Становление и развитие отечественного телевидения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 06.02.2016

Статья просмотрена: 14045 раз

Библиографическое описание:

Сабитова, Л. И. Становление и развитие отечественного телевидения / Л. И. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 657-659. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25976/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Статья посвящена особенностям становления и развития телевидения в отечественной истории. Автор описывает эволюцию телевещания с момента его появления в стране до образования масштабного телевизионного комплекса. В статье выделяются истоки возникновения, основные этапы роста, а также описывается роль телевидения в становлении и формировании средств массовой информации.

Ключевые слова: телевизионная сеть, СМИ, телевещание, перестройка, телесуфлер.

 

The article is devoted to the peculiarities of formation and development of television in the country's history. The author describes the evolution of television since its inception in the country to form a large-scale television set. The article highlighted the origins of the main stages of growth, and describes the role of television in the formation and the formation of the media.

Keywords: Television Network, the media, television, alteration, teleprompter.

 

Телевидение несет человечеству возможности просвещения, обмена информацией, сближает народы. Оно, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Немаловажным является исследование в области истории отечественного телевидения в период с 1931 по 2000-е годы. Представленные временные рамки позволяют наиболее полно представить, как проходил процесс рождения и рассвета телевидения в нашей стране.

Идеи создания электрической системы для передачи подвижного изображения на расстоянии высказывались еще в 70-е годы ХIX века. И только в середине 20-х годов прошлого столетия промышленно-техническая база развилась настолько, что возникла возможность практической реализации теоретических принципов телевидения.

В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьеввыдвинул первый из основополагающих принципов телевидения — разложение изображения на отдельные элементы для последовательной их передачи на расстояние [5]. Немец Пауль Нипков предложил осуществить разложение (развертку) изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. В 20-е и в начале 30-х годов множество исследований было направлено на усовершенствование механического ТВ с использованием диска Нипкова.

В то же время ученые-экспериментаторы научными открытиями готовились к созданию электронного телевидения. Александр Григорьевич Столетов, открыв явление внешнего фотоэффекта и создав фотоэлемент, доказывал возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опыты профессора петербургского технологического института Борисоа Львовича Розинга с зеркальными способами оптико-механической развертки так же имели значительное влияние на рождение электронного телевидения. Ученый преобразовывал электрические сигналы в светящиеся точки, используя катодно-лучевую трубку англичанина Уильяма Крукса. Завершил работу по созданию электронного ТВ его ученик — Владимир Козьмич Зворыкин. В 1929 г. Владимир Козьмич в компании Radio Corporation of America начинает работу над созданием иконоскопа — передающей телевизионной трубкой с большим количеством фотоэлементов. С этого момента телевидение преобразуется в электронное средство массовой информации.

Осуществление самой идеи телевидения являлось главной задачей для ученых-изобретателей в начале 30-х годов. 30 апреля 1931 года в СССР была произведена первая попытка передачи изображения на расстоянии. Телевизионное вещание еще не имело политико-информационной, эстетической, познавательной роли.

Вскоре в Москве начались передачи механического телевидения из Ленинграда. Промышленность стала выпускать механические телевизоры марки «Б-2» с размером экрана 3x4см. Однако в декабре 1933 г. передачи «механического» телевидения в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное телевидение.

В военное время телепередачи были прекращены и стали возобновляться ко Дню радио, 7 мая 1945 года. Послевоенные телепрограммы Московского телецентра велись в том же духе, что и до начала войны.

В 1946–1950-е годы исходя из закона о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР стали восстанавливать и технически переоборудовать существовавшие телевизионные центры, а также строить новые телецентры (Минск, Свердловск, Рига, Баку, Харьков, Ташкент и пр.)

22 марта 1951 г. Совет Министров СССР постановил о создании Центральной студии телевидения, впоследствии — Центрального телевидения СССР. Структура ЦСТ подразделялась на редакцию литературно-драматического вещания, редакцию музыкального вещания, редакцию детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакцию.

С середины 50-х годов возникла потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. В эфир стали выходить детские, молодежные программы, программы для работников сельского хозяйства.

Постепенно телевидение становилось одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта.

5 июля 1978 г. Телевизионное ведомство стало именоваться как Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Это означало, что председатель Совета Министров уже не был властен над телевидением и отныне подчинялся напрямую руководителю государства Л. И. Брежневу.

В годы так называемого застоя телевидение продолжало развиваться в техническом плане. Появились компьютерная графика, телесуфлеры, новые виды связи и т. п.

Взятый Горбачевым курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии. Телевидение переставало бояться инакомыслия и приучало себя к плюрализму мнений. На экране наблюдалась смена производственных тем на тему проблем социальной жизни. Показателем демократизации телеэфира послужил рост объема прямых передач с ответами на телефонные вопросы зрителей в ходе передачи, появились интервью с западными деятелями, экранизировались зарубежные передачи и сериалы.

Многолетняя история безраздельного господства Гостелерадио СССР завершается вместе с распадом СССР в 1991 г. На сузившемся информационном пространстве передачи ведутся двумя большими государственными компаниями. Вещание на I канале осуществляет государственная телерадиокомпания «Останкино». На базе II канала формируется Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК — телеканал «Россия»).

Региональные студии, получившие теперь статус государственных телекомпаний, стали значительно автономней, а ослабление государственного диктата привело к тому, что в стране возникло также множество мелких полулегальных студий кабельного телевидения.

Вступив, в ХХI в., отечественное телевидение на фоне коренных общественно-политических, экономических, социокультурных преобразований радикально изменилось. Телевидение окончательно утвердилось как главный источник информации, средство развлечения, способ организации досуга массовой аудитории.

За короткий срок, именуемый «переходным периодом», телесистема России масштабно преобразовалась: вырвалась из-под диктата большевистской доктрины; перестала быть партийно-государственной монополией; произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей, что привело к возникновению рынка программ.

Причем, «если в 1991 г., накануне развала СССР, в системе Гостелерадио было четыре программы Центрального телевидения и 130 местных студий (из них 78 в автономных республиках, краях и областях РСФСР), то в 2000 г. только в Российской Федерации 9 каналов, принимаемых более 50 % населения (из них четыре федеральных — «Первый», «Россия», НТВ и «Культура»), столько же национальных телесетей (ТНТ, СТС, REN-TV, ТВЦ), спутниковые системы «НТВ+», «Космос-ТВ», предлагающие пакеты из 40 и более каналов, около 1000 региональных телекомпаний (600 из них государственные)» [3].

Накопленный опыт создает предпосылки для возникновения нового качества в самой логике развития нашего телевидения. Большинство примеров свидетельствует о принципиальных переменах основных параметров отечественной телесистемы. Несомненно одно: телевидение представляет из себя систему, которая динамически самостоятельно развивается. Такая система не стоит на месте, что позволяет ей всегда находится в диалектической взаимосвязи с жизнью общества, отражая его развитие и развиваясь вместе с ним.

 

Литература:

 

  1.              Газета «Правда» о советском ТВ и радиовещании. М., 1974.
  2.              Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2004.-141с.
  3.              Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М., 2002. — с. 21–103
  4.              Рохлин А. М. История отечественного телевидения. М.:Аспект Пресс, 2008.-127 с.
  5.              Юровский А. Телевидение — поиски и решения. — М.: Искусство, 1983. — с.22
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, телевидение, электронное телевидение, владимир, отечественное телевидение, передача, сельское хозяйство.


Ключевые слова

СМИ, перестройка, телевизионная сеть, телевещание, телесуфлер

Похожие статьи

Главные функции современного телевидения.

региональное телевидение, телевидение, горный край, СМИ, программа, передача, массовая информация, канал, дагестанское телевидение, телевизионное вещание.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Действительно, за весьма короткий срок телевидению удалось невозможное: естественно объединить в себе все лучшие качества средств массовой информации, гармонично

Четыре беседы. М., 1988. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив [Электронный ресурс] Искусство кино.

Программы о страноведении на центральном телевидении...

передача, страноведение, отечественное телевидение, путешествие, программа, ведущий, Россия, географическая тематика, Владимир, прикладная информация.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

По данным аналитического центра компании «Видео Интернешнл» в 2005-м году впервые доля зрителей, включающий телевизор ради развлечения впервые превысила тех, кто обращается к телевидению за информацией.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение – это электронный учитель, популяризатор прекрасных знаний, просветитель.

Однако в 50-е гг. ХХ века, когда Азербайджанское телевидение делало свои первые шаги, осознать преимущества этого средства массовой информации было не так легко.

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

За последние 15–20 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и

Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении.

Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах

Если раньше ведущим средством массовой информации была периодика, то теперь эта позиция была передана телевидению.

Объем, разнообразие и скорость передачи информации теперь напрямую влияют на рентабельность СМИ.

Главные функции современного телевидения.

региональное телевидение, телевидение, горный край, СМИ, программа, передача, массовая информация, канал, дагестанское телевидение, телевизионное вещание.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Действительно, за весьма короткий срок телевидению удалось невозможное: естественно объединить в себе все лучшие качества средств массовой информации, гармонично

Четыре беседы. М., 1988. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив [Электронный ресурс] Искусство кино.

Программы о страноведении на центральном телевидении...

передача, страноведение, отечественное телевидение, путешествие, программа, ведущий, Россия, географическая тематика, Владимир, прикладная информация.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

По данным аналитического центра компании «Видео Интернешнл» в 2005-м году впервые доля зрителей, включающий телевизор ради развлечения впервые превысила тех, кто обращается к телевидению за информацией.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение – это электронный учитель, популяризатор прекрасных знаний, просветитель.

Однако в 50-е гг. ХХ века, когда Азербайджанское телевидение делало свои первые шаги, осознать преимущества этого средства массовой информации было не так легко.

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

За последние 15–20 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и

Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении.

Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах

Если раньше ведущим средством массовой информации была периодика, то теперь эта позиция была передана телевидению.

Объем, разнообразие и скорость передачи информации теперь напрямую влияют на рентабельность СМИ.

Похожие статьи

Главные функции современного телевидения.

региональное телевидение, телевидение, горный край, СМИ, программа, передача, массовая информация, канал, дагестанское телевидение, телевизионное вещание.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Действительно, за весьма короткий срок телевидению удалось невозможное: естественно объединить в себе все лучшие качества средств массовой информации, гармонично

Четыре беседы. М., 1988. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив [Электронный ресурс] Искусство кино.

Программы о страноведении на центральном телевидении...

передача, страноведение, отечественное телевидение, путешествие, программа, ведущий, Россия, географическая тематика, Владимир, прикладная информация.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

По данным аналитического центра компании «Видео Интернешнл» в 2005-м году впервые доля зрителей, включающий телевизор ради развлечения впервые превысила тех, кто обращается к телевидению за информацией.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение – это электронный учитель, популяризатор прекрасных знаний, просветитель.

Однако в 50-е гг. ХХ века, когда Азербайджанское телевидение делало свои первые шаги, осознать преимущества этого средства массовой информации было не так легко.

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

За последние 15–20 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и

Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении.

Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах

Если раньше ведущим средством массовой информации была периодика, то теперь эта позиция была передана телевидению.

Объем, разнообразие и скорость передачи информации теперь напрямую влияют на рентабельность СМИ.

Главные функции современного телевидения.

региональное телевидение, телевидение, горный край, СМИ, программа, передача, массовая информация, канал, дагестанское телевидение, телевизионное вещание.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Действительно, за весьма короткий срок телевидению удалось невозможное: естественно объединить в себе все лучшие качества средств массовой информации, гармонично

Четыре беседы. М., 1988. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив [Электронный ресурс] Искусство кино.

Программы о страноведении на центральном телевидении...

передача, страноведение, отечественное телевидение, путешествие, программа, ведущий, Россия, географическая тематика, Владимир, прикладная информация.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

По данным аналитического центра компании «Видео Интернешнл» в 2005-м году впервые доля зрителей, включающий телевизор ради развлечения впервые превысила тех, кто обращается к телевидению за информацией.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение – это электронный учитель, популяризатор прекрасных знаний, просветитель.

Однако в 50-е гг. ХХ века, когда Азербайджанское телевидение делало свои первые шаги, осознать преимущества этого средства массовой информации было не так легко.

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

За последние 15–20 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и

Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении.

Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах

Если раньше ведущим средством массовой информации была периодика, то теперь эта позиция была передана телевидению.

Объем, разнообразие и скорость передачи информации теперь напрямую влияют на рентабельность СМИ.

Задать вопрос