Библиографическое описание:

Жуманова Н. Ш., Тошпулатова Н. Х., Комилова А. С. Развитие инновационных систем в образовании // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 777-778.



 

In this work it is described the local changes, introduction of new subjects, new forms of training and education methods, deep system of changes, directed on improvement of educational system.

Key words: a method, an innovation, training, education, educational institution, a position.

 

Инновационный путь развития образовательного учреждения заключается в выявлении и корректировке его социальной миссии стратегических задач развития; от локальных изменений внедрения в практику новых предметов; новых форм и методов обучения и воспитания до глубоких системных изменений; в моделировании образовательной подсистемы образовательного учреждения, соответствующий социальной мисси и стратегическим задачам развития; в разработке программы его развития и, наконец, направленных на усовершенствование образовательной системы.

В то же время анализ практики изменений в деятельности образовательных учреждений показывает, что они осуществляет их разной широтой, голубиной и успешностью и что существуют значительные проблемы с обеспечением эффективности проводимой работы. Одно и то же новшество в тех или иных образовательных учреждениях может давать разные результаты, затраты на его создание и внедрение часто оказываются значительно выше, чем предполагалось изначально, нововведения нередко встречают сопротивление тех, кто с ними должен был работать.

В качестве теоретической базы инновационного развития образовательного учреждения может быть использован подход, разработанный группой консультантов в области образования.

Основное положение данного подхода заключается в наибольшей практической эффективности деятельности образовательного учреждения при взаимосоответствии определенных образовательной и организационной моделей. В основе классификации организационно-образовательных моделей лежит градация способности образовательных учреждений к эволюционному развитию в контексте реализации трех основных организационных функций: способность к гибкости управление образовательным процессом, приспосабливая его к меняющимся социальным условиям; способность к усложнениям — развитие образовательного процесса в образовательных учреждениях от простого к более сложному; способность к организационному развитию организационные изменения образовательного учреждения как на внешнем, так и на внутреннем уровне. [1].

В научной литературе также прослеживается подход, рассматривающий инновационную деятельность как деятельность активных субъектов инновационного процесса [1,2] считает, что педагогическая деятельность является инновационной по своей сути, т. е. инновационность является сущностной характеристикой педагогической деятельности.

Можно утверждать, что форсированность у педагога качеств субъекта в значительной степени может способствовать внедрению инноваций в практику образовательного учреждения. Педагог как субъект инновационной деятельности и ее организатор выступает с другими членами педагогического коллектива в процессе создания, использования и распространения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, традициях и др.

Отношение субъектов инновационной деятельности друг к другу, к содержанию инновации и порождаемым изменениям может проявиться в действиях, суждениях. Это отношение активно влияет на процесс становления нового, выполняя различные функции; инициатора нововведения, препятствия на его пути и. т.п.

По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в способах деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Из этого следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

Педагог становится сторонником инновации тогда, когда может адекватно оценить состояние педагогической среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения — потери преимуществ. Педагог может отказаться от новшества на разных этапах; на этапе оценки, мысленно «Проиграв» использование новшества в условиях реальной ситуации, на этапе апробации, когда он может решить, что издержки превышают выгоды.

Таким образом, успех реализации любого нововведения тесно связан с инновационным поведением, которое представляет собой действие. Где проявляются личностные отношения педагога к происходящим переменам. Выбор инновационного поведения тесно связан с уровнем предрасположенности каждого конкретного субъекта к новому, его эмоционально — оценочным отношением к нововведениям.

Понятием, объединяющим особенности сознания педагога в ситуации нововведения его готовности к восприятию инновации, настроя на соответствующее поведение, является, личностно-профессиональная позиция педагога. В ситуации инновационной деятельности психологическая готовность предусматривает чаще всего разрушение сложившихся ранее стереотипов и шаблонов вследствие их полного несоответствия новым условиям деятельности. Психологическая готовность к эффективной инновационной деятельности включает в себя готовность педагогов к принятию на себя психологической нагрузки связанной с возложением личной ответсьвенности за включение в ситуацию инновационной деятельности.

Таким образом, степень принятия педагогическим коллективом внедряемых инновация в значительной мере зависит от уровня сформированной субъективного отношения педагога к конкретным инновациям.

 

Литература:

 

  1.              Джураев Р.Х, Мардонов Ш. Инновации в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов Войскового института Киевского национального Университета имени Т.Шевченка Выпек № 4 –Киев, 2009.
  2.              Джураев Р. Х. Подготовка преподавателей к инновационной деятельности формирования гармоничного развитого поколения в современных условиях-ч.5-Тошкент.2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle