Библиографическое описание:

Мордвинов А. А. Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО и требований к выпускнику на рынке труда на примере Курской области // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 617-623.



 

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика.

 

Актуальность темы исследования

Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены, в целом система образования пока не в достаточной степени ориентирована на перспективную подготовку кадров: специалисты, которые, отвечают требованиям сегодняшнего дня, имели бы такой образовательный и профессиональный задел, который позволял бы им его использовать и в будущем.

Несомненно, образовательная среда должна стремиться к приведению баланса между спросом и предложением рабочей силы в контуре инвестиционно-инновационного русла развития экономики.

Всё это, по нашему мнению, связано с тем, что, несмотря на имеющиеся отдельные идеи, разработки, программы и т. д., в сфере социального управления образованием недостаточно внедрена концепция системного подхода в социальном проектировании сферы образования.

Объект исследования: образовательная система СПО Курского региона.

Предмет исследования: механизмы, которые позволяли бы решать задачи улучшения качества подготовки выпускников системы СПО в регионе.

С целью выявления проблемных точек взаимодействия рынка труда и системы СПО мы провели опрос в начале 2016 года, в котором участвовало 100 учащихся Курского техникума связи. Во многих развитых странах мира людисо средним профессиональным образованием обеспечивают технологический и промышленный задел своих государств.

Особый интерес представляют данные, характеризующие степень готовности студента работать и искать работу в своей сфере деятельности и готовности выпускников к профессиональной деятельности по таким направлениям, как:

1)                Создания условий трудовой деятельности в рамках постепенного развития экономики.

2)                Выполнение функций, предписанных профессией.

3)                Сообщение перспектив для дальнейшего повышения образовательного профессионального уровня.

На представленные вопросы были получены следующие ответы:

№ 1. Оцените возможности, которые открывает для вас будущая профессия, и укажите основные проблемы каждой составляющей.

На приведенных ниже таблицах указаны ответы студентов (1 курс — черный цвет) (2 курс — серый)

Рис. 1. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

Рис. 2. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

33 % студентов 1 курса оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60 % как средний и только 7 % студентов считают этот показатель как высокий, на первом курсе студенты не оценивают готовность выполнения профессиональных обязанностей на качественном уровне как отличную.

Студенты 2 курса наоборот показывают свою готовность как высокую, и только16 % считают, что не смогут хорошо справиться с поставленными задачами.

Такие же показатели развития умений и навыков для работы.

Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 4. Результат опроса студентов 1–2курса КТС

 

25 % опрошенных 1 курса считают, что развитие творческого подхода очень велико. 46 % как среднее. Но освоение новых специальностей 32 % считают высокий показатель и 49 % низкий.

2 курс оценивает развитие творческого похода как высокий 50 %, как среднее 41 %,остальные считают этот показатель низким.

Освоение новых специальностей оценивается высоким показателем у второго курса.

Рис. 5. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Студенты 1 и 2 курса практически одинаково отметили нравственное воспитание студентов в техникуме- 58 % опрошенных ответило как средний показатель остальные 42 % высокий.

Рис. 6. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 7. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 8. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 60 % считают, что перспективы развития выбранной ими сферы деятельности довольно высоки и востребованы. Это говорит о том, что учащиеся КТС считают свои сферы деятельности высоко инновационными и перспективными, что, конечно же, не лишено логики. Особенно в условиях высокой степени информатизации общества.

Рисунок 9. Результат опроса учащихся 1–2курса КТС

 

Рис. 10. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % опрошенных считают, что смогут освоить смежные специальности и проходить переподготовку, если надо для дела. Но остальные считают, что имеются и некоторые проблемы в повышении образовательного уровня: например, недостаточный уровень информированности выпускников о курсах профессиональной переподготовки, нежелание работодателей вкладывать средства в подготовку кадров еще со студенческой скамьи.

Рис. 11. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 12. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % студентов КТС планирует работать по избранной специальности. Но остальные студенты не собираются или еще не определились точно. Это говорит о том, что некоторые студенты идут в техникум только для того, чтобы получить любое среднее профессиональное образование. Что бы таких случаев было как можно меньше, нужны эффективные механизмы социального проектирования образовательной среды и рынка труда в регионах.

Вывод: необходимо отметить, что проведение анкетирования может выступать механизмом стимулирования развития социального партнерства между работодателями, учреждениями среднего профессионального образования и молодыми рабочими, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов. Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании: выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройства после прохождения в производственной практике; специальной программы поддержке молодых рабочих и т. п. позволяют сформулировать четкое видения перспектив в трудоустройство молодежи. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

 

Литература:

 

  1.              Сводные статистические ежегодники. — 2011–2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle