 6 раз превышает покупки у зарубежных продавцов. Также можно заметить, что интернет торговля составляет около половины объема от всех видов электронного бизнеса.

Возраст клиентов интернет магазинов составляет в основном от 18 до 64 лет. Женщины совершают покупки чаще, чем мужчины, но при этом средний чек у мужчин, как правило, в два раза больше.

По состоянию на конец 2014 года, 34 % пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет являлись онлайн- покупателями — то есть совершали покупки материальных товаров в интернет-магазинах хотя бы раз за предыдущие 12 месяцев. В числовом выражение, около 25 миллионов человек являются покупателями интернет магазинов.

 

Таблица 3

Покупки в отечественных и зарубежных магазинах

Год

Только российские интернет-магазины

Только зарубежные интернет-магазины

Российские и зарубежные интернет-магазины

2004

0,3

0,2

0,1

2007

0,9

0,5

0,1

2009

2,2

1,1

0,5

2011

5,0

2,4

1,4

2012

7,9

3,1

2,8

2013

10,5

2,8

5,2

2014

13,6

2,5

9,3

 

Можно также заметить, что увеличение покупок в отечественных интернет-магазинах растет по сравнению с покупками в зарубежных. К основным причинам этого можно отнести дополнительные трудности (знание языков, система оплаты товаров), возникающие при торговле с зарубежными продавцами. Но при этом, стоимость многих товаров в международно- известных интернет-магазинах существенно ниже, чем в отечественных.

Подводя итог, можно сказать, что электронный бизнес в России, в особенности интернет торговля, успешно развивается на протяжении длительного времени. Однако, как известно, уровень потребления (и в реальной и в виртуальной сфере) зависит от экономической ситуации в стране. В случае падения уровня доходов, которое происходит в этом году и скорее всего продолжится в следующем, торговля сокращается. А значит, по данным 2015 года, скорее всего такого сильного прироста объема продаж интернет магазинов не будет. К тому же сократятся покупки в зарубежных магазинах, так как из-за падения рубля цены увеличились почти в два раза, по сравнению с 2013 годом.

 

Литература:

 

  1. Нельзина О. В.. Интернет-магазин в структуре электронного бизнеса России (№ 6 [151] 25.04.2007)
  2. Беспалов А. А. История развития электронного бизнеса в России
  3. Интернет-торговля в России 2014. Годовой отчет. http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle