Гарантии независимости судей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 1431 раз

Библиографическое описание:

Митрюхина, Л. С. Гарантии независимости судей / Л. С. Митрюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 576-578. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25980/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в Российской Федерации идет процесс развития гражданского общества, что является одним из признаков правового государства. Соблюдение принципа независимости судей — это основа гарантии соблюдения свобод и законных интересов человека и гражданина. Также соблюдение данного принципа является ключевым условием для формирования гражданского общества и для построения правового демократического государства. При этом необходимо рассмотреть вопрос о том, существует ли в Российской Федерации на современном этапе ее развития механизм финансового, организационно-правового и кадрового характера, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции независимо от воздействия на него со стороны, и существует ли механизм противодействия попыткам такого воздействия?

Одной из проблем независимости судей является то, что на законодательном уровне не зафиксировано само понятие «независимость судей». Ни Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [1], ни положения Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], не раскрывают данного понятия. В ч.1 ст.120 Конституции РФ лишь декларируется, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Составляющей частью конституционного принципа независимости является принцип неподотчетности судьи, закрепленный в ст.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [3]. Представляется, что это один из наиболее болезненно воспринимаемых обществом принципов судейской деятельности. Обратной стороной является вопрос ответственности судьи за осуществление правосудия.

Также при рассмотрении вопроса независимости судей можно выделить такую проблему как недоверие граждан и организаций к отечественной судебной системе. Это подтверждает содержание Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» [4]. Четвёртый раздел Концепции начинается абзацем, содержащим такие слова: «В частности, согласно опросам общественного мнения только 27 % граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38 % органам правосудия не доверяют».

Таким образом, в Российской Федерации сложилось негативное отношение к пониманию «независимости» судей. Публикации в научных журналах, в средствах массовой информации свидетельствуют о том, что нынешнее положение с реализацией данного принципа вызывает обоснованную тревогу у представителей юридической науки и практических работников [5]. Довольно распространенным в обществе остается утверждение, что суды и судьи не способны разрешать споры независимо от исполнительной власти, что имеют место политическое давление и манипулирование процедурами назначения судей и отстранения их от должностей [6].

Следующей проблемой при реализации принципа независимости судей является взаимоотношение между председателями судов и судьями. Формально председатель суда это один из судей, на которого возложены обязанности, выполнение которых необходимо для функционирования суда. Так ст. 35 закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [7] описывает полномочия председателя как преимущественно организационные. Причем большая часть полномочий председателя касается работы аппарата суда, а не судей. В действительности роль председателя расходится с той, что описана в законе. Вертикаль председателей оказывается практически основным механизмом неформального управления в судебной системе. Сами судьи оценивают роль председателей как очень высокую.

 

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Насколько важным при оценке Вашей работы по конкретному делу является мнение…?» [8]:

 

Не важно

Не очень важно

Важно

Очень важно

Председателя суда

12,5 %

15,7 %

45,3 %

22,7 %

Прокурора

31,5 %

40,7 %

21,5 %

1,1 %

Судейского сообщества

12,6 %

12,8 %

43,3 %

26,5 %

Главы исполнительной власти

65,0 %

23,2 %

4,5 %

0,5 %

Общественности

38,6 %

29,5 %

20,7 %

5,7 %

Коллег-судей

11,7 %

17,3 %

50,5 %

16,9 %

Адвокатов

50,6 %

33,1 %

10,0 %

0,5 %

 

Как видно из приведенной таблицы, почти 70 % судей считают, что при оценке деятельности мнение председателя суда является важным или очень важным.

Председатели судов пользуются значительной властью в отношении судей, приписанных к соответствующему суду, особенно в вопросах назначения на должность, повышения в должности и отстранения от должности. Именно председатель суда составляет на судей характеристики и рекомендует их либо для назначения на должность по истечении трехлетнего испытательного срока, либо для повышения в должности. Кроме того, от председателя суда во многом зависит материальное благополучие, а также качество социальных гарантий судьи. Необходимо отметить, что председатели судов зависимы от председателей вышестоящих судов, а те, в свою очередь, от Администрации Президента РФ. Так, Председатели ВС РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. В то же время Председатель Конституционного Суда РФ на основании ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [9] избирается судьями Конституционного Суда из своего состава тайным голосованием сроком на три года. Аналогичной должна стать и процедура отстранения их от должности. Необходимо полностью исключить малейшую возможность влияния региональной исполнительной власти на этот процесс.

На основании вышеизложенного предлагаю следующие пути решения проблем:

  1.              Создание специальной структуры по обеспечению независимости судей от любых форм внешнего давления — коррупционного, административного, криминального. Структура должна предотвращать коррупционные проявления. Вполне возможно создать ее на базе существующей Службы судебных приставов, выделив при этом в самостоятельную службу.
  2.              Председателям судов, как управленцам, следует оставить только представительские и методические функции. Они должны отвечать за организацию общих собраний судей, осуществлять общий контроль над работой аппарата суда и организацией конкурсов на замещение ключевых административных должностей в нем, вести заседания совета судей данного суда.
  3.              Заработная плата судьи должна зависеть только от стажа. Должна быть отменена система премирования и депремирования. Заработная плата судьи должна быть стабильна, и никто не должен иметь возможности влиять на ее увеличение или уменьшение.
  4.              Существенно снизить нагрузку на судей. Для этого необходимо:

                   — наделить помощников судей некоторыми процессуальными полномочиями. Увеличить заработную плату технического персонала судов (в первую очередь помощников судей), что позволит привлечь к этой работе более квалифицированных специалистов, снизит сменяемость кадров и позволит возложить на них реальную ответственность.

                   — произвести ревизию и оптимизацию судебного документооборота, что сократит количество документов, необходимых для выполнения простых процессуальных действий.

На взгляд автора, принятие вышеназванных мер будет способствовать повышению независимости судей. Такая модернизация позволит судьям принимать решения в условиях исключающих внешнее воздействие.

 

Литература:

 

  1.              Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г.// Российская газета. — 1993. — № 237.
  2.              Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
  3.              Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — № 170.
  4.              Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 1735-р // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 40. — Ст. 5474.
  5.              Макарова З. Независима ли независимая судебная власть? // Уголовное право. — 2001. — № 3. — С. 75.
  6.              «Есть ли в России независимый суд?». Открытое письмо бывшей судьи Мосгорсуда О. Кудешкиной Президенту России В. В. Путину.
  7.              Федеральный Конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Ст. 35, пп. 3–4.
  8.              Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование / под ред. В.Волкова. — СПБ.: 2012 С. 42.
  9.              Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, председатель суда, Председатель судов, судья, должность, Конституция РФ, гражданское общество, исполнительная власть, Конституционный Суд, судебная система.


Похожие статьи

Место Конституционного Суда Российской Федерации...

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, конституционный контроль, судебная система Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князев высказал мнение о том, что...

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

судья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.

Правовой статус органов судебной власти в РФ

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Организация работы районных судов в Российской Федерации

Районный суд — это основное звено судебной системы Российской Федерации.

Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1]...

Правовое положение мирового судьи в судебной системе...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы.

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов. Суд не должен продолжать обвинительную деятельность (уголовное преследование)...

Место Конституционного Суда Российской Федерации...

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, конституционный контроль, судебная система Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князев высказал мнение о том, что...

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

судья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.

Правовой статус органов судебной власти в РФ

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Организация работы районных судов в Российской Федерации

Районный суд — это основное звено судебной системы Российской Федерации.

Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1]...

Правовое положение мирового судьи в судебной системе...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы.

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов. Суд не должен продолжать обвинительную деятельность (уголовное преследование)...

Похожие статьи

Место Конституционного Суда Российской Федерации...

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, конституционный контроль, судебная система Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князев высказал мнение о том, что...

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

судья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.

Правовой статус органов судебной власти в РФ

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Организация работы районных судов в Российской Федерации

Районный суд — это основное звено судебной системы Российской Федерации.

Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1]...

Правовое положение мирового судьи в судебной системе...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы.

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов. Суд не должен продолжать обвинительную деятельность (уголовное преследование)...

Место Конституционного Суда Российской Федерации...

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, конституционный контроль, судебная система Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князев высказал мнение о том, что...

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

судья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.

Правовой статус органов судебной власти в РФ

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Организация работы районных судов в Российской Федерации

Районный суд — это основное звено судебной системы Российской Федерации.

Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1]...

Правовое положение мирового судьи в судебной системе...

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы.

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов. Суд не должен продолжать обвинительную деятельность (уголовное преследование)...

Задать вопрос