Библиографическое описание:

Баранова А. В., Наумова Т. В. Функции планирования и контроля в деятельности современного менеджера дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 749-751.



 

In the articlethe authors describesome features ofthe implementation ofthe functionsof planning and controlin moderneducational organization. Clarifyingandspecifyingthe objects, conditions for effectiveimplementation of thesefunctions ofthe modernmanagereducation,characterized bythe concept of«plan», «planning», «control».

Keywords:preschooleducation organization, management, planning andcontrol.

 

Современная образовательная организация становится всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более высокие требования. Одновременно с этим и внутри, и в не её появляются перед управлением новшества создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы.

Считаем, что на современном этапе особое внимание в работе менеджера сферы образования следует уделять вопросам планирования, контроля за деятельностью коллектива и организации педагогического процесса.

План всегда предшествует практической деятельности людей, в нем как бы заложено предвидение результатов, а также путей развития самого процесса труда.

Планирование — это способ, через который руководство даёт обеспечение направленности общих усилий членов организации к достижению её единых целей [3,4].

В процессе планирования работы любой образовательной организации нужен абсолютный обхват всех направлений деятельности и существующих ресурсов, что подразумевает оптимальное использование человеческого потенциала (их педагогических знаний, умений и способностей) материальных запасов, рабочего времени, информационных возможностей и иных условий.

Необходимоотличать план отпланирования. План — это детализированный комплекс заключений,который подлежат осуществлению, список определенных событий и их выполнение. План считается итогом планирования. План как результат планирования в интересах исполнителей считается руководящим важным документом и обязан содержать как прямые обязанности, так и рекомендательные данные, при этом с ростом сроков планированияколичество индикативных (рекомендованных) показателейувеличивается. Это сопряжено с тем, что при длительном планировании итог не можт формулироваться конкретно, поскольку он находится в зависимости от перемены обстоятельств хозяйствования.

Намечатьсямогут определенные события, продукты,обслуживание, и деятельность, а кроме того текстуры,технологические процессыи операции. К примеру, составление плана расширения образовательной организации, составление плана наиболее прогрессивного педагогического процесса, либо планирование услуг.

Во всей многообразной деятельности образовательной организации планированию отводится особая роль.

Основой планирования считается перспективный пятилетний план развития образовательной организации. Один из его разделов посвящён образовательной деятельности. Во введении даётся краткий анализ ее результатов за предыдущее пятилетие. В каждом последующем разделе указываются положительные сдвиги, недостатки в работе и причины, породившие их, формулируются главные задачи на предстоящее пятилетие [1,2].

Так, подраздел «Укрепление учебно-материальной базы образовательной организации» включает в себя планы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта учреждения, благоустройство территории. Здесь же планируется по годам приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, музыкальных инструментов, новой мебели, технического оборудования, замена инвентаря, строительство спортивных площадок.

Подраздел «Развитие образовательной организации» включает планы открытия, закрытия и реконструкции групп, расчёты по приёму и выпуску детей и т. д.

Подраздел «Совершенствование работы с педагогическими кадрами» определяет тематику педагогических советов, программу работы теоретических и практических семинаров, содержит планы и расчёты по курсовой переподготовке, аттестации педагогов, расчёты потребностей в педагогических кадрах. В подразделе указаны мероприятия по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта, даны основные направления работы методических объединений.

В подразделе «Управление образовательной организацией» планируется на пятилетие проведение фронтальных, тематических, повторных проверок групп, рассмотрение вопросов дошкольного воспитания в вышестоящих образовательных организациях, а также на заседаниях работников профсоюза образовательной организации. Здесь же определяется проблематика собраний работников образовательной организации, педагогических советов.

Пятилетний план является необходимым условием осуществления годового планирования, в свою очередь годовой план является своеобразным инструментом корректировки пятилетнего. Годовой план дошкольной образовательной организации, имеющий в основном такую же структуру, что и пятилетний оказывает определяющее влияние на формирование планов педагогов. В него включён специальный раздел «Мероприятия по улучшению работы групп».

Кроме того, готовится комплексный план-сетка, который в начале учебного года получает каждый педагог. На основе плана-сетки и годового плана педагоги разрабатывают более подробные месячные и календарные планы.

Месячные планы входят в состав информационных сборников, ежемесячно составленных методистом и руководителем дошкольной образовательной организации и содержащих различные методические рекомендации по проблемам воспитания и обучения, приказы, постановления, решения районного отдела образования, педагогических советов, профсоюза и т. д.

Для эффективной работы современному менеджеру сферы образования, необходимо хорошо знать состояние дел, постоянно изучать воспитательно-образовательный процесс, анализировать результаты деятельности педагогического коллектива. Поиски оптимальных методов и приёмов контроля, форм проверки способствуют повышению эффективности работы не только педагогов, но и всего коллектива в целом. В работе следует использовать различные виды контроля: фронтальные, тематические, вторичные, предупредительные.

Контроль — это процесс изменения фактически достигнутых результатов к планируемым. Он реализуется путём (посредством) обратной связи [3,5].

Имеются три аспекта управленческого контроля:

1)           Утверждение стандартов — это чёткое определение целей, которые должны быть достигнуты в отмеченный период. Базируется на планах, созданных в ходе планирования.

2)           Второй аспект — это изменения того, что существовало в реальности и достигнуто в установленный период и сопоставление достигнутого с прогнозируемым итогом.

В случае, если данные фазы выполнены грамотно, руководство образовательной организацией оперативно получает информацию о возникающих в образовательной организации проблемах, источниках проблем и может их более быстро и эффективно решать. Понимание значимости данных фаз необходимо для эффективной реализации третьей фазы.

3)           Данная стадия, на которой предпринимаются воздействия, в случае если это нужно для корректировки серьёзных отклонений от начального плана. Одна из вероятных операций — изменение целей.

До начала фронтальной проверки в образовательной организации издаётся приказ, в котором указываются сроки проведения и дата итогового педагогического совета, определяется состав комиссии с чётким распределением обязанностей между её членами, указываются сроки предоставления справок руководителю. Этап предварительной подготовки включает изучение акта предыдущей фронтальной проверки, справок тематических проверок, статических и отчётных материалов. Руководитель подробно инструктирует членов комиссии, доводит до их сведения приказ о проведении фронтальной проверки. В состав комиссии, как правило, включают руководителя, методиста образовательной организации, заместителя руководителя по хозяйственной части, бухгалтера, старшую медицинскую сестру. К проверке привлекаются председатели родительских комитетов групп. Такое представительство позволяет глубоко и всестороннее изучить деятельность образовательной организации.

Большое значение в оценке образовательной деятельности дошкольной организации имеют занятия. Как правило, комиссия посещает занятия. После детального разбора и анализа занятие оценивается, формулируются конкретные предложения педагогу. Во время проверки проверяются знания и умения, которые приобрели дети не только на занятиях, но и в игровой, трудовой, музыкальной и других видах деятельности. Сопоставление достигнутого с требованиями программы позволяет объективно оценить работу каждого воспитателя.

Для того, чтобы полностью охватить все стороны жизни и деятельности дошкольной образовательной организации составляется программа фронтальной проверки. В соответствии с ней проверка предоставляет собой ряд последовательных, взаимосвязанных операций, каждая из которых имеет определённые задачи.

В программе приводится материал «в помощь проверяющему»: памятки, вопросники, рекомендации, таблицы.

Особое значение при проверке следует придать осуществлению контроля руководителем дошкольной образовательной организации за воспитательно-образовательным процессом.

Информацию о качестве работы воспитателя получаем из журналов контроля, которые ведутся в каждой образовательной организации. Посещая занятия, наблюдая режимные моменты, проверяя документацию педагога, руководители фиксируют свои выводы и предложения.

Особое внимание следует уделять при последующих посещениях выполнению сделанных указаний.

На заключительном этапе фронтальной проверки руководитель дошкольной образовательной организации оформляет итоговый акт. Составление этого документа требует серьёзного анализа полученных данных о деятельности образовательной организации.

Итоги фронтальной проверки подводятся на заседании педагогического совета с приглашением председателя родительского комитета. Полученные результаты следует более полно и оперативно использовать в докладах при проведении методических объединений.

Компетентный руководитель умело разбирается в сложных вопросах, справедливо оценивает работу. Его разумная требовательность, взыскательность без мелочных придирок не вызывает обид у работников образовательной организации. Планирование и контроль дают возможность эффективнее осуществлять управление образовательной организацией в современных условиях либо отрицательные результаты.

 

Литература:

 

  1.    Веснин В. Р. Менеджмент. Описание /В. Р. Веснин// 3-е изд., перераб. и доп. — М., Проспект, 2006. — 504 с.
  2.    Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление /Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000–224с.
  3.    Риггс Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль / Дж. Риггс. — М.: Прогресс, 1999. — 340 с.
  4.    Рой О. М. Теория управления: учебное пособие / О. М. Рой. — СПб: Питер, 2008. — 250 с.
  5.    Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие /под ред. М. М. Поташника — М.: ПедагогическоеобществоРоссии, 2000–448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle