Библиографическое описание:

Иванова Ю. В. Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 780-782.



В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.

На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

Как правило, это дети «группы риска» по речевой патологии, которую составляют:

 Дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,

 Недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.

 Дети с асфиксией при родах

 Дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,

 Дети с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

Главной особенностью речи этих детей является выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.

В работе с такими детьми я использую различные методы и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Цель логоритмикиэто преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:

 развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

 формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

 устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;

 развивать речевое и слуховое внимание;

 учить переключать внимание, включая смену движений;

 продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

 развивать физиологическое дыхание;

 развивать артикуляционный аппарат;

 развивать силу голоса и выразительность речи, пения;

 развивать мелкую моторику, точность движений;

 развивать мимику лица;

 формировать правильную артикуляцию звука.

 важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одним из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

Основной принцип построения работы — это тесная связь движения с музыкой.

Принцип работ на логоритмике — активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.

Кроме того, использование логоритмических средств, предполагает обязательное включение в них речевого материала. Каждую логоритмическую деятельность я строю с соблюдением тематического принципа планирования, подчиняю единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь).

Именно в игре можно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения провожу по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями развития детей: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.

Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу, или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т. е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом. Логоритмика предполагает использование музыкальных записей на цифровых носителях.

При планировании логоритмической деятельности для детей с нарушением речи я выделяю следующие направления работы:

 формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания,

 развитие чувства ритма — упражнения, музыкально — дидактические, ритмические игры,

 речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса, развитие общей моторики — динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций,

 развитие артикуляционной и лицевой моторики — это упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц (артикуляционная гимнастика),

 развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

При разработке любой логоритмической деятельности, я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

А также, для более успешного проведения логоритмики, выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей с нарушением речи прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что систематические занятия логоритмикой, проводимые с эмоциональным подъемом и увлечением, способствуют коррекции и дальнейшему развитию двигательной активности ребенка, содействуя устранению речевых нарушений, совершенствованию сенсорных способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, логоритмические упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. У детей развивается слуховое внимание и слуховая память.

Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы!

Литература:

  1. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; — М, 1985
  2. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). — СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
  3. . Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.
  4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТС СФЕРА 2003
  5. Лопухина И. С. Логопедия — ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта 2004.
  6. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
  7. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития. 2007.
  8. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4–5 лет. Санкт — Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.
Основные термины: дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, детьми дошкольного возраста, речевых нарушений, речевого развития, коррекционной работе, речь ребенка, логоритмической деятельности, двигательной сферы, развитие речи малыша, нарушением речи, двигательной сферы ребенка, двигательной активностью ребенка, жизни речь ребенка, преодоление речевых нарушений, Похожая статья, преодоления речевых нарушений, двигательной активности ребенка, развитие мелкой моторики, нарушения речевого развития

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle