Библиографическое описание:

Зеко Л. Ю. Свобода предпринимательства в Российской Федерации. Государственно-правовой аспект // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 553-557.



 

Проанализирована природа свободы предпринимательства в Российской Федерации с точки зрения государственно-правового аспекта.

Ключевые слова: свобода предпринимательства, право на свободу предпринимательства, конституционное право.

 

Институт предпринимательства в Российской Федерации является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Все острее становитсявопросо местеи ролигосударствав этом процессе рыночных отношений, особенно с учетом ситуации, сложившейся в последнее время. Для разрешения вопроса о том, что такое свобода предпринимательства, необходимо понять правовую природу этого термина. Для этого представляется необходимым осуществить изучение взглядов современных ученых на такие определяющие категории права, как свобода личности, свобода предпринимательства и экономическая свобода. На основании указанного можно попытаться определить сущность и границы свободы предпринимательства, в том числе и с точки зрения конституционного права.

В правовой литературе под предпринимательской деятельностью понимают свободную деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Однако экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения признанных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды, чтобы ограничить проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом [1, c. 34].

Право на свободы предпринимательской деятельности имеет большое значение среди других экономических прав. В правовых системах разных государств, как и в Российской Федерации, оно относится к личным правам гражданина и позволяет частному субъекту заниматься любой хозяйственной деятельностью. Таким образом, государство в лице органов власти фактически лишается возможности чрезмерно вмешиваться в экономическую жизнь частных предпринимателей. А частный собственник предприятия, например, самостоятельно, соблюдая при этом трудовое законодательство, осуществляет наем и увольнение сотрудников, а также распоряжается полученными средствами. Необходимо заметить, что для развитого государства особенно важно соблюдать и обеспечивать свободу предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, которая включает открытие счетов в иностранных банках, регистрация и ликвидация собственных предприятий за рубежом, создание международных объединений для осуществления предпринимательской деятельности и другое. Таким образом, полагаем верным присоединиться к мнению профессоров М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина, заключающемуся в том, что «признание права на предпринимательскую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права, более того, как содействие и помощь частному бизнесу» [2, c. 109].

Взглядынарольгосударстваи степеньеговоздействиянасвободу предпринимательской и экономической деятельности отличаются разносторонностью. Исследователи рассматривают этот институт через призму множества теорий. На современном этапе сформировались две основные демократические концепции взаимосвязи государства и экономической системы — либеральная и эгалитаристская.

Либеральная концепция заключается в том, что государство минимально влияет на экономику, и это влияние возможно только позаконаместественногоправа, основными ценностями которогоявляютсясвященность и неприкосновенность частной собственности. А. Смит, Ф.Хайек и М. Фридман в своих трудах признают приоритет экономическойсвободы перед государством, в обязанность которого входит гарантировать эту свободу, не допускать вмешательств в данную сферу. Говоря о свободе, можно рассматривать ее как наивысшее благо, которое призвано и способно обеспечивать индивидуальность и своеобразие каждого члена общества. С позиций же предпринимательской деятельности суть свободного общества заключается в том, что здесь каждый заботится о себе сам, а государство только лишь создает благоприятные условия для развития такой деятельности. Такой принцип ограничения государственного вмешательства в регламентирование внутренних вопросов экономической жизни общества был принят, например, создателями Конституции США уже как объективная действительность. Вследствие чего позже ими указывалось, что правительство учреждено именно для защиты таких наиболее важных государственных институтов, как право личности и право собственности.

По мнению Ф. Хайека, в либеральном понимании экономическая жизнь отделена от государства «конституцией свободы». Он указывает, что «системачастнойсобственности — важнейшаягарантиясвободынетолькодлявладельцевсобственности,нои длятех,у когоеенеттолькоблагодарятому,чтоконтрольнадсредствамипроизводствараспределенмеждумножествомнезависящихдруготдругалюдей,никтонеимеетнаднимиабсолютнойвласти,и мысамиможемрешать,чеммыбудемзаниматься;еслижевсесредствапроизводстваокажутсяв однихруках,то владелец — будьто «номинальноеобщество»илидиктатор — получитнадниминеограниченнуювласть” [3, c. 103]. Немного отличаются от этого мнениявзгляды у сторонников концепциилиберальногоэгалитаризма — Дж.Роулза и К.Дженкинса [4],содержание которой четко определяетвыравниваниесоциальногоположениялюдей.Обобщая основные положения этой концепции,не уменьшая значимостьиндивидуальнойсвободы,онизакрепляют сочетание свободыс равенством,с участиемгосударствав обеспечениисправедливостипутемсозданиямеханизмараспределительныхотношений. Аналогичную позицию в этом вопросе занимают Р. А. Курбанов и А. М. Осавелюк [5, c. 76].

Нужно заметить, что в Российской Федерации базовые права и свободы были формально восстановлены на конституционном уровне поправками 1991 г. к советской Конституции и закреплены Конституцией 1993 года [6, c. 39].

При исследовании природы свободы предпринимательства в Российской Федерации интересным является разработанная британскими учеными-юристами конструкция право на свободную конкуренцию. Чтобы предприниматель имел возможность реализовать это свое право, необходимо наличие некоторых условий. К первому, и наиболее важному, стоит отнести четкое ограничение вмешательства государства в процесс рыночной конкуренции. Сюда относится формирование цены, спроса, предложения и т. д. Второе условие — это предоставление возможностей к свободному доступу на рынок и выхода с него всем участникам отношений, что стимулировало бы состязательность в разных сферах. И, наконец, третье — отсутствие монопольного установления цен каким-либо из участников рыночных отношений. Эта конструкция в качестве вопроса о праве на свободную конкуренцию изучается и отечественными учеными. Так, по мнению С. Паращука, оно «по своему содержанию уже права на свободу экономической деятельности и включает право каждого предпринимателя свободно вести свое дело на основе состязательности и свободы выбора» [7, c. 14].

Нужно отметить, что и Конституция Российской Федерации (часть 1 ст. 8, часть 1 ст. 34) определяет свободу как необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности, а свобода предпринимательства отнесена к ее второй главе, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Несмотря на это, юридическая конструкция права на предпринимательскую деятельность в Конституции Российской Федерации отвечает классическим теоретическим подходам по формированию обязательств государства в сфере экономических прав, согласно которым такие обязательства определяются на трех уровнях [8, c. 189]. На первом уровне государство должно уважать свободу человека, выполнять необходимую деятельность и использовать при этом необходимые ресурсы. Ему соответствует ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Государственные обязательства второго уровня заключаются в защите свободы действий и защите ресурсов от других субъектов в экономической сфере. В контексте такого типа обязательств нормы ч. 2 ст. 34 Конституции РФ предусматривают защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, запрет злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию. На третьем уровне обязательств в сфере экономических прав, как отмечает Е. Асбйорн, государство должно осуществлять надежды своих граждан по использованию права на питание. В этом случае государство обеспечивает социальный характер предпринимательской деятельности в России. Эти три уровня, по мнению Е. Асбйорна, определяют сущность права на свободу предпринимательской деятельности.

С принятием Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9] введено ограничение проверки предприятий один раз в три года, что значительно повлияло на деятельность как предпринимателей, так и органов контроля. Это положительное нововведение, однако, при условии, что частный бизнес на сегодняшний момент считается у проверяющих органов заведомо нарушающим закон, он обязан доказывать свою невиновность. Пока такая система не будет изменена, российский предприниматель не сможет спокойно и без вмешательства извне развивать свой бизнес и способствовать формированию конкурентоспособной экономики.

Также существует ряд и других проблем, которые вытекают из несовершенства конституционно-правового регулирования в РФ. Определенная частью 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации формулировка предполагает, что «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Это дает основания говорить о фиксации субъективного права лица. В то же время границы свободы личности в экономической сфере значительно шире объема субъективных прав, установленных государством.

Разъяснение формулировки, содержащейся в ст. 34 Основного закона России, можно найти в тезисе о том, что конституционное право на предпринимательскую деятельность фактически основывается на свободе предпринимательской деятельности, то есть на реальной возможности осуществления лицом по своему усмотрению и на свой риск, с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, не запрещенной законом. Вместе с тем в отдельных научных источниках в ходе анализа конституционных основ предпринимательской деятельности применяется конструкция «право на свободу предпринимательской деятельности» как попытка совместить конституционную формулировку и суть исследуемой категории. По нашему убеждению, приведенное положение Конституции Российской Федерации нуждается в переосмыслении и изменении в контексте именно первого уровня обязательств государства в сфере экономических прав — обеспечение свободной и инициативной деятельности.

Конституция Российской Федерации не раскрывает самого содержания права на предпринимательскую деятельность, в отличие от других прав — права на труд или права собственности. В этой ситуации следует согласиться с утверждением, что конституционно-правовая норма, которая декларирует право на предпринимательскую деятельность, достаточно четко обозначает вектор направленности правового регулирования экономических отношений в смысле текущего законодательства, в первую очередь Гражданского и других кодексов Российской Федерации. Высказанная идея о несовершенстве конституционно-правового регулирования свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации может быть дополнительно обоснована с использованием зарубежного конституционного опыта. Так, например, в ст. 27 Конституции Швейцарии «Экономическая свобода», во-первых, определена гарантированность экономической свободы, во-вторых, отмечено, что экономическая свобода включает, в частности, свободный выбор профессии, а также свободный доступ к предпринимательской деятельности и ее свободное осуществление [10]. Согласно нормам Конституции Испании (ст. 38), признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики, а государство гарантирует и охраняет ее осуществлении [11, c. 429]. Конституция Италии устанавливает основы предпринимательской деятельности такой формулировкой: «частная хозяйственная инициатива свободна» (ст. 41).

Свобода предпринимательской деятельности как базовая конституционная категория, по сути, предусматривает свободную и инициативную деятельность физического лица, может осуществлять такую деятельность, в том числе применяя механизм юридического лица. Даже если юридическое лицо основано исключительно другими юридическими лицами, на начальном этапе таких отношений первоисточником предпринимательской деятельности является физическое лицо. Следует согласиться с утверждением, что диапазон потенциальных носителей права на предпринимательскую деятельность в конституционно-правовом смысле значительно шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовом аспекте. В этом контексте может быть полезной идея о выделении непосредственной и опосредованной предпринимательской деятельности на основании ст. 34 Конституции РФ. Согласно данной идее, непосредственная предпринимательская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности — физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. А опосредованная предпринимательская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая физическими лицами через принадлежащие им на праве частной собственности юридические лица. Суммируя высказывания, прозвучавшие во время дискуссии относительно субъектного состава права на предпринимательскую деятельность, следует отметить, что такая дискуссия была бы лишена основания в случае конституционной фиксации не субъективного права, а гарантирования государством в Конституции РФ свободы предпринимательской деятельности в различных ее проявлениях.

Кроме того, государством не может быть предоставлена абсолютная свобода предпринимательства гражданам и юридическим лицам, так как оно, решая проблемы собственного экономического развития и сохранения экологии, должно посредством государственных институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества устанавливать определенные пределы, или экономический порядок, для защиты добросовестной конкуренции.

Границы свободы субъектов рыночных отношений закрепляются, безусловно, гражданским законодательством, которое регламентирует различные виды и все сферы предпринимательской деятельности. Из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод, что законодательством Российской Федерации установлены известные пределы свободы предпринимателей, их права, обязанности, а также ответственность. Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличии в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т. е. заниматься предпринимательством.

 

Литература:

 

  1.              Основы предпринимательства: учеб. пособие / В. И. Брунова [и др.]; под ред. В. И. Бруновой. — СПб.: СПбГАСУ, 2010.
  2.              Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ.ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, проф. Ю. И. Лейбои проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2000.
  3.              Hayek F. A.The Constitution of Liberty. Chicago: University of Chicago Press, 1960.
  4.              Михайленко Е. М. Гражданское право: общая часть [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lib.rus.ec/b/204381
  5.              Курбанов Р. А., Осавелюк А. М. АЛБА как экономический региональный блок: правовые аспекты // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 7–8 (67).
  6.              Мау В. Институциональные предпосылки современного экономического роста / В. Мау, К. Яновский, С. Жаворонков, Д. Маслов. — М.: ИЭПП, 2007.
  7.              Паращук С. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию / С. Паращук // Хозяйство и право. — 1998. — № 12.
  8.              Асбйорн Е. Минимальный уровень реализации социально-экономических прав // Права человека: Концепции, подходы, реализация / под ред. Б. Зизик; голов.ред. серии и автор предм. Дж Перлин; наук. ред. В. Дубровский: пер. з англ. — К.: Изд-во “Ай Би”, 2003.
  9.              Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169813/
  10.         Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm
  11.         Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. — М.: Издат. группа “ИНФРАМНОРМА”, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle