Библиографическое описание:

Родионов Д. А., Суворина И. В., Князев Ю. В. Утилизация автомобильных шин // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 936-937.



 

Автомобильная техника используется абсолютно на каждом предприятии, и количество предприятий постоянно увеличивается. Также растут и объемы использованной резины, которая накапливается и занимает полезную площадь. Поэтому перед многими руководителями, а также частными автолюбителями возникает проблема, куда сдать старые шины, покрышки.

В нашей стране утилизация б/у резиновых покрышек чаще всего сводится к их выбрасыванию на свалку или другое «удобное» место. Это совсем не безопасно для окружающей среды — ведь для полного разрушения этого материала требуется более ста лет. Кроме того, снижение объема добываемой нефти требует максимального использования вторсырья. Экономически гораздо эффективнее покрышки восстановить или превратить в сырье для производства.

Самый распространенный физический метод — измельчение, позволяющее сохранить свойства и структуру полимеров. Для измельчения используются следующие методы:

                    бародеструкция — дробление материала на крупные части и «отжим» резины из корда (конечный продукт — крошка с диаметром 0,8 мм и корд, который нужно утилизировать);

                    обработка озоном — шины разрезаются на четыре части и в специальной камере подвергаются механическому и озоновому воздействию (конечный результат — крошка с диаметром 0,1–0,2 мм);

                    механическое дробление на крошку;

                    обработка высокой температурой — по сути это переработка шин в топливо, так как резина разлагается на составляющие, параллельно образуется газ, который можно использовать как топливо;

                    взрыв с циркуляцией;

                    обработка при низких температурах — для охлаждения используется жидкий азот, резина подвергается дроблению при температуре от 600о до 900оС;

                    «псевдосжигание» — сжигание в специальной камере при высоком давлении;

                    переработка шин пиролизом при температуре 1000оС, в результате образуется газ, который можно использовать как топливо;

                    прямое сжигание — шины сжигаются при избытке кислорода;

                    косвенное сжигание — сжигание в присутствии газа, полученного в процессе пиролиза;

                    восстановление. [1]

Сегодня существует множество химических и механических способов утилизации. При этом большинство химических способов не являются экологически безопасными, а получаемое на выходе сырье отличается низким качеством. Предпочтительнее использовать механическую утилизацию резиновых покрышек. Это практически безотходное производство, позволяющее вторично использовать переработанное сырье.

Существует несколько современных технологий утилизации автомобильных шин:

                    Пиролиз сырья с последующим получением углерода. Разложение резины при температуре около 500°C позволяет получать технический углерод низкого качества, в котором содержатся примеси: газы, металлы, зола. Недостаток способа заключается в высокой токсичности выбросов продуктов пиролиза, которые опасны для живых организмов.

                    Растворение покрышек в горячем битуме. Подобная утилизация шин позволяет получать металлолом, сырье для изготовления технического углерода и материал для строительства автомобильных дорог. Данный способ требует чрезмерного количества энергии, а модифицированный битум слишком дорог для покрытия дорожного полотна.

                    Перемешивание измельченных автошин с каменным углем и последующее сжигание. Данный метод утилизации автомобильных шин пришел из США: порезанные изделия используют в качестве топлива для ТЭЦ. Недостаток технологии — высокая токсичность и достаточно высокая цена на утилизацию резины.

                    Девулканизация резины. Технология очень сложна, а продукт, получаемый на выходе, имеет низкое качество.

                    Термолиз резиновой крошки в среде углеводородного теплоносителя. Этот способ является наиболее экологичным и позволяет получать товарный углерод, а также его жидкий остаток — синтетическую нефть. Сырье можно использовать для повторного изготовления покрышек.

                    Механическая переработка шин. Самый популярный метод переработки, который позволяет получать множество продуктов из вторсырья — изношенных покрышек. Данный метод сравнительно недорогой, экологически чистый и не требует большого количества энергии. Утилизация колес, резины данным методом позволяет перерабатывать шины, как от легковых и грузовых автомобилей, так и от сельскохозяйственной техники. Полученное вторичное сырье не теряет свою структуру, характеризуется положительными качествами, поэтому эффективно применяется для дальнейшего производства многих изделий. В результате в окружающую среду попадает намного меньше вредных отходов. [2]

Переработанные автомобильные покрышки — резиновая крошка, используется:

                    в строительстве новых дорог,

                    в производстве покрытий для детских и спортивных площадок,

                    для производства кровельных материалов

                    для изготовления тротуарной плитки.

Кроме того, каждая шина или покрышка, сдаваемая в утилизацию, снижает нагрузку на добычу нефти, т. к. именно этот природный продукт лежит в основе автопокрышки. Иными словами, даже отработанная, непригодная для поездок шина, сама по себе является ценным материалом. Просто меняется цель ее использования. Таким образом, утилизация шин — это ресурсосберегающая современная технология.

 

Литература:

 

  1.                http://punkti-priema.ru/drugoe-vtorsiryo/utilizaciya-pokrishek/moskva
  2.                http://to-biz.ru/pererabotka-shin/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle