Библиографическое описание:

Тарасов А. С. Демократические ценности как элемент антииммиграционной политики Датской народной партии // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 608-614.



 

В статье предпринята попытка представить антииммиграционную политику Датской народной партии с точки зрения конвергенции демократических ценностей и этнокультурного национализма.

Ключевые слова: Датская народная партия, демократические ценности, антимиграционная политика.

 

Первая волна иммиграции, начавшаяся в конце 1960-х гг. и продолжавшаяся почти 10 лет, состояла в основном из работников ручного труда преимущественно из Турции, Пакистана, Югославии и Марокко, которые, ввиду нехватки трудовых ресурсов, были задействованы в датском производственном секторе. За экономическим подъемом последовал период стагнации и растущей безработицы. Датское правительство ответило на это законом 1973 г., который закрыл границы для иммигрантов [14; P. 37.]. Однако в период с середины 1970-х по 1985 г. приток иммигрантов в Данию снова увеличился. В этом случае главной причиной был процесс воссоединения семей. Третья иммиграционная волна, которая началась примерно в 1980-х гг. и продолжается в той или иной мере по сей день, представляла из себя поток беженцев, число которых росло по экспоненте в 1980-е и 1990-е гг. [12; P.13].

Проблема иммиграции в качестве темы общественно-политических дискуссий в Дании стала актуальна с середины 1980-х гг. Доля избирателей, руководствовавшаяся при голосовании данной проблемой как основной, выросла с 7 % в 1990-м г. до 22 % в 2001 г., [14; P.38]. Предвыборная кампания 2001 г. не в последнюю очередь строилась на иммиграционном вопросе, который на тот момент являлся самым актуальным для избирателей, независимо от их политических предпочтений.

С другой стороны, экономический кризис начала 1970-х гг. обусловил возникновение так называемых антиналоговых партий, в том числе популистской Партии прогресса (примечательно, что норвежская Партия прогресса образовалась в это же время и при схожих обстоятельствах). По результатам парламентских выборов 1973 г., партия вошла в Фолкетинг, набрав 16 % голосов [4]. Датская Партия прогресса позиционировала себя как ультралиберальную антиналоговую партию с сильными антиистеблишментской и популистской компонентами. Партии прогресса удалось мобилизовать важные сегменты датского электората до середины 1980-х гг. Популярность партии росла вплоть до начала 1990-х гг., когда актуальность неолиберальной экономической политики, подогреваемой налоговыми протестами, начала снижаться. Считалось, что Партия прогресса вышла из политической моды, а ее руководство осознало, что для спасения партии нужно искать другую политическую стратегию.

Роль Датской народной партии в партийно-политическом пространстве Дании

Датская народная партия была основана в 1995 г. группой политиков из парламентской фракции Партии прогресса. Если Партия прогресса способствовала артикуляции антииммиграционных настроений, озвучив наиболее критические позиции, то именно Датская народная партия, начиная с конца 1990-х гг. полностью разработала идеологию и дискурс, основанный на оппозиции к иммиграции и критике мультиэтничного и поликультурного общества.

Датской народной партии было необходимо завоевать влияние в датской политике. В Декларации о намерениях 1996 г. целью партии было провозглашено «дать датским избирателям реальную альтернативу политики, которой следуют существующие политические партии» [9; P. 7.], но, в то же время, такую альтернативу, которая смогла бы играть активную роль в парламентской жизни, а также достичь политических результатов путем сотрудничества с другими партиями, поскольку «политическая партия не должна быть вещью в себе … партия планирует максимально реализовать свои политические возможности» [9; P.8.].

Начиная с середины 1990-х гг. партия заручилась значительной поддержкой датчан, а ее влияние в парламенте выросло. Серьезный электоральный прорыв произошел в 1998 г., когда партия набрала 7 % голосов и обеспечила себе 13 мест в Фолкетинге [5]. В ноябре 2001г. на парламентских выборах Датская народная партия заработала 13 % голосов и 22 места в Парламенте [6]Это заставило традиционные политические силы Дании обратить внимание на новую партию. С 2001 г. ДНП стала главной вспомогательной партией для либералов и консерваторов в новом Правительстве, которому не хватало нескольких мандатов, чтобы обеспечить большинство в 90 мест в законодательном органе. Две основные партии стали все более нуждаться в партнере вне правительственной коалиции, чтобы проводить свои инициативы через парламент. В качестве примера можно вспомнить, что именно ДНП поддержала фигуру А. Ф. Расмуссена (члена Либеральной партии) на пост председателя Правительства.

Таким образом, правительственные партии способствовали своего рода легитимации ДНП, положив конец той ситуации, при которой ДНП считалась изгоем в датской политике. [1; P. 75.].

Датская народная партия получила значительную поддержку и солидное парламентское представительство, но это требовало качественно новых партийной организации и принципов лидерства, в отличие от тех, которые были присущи Партии прогресса. Внутрипартийное строительство должно было основываться на стратегии «политической нормализации» [18; P. 249.] и консолидации партийной электоральной поддержки. Чтобы сделать из ДНП пользующуюся доверием политическую альтернативу истэблишменту, партийное руководство и, в частности, лидер партии Пиа Хяшгорь, дали понять, что внутренние конфликты и несогласие с партийной стратегией будут пресекаться, поскольку сильно централизованное партийное лидерство является необходимым условием для предотвращения внутрипартийного хаоса и инакомыслия, что могло бы впоследствии расколоть партию, как это произошло с Партией прогресса.

ДНП четко следовала выбранной ей стратегии. В противовес имиджу, который сложился в отношении крайне правых популистских партий как нестабильных и неопытных организаций, партия оказалась «наилучшим примером современной и успешной партии, ориентированной на высшие достижения в политике» [20]. За эти годы в отношении тех членов партии, которые нарушали внутренние правила и нормы, установленные партийным руководством, были предприняты жесткие меры. Большое число партийцев было исключено из организации в основном из-за разногласий с руководством и ряда заявлений, которые были восприняты как слишком радикальные и которые могли нанести ущерб имиджу партии. Важно отметить, что внутрипартийный контроль, осуществляемый руководством ДНП, распространяется не только на парламентскую фракцию, но и на всю партийную вертикаль. С одной стороны, процесс внутрипартийного диалога серьезно ограничен. С другой стороны, такой вариант организации партийной работы помогает упростить и ускорить процесс принятия решений. В результате получается имидж сильной, сплоченной партии, которая эффективно распространяет свои идеи и поддерживает репутацию надежного партнера в датской политической среде.

Социально-экономические характеристики электората Датской народной партии несколько отличаются от тех, которые характеризуют электорат других популистских партий Западной Европы. По сравнению с другими странами, где крайне правые партии могут заручиться поддержкой малого бизнеса или индивидуальных предпринимателей, в Дании за ДНП в основном голосует рабочий класс [2; P. 79.]. Это связано с тем, что Социал-демократы потеряли значительную часть своего традиционного электората. На протяжении 1990-х гг. голоса рабочих отходили постепенно сначала к Партии прогресса, а затем — к Датской народной партии. В целом, общий рост поддержки ДНП с 1998 по 2005 гг. шел за счет оттока голосов Социал-демократов (рис. 1).

Рис. 1. Динамика электоральных результатов основных политических сил Дании на парламентских выборах 1998–2015 гг.

 

Исходя из приведенных графических данных, можно отметить тенденцию к спаду популярности традиционных политических сил, таких как Социал-демократическая партия и Венстре, и, с другой стороны, рост популярности популистской Датской народной партии.

На макроструктурном уровне это было обусловлено возникновением нового измерения политического раскола, который основывался на вопросах ценностей и культуры. Это существенным образом повлияло на традиционное голосование, которое ранее было обусловлено классовой логикой. Социальные и политические преобразования внесли свой вклад в возникновение новых политических вопросов, которые могли быть исследованы новыми политическими игроками. К этим вопросам, несомненно, можно отнести и проблему иммиграции.

Согласно недавним исследованиям в Дании, около 55 % опрошенных воспринимают ислам как непосредственную угрозу датскому обществу [13]. Более 70 % сторонников ДНП согласны с утверждением, что иммиграция представляет угрозу датской культуре. [10; P. 39.].

Идеология Датской народной партии

В идеологии Датской народной партии концепция народа-нации неразрывно связана с угрозой, которую представляет иммиграция для датской культуры. Согласно принципам ДНП, мультикультурализм и развитие мультиэтнического общества являются наихудшим сценарием развития Дании [19]. Концепции «датской нации» и «датской национальной идентичности» облекаются в термины культуры: датского наследия, датской истории и датского сообщества. Исходя из этого, определены основные угрозы: во-первых, иммиграция и развитие мультиэтнического общества; во-вторых, Европейский Союз.

Принцип так называемого «почвенничества» стал средством, с помощью которого партия делает акцент на органический вид датского общества. Принадлежность и идентичность в терминах ценностей, принципов, истории и культуры считаются неотъемлемыми атрибутами так называемой «датскости» («danskhed»), которые передаются исключительно по рождению или, как выразился один из представителей партии, «с молоком матери» [18; P. 253.].

Концепция народа-нации использовалась в процессе формировании имиджа партии. Руководство ДНП недвусмысленно определило партию как «красно-белую, датскую партию» [15]. Как видно, в самом названии заложены национальный («Датская») и народный («народная») компоненты. Таким образом, название партии представляет собой конвергенцию принципов этнической идентичности и гражданской принадлежности. Используя элементы национальной символики вроде цветов флага, партия стремится подчеркнуть свое отличие от партий датского политического мэйнстрима.

Рассматривая вопросы культуры и ценностей, ДНП интерпретирует иммиграцию в терминах концепции «столкновения культур», которое происходит между «коллективным Западом» (или Евроатлантической цивилизацией) и исламом. Согласно идеологии партии, иудео-христианская цивилизация и культура продвигает прогрессивные, открытые, толерантные ценности, такие как демократия, свобода слова и вероисповедания, в то время как ислам часто описывается как реакционная культура, привносящая средневековые, суровые, преисполненные нетерпимости представления о мире. Иммиграция в этом смысле представляется как фактор «национальной катастрофы» [17]. Согласно таким представлениям, Дания столкнется с рядом социальных, экономических и культурных вызовов в том случае, если поток иммиграции, особенно из «незападных» стран, не прекратится.

Начиная с 2001 г. партия заняла жесткую позицию в отношении ислама, основываясь на всеобщей озабоченности теми угрозами, которые продуцируют исламские страны: терроризм, религиозный фундаментализм. Взгляд на ислам как на основную угрозу западным ценностям и культуре стал главным вопросом в повестке Датской народной партии. Такие события как 11 сентября 2001 г., а также скандал, вызванный карикатурой на пророка Мохаммада, укрепили представление об исламе и исламском экстремизме как об одном и том же явлении. Партия настаивает на запрете ношения хиджаба и выступает против строительства мечетей с минаретами, которые воспринимаются как символ «завоевания исламом Запада» [18; P. 255.].

Подобная политика в отношении ислама приблизила датскую крайне правую партию к другим европейским партиям, схожим по идеологическим позициям. Австрийская Партия свободы, итальянская Лига Севера, Швейцарская народная партия и голландская Партия свободы разработали схожие программы в отношении ислама. Однако, несмотря на все сходства, партиям не удалось сформировать широкую политическую группу в Европейском Парламенте. Тем не менее, после выборов 2009 г. в Европарламент, Датская народная партия присоединилась к группе «Европа свободы и демократии», куда входила также Лига Севера. В этом смысле, примечательно выступление лидера партии П. Хяшгорь в 2008 г. на ежегодной встрече Датской народной партии. Критике подвергся Европейский Союз со своим принципом свободы передвижения, добавив, что «иммигранты, прибывающие страну, не имеют права что-либо требовать» [11]. Несколькими годами ранее, появилось изобилующее яркими образами высказывание лидера ДНП, направленное на формирование негативного образа иммигрантов, исповедующих ислам:

«В начале 20 в., даже в самых смелых фантазиях, невозможно было представить, чтобы в Копенгагене и других датских городах будут населены людьми, которые находятся на низшей ступени цивилизации с их примитивными и жестокими традициями вроде убийства чести, браков по принуждению и кровной мести … Тысячи людей, которые в духовном, культурном и цивилизационном смысле остались в 1005 г., едут в страну, которая сотни лет назад рассталась со своим средневековым прошлым» [16].

Йеспер Лангбалле, священник и член ДНП с 2001 г. в своей парламентской речи сравнил ислам с чумой, которая нависла над Европой, а Мартин Хенриксен отметил, что «ислам по своей природе является злом, которому необходимо противостоять» [16].

В своей идеологии ДНП руководствуется такими принципами, как гендерное равенство, свобода слова и средств массовой информации, либеральные семейные ценности. Такой подход довольно трудно соотнести с образом авторитарной, ультраконсервативной партии, какой обычно является крайне правая партия. Говоря об исламских женщинах как о жертвах их культуры, а о молодых людях как о склонных к насилию, Датская народная партия тем самым позиционирует себя поборником традиционных западных ценностей.

Проанализировав программу партии [19], можно составить таблицу, которая отражает соотношение демократической и националистической (оппозиция к иммиграции и евроинтеграции) составляющей в программе (Таблица 1). Для исследования были выбраны разделы в программе, где присутствуют положения, отражающие демократические, либо националистические, либо те и другие элементы идеологии партии (так называемый «идеологический месседж»).

 

Таблица 1

Соотношение демократических и националистических принципов в программе Датской народной партии

Раздел в программе

Идеологический месседж

Демократический

Националистический

«Цель ДНП состоит в поддержании независимости Дании, чтобы обеспечить свободу датского народа в собственной стране, а также охранять и развивать демократию и монархию»

«Мы хотим, чтобы страна состояла из свободных датских граждан, у которых есть возможности постоять за себя и решать за себя…»

 

«Мы хотим, чтобы страна и демократия свободно развивались, и будем бороться против любой попытки ограничить демократию и гражданские свободы»

 

«ДНП будет играть активную роль в демократии…»

 

«Конституционная монархия в Дании должна быть сохранена»

«Мы считаем Конституцию Дании краеугольным камнем демократии, которая должна развиваться через механизмы более прямой демократии»

 

«Народная церковь — это церковь датского народа»

«Христианство проводит четкое различие между светским миров и миром веры — различие, которое играет решающую роль в развитии страны — свободы, открытости и демократии»

 

«ДНП считает, что государство должно поддерживать церковь. Это не нанесет ущерба принципу свободы вероисповедания, которого мы придерживаемся, и которого мы защищаем»

 

«Независимость и свобода — главные направления датской внешней политики»

«Мы ценим основные свободы, такие как свобода мнения, свобода собраний, свобода вероисповедания…»

«… мы не примелем отказ Дании от суверенитета. Из этого следует, что Датская народная партия является противником ЕС»

«Страна опирается на датское культурное наследие, поэтому датская культура должна охраняться и укрепляться»

 

«Охрана и дальнейшее развитие этой культуры является необходимым условием для выживания страны как свободного и просвещенного общества.

Таким образом, требуется широкий круг мер, направленных на укрепление «датскости» везде. Вне границ Дании следует осуществлять экономическую, политическую и моральную поддержку датскому меньшинству»

«Дания — не страна иммиграции и никогда таковой не была. Поэтому мы никогда не приемлем мультиэтничное преобразование страны»

«Иностранцы должны ассимилироваться в датское общество, но только при условии, что это не повредит безопасности и демократии»

«Дания — страна датчан, и граждане должны иметь возможность жить в безопасном правовом обществе, которое развивается в согласии с датской культурой»

 

«Получение датского гражданства иностранными гражданами должно быть ограничено в соответствии с особыми правилами и положениями Конституции»

 

Из 6 рассмотренных разделов программы партии, в 5 разделах присутствует демократический месседж, в 3 — националистический, причем в 2 разделах присутствуют обе составляющие. Это разделы, посвященные вопросам независимости и миграционной политики. В первом случае угрозой выступает ЕС, во втором — иммигранты. В большинстве разделов (2 из 3), где присутствуют националистические и в том числе антииммиграционные идеи, также есть предполагаемое решение вопроса, основанное на демократических ценностях. Например, в разделе, посвященном иммиграции («Дания — не страна иммиграции…»), обозначено, что «Дания — страна датчан, и граждане должны иметь возможность жить в безопасном правовом обществе, которое развивается в согласии с датской культурой». Далее поясняется, что «иностранцы должны ассимилироваться в датское общество, но только при условии, что это не повредит безопасности и демократии». Таким образом, как принцип этнокультурного национализма и демократические ценности сосуществуют друг с другом, а принцип демократии выступает в качестве оправдания антииммиграционной политики партии.

Заключение

Сегодня Датская народная партия является одной из ведущих политических сил в Дании, а также одной из наиболее успешных популистских правых партий Западной Европы. Признавая мигрантов, исповедующих ислам, главной угрозой национальной безопасности и этнокультурной идентичности Дании, партия апеллирует к демократическим ценностям, которые, с одной стороны подвергаются угрозе, а с другой — служат условием интеграции мигрантов в датское общество. Это позволило партии, не отбрасывая антииммиграционную составляющую в своей идеологии, выйти из разряда маргинальных политических сил, предложив вместо ксенофобии иной подход, основанный на защите принципов демократии.

 

Литература:

 

  1.    Bale, T. Cinderella and her ugly sisters: the mainstream and extreme right in Europe’s bipolarizing party systems. West European Politics. Vol. 23. 2003.
  2.    Bjorklund T.. Unemployment and the Radical Right in Scandinavia: Beneficial or Non-Beneficial for Electoral Support? // Comparative European Politics. Vol. 5. 2007.
  3.    Danmark har aldrig vaeret et indvandrerland. Dansk folkeblad. nummer 1. februar 2001. 5. Årgang. Режим доступа: http://www.danskfolkeparti.dk/pictures_org/DanskFolkebladnr_1_2001.pdf. Датаобращения: 23.11.2013.
  4.    December 4 Folketing Election Results. Election Resources on the Internet. Режим доступа: http://www.electionresources.org/dk/folketing.php?election=1973. Датаобращения: 15.03.2012.
  5.    Denmark. Parliamentary Elections 1998. Electoral Geography 2.0. Режимдоступа: http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/d/denmark/denmark-legislative-election-1998.html. Датаобращения: 15.03.2012.
  6.    Denmark. Parliamentary Elections 2001. Electoral Geography 2.0. Режимдоступа: http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/d/denmark/denmark-legislative-election-2001.html. Датаобращения: 15.03.2011.
  7.    DFU vil bruge utraditionelle midler for at trænge igennem. DanskFolkeblad. № 5. 1999. Режим доступа: http://www.danskfolkeparti.dk/pictures_org/DanskFolkebladnr_5_1999.pdf. Дата обращения: 14.11.2014.
  8.    EU'sbørnebefamling...DanskFolkeblad. № 5. 1999. Режим доступа: http://www.danskfolkeparti.dk/pictures_org/DanskFolkebladnr_5_1999.pdf. Датаобращения: 14.11.2014.
  9.    Goul Andersen J., Bjorklund T.. Anti-immigration parties in Denmark and Norway: the Progress Parties and the Danish People’s Party. Arbejdspapirer fra Institut for Okonomi, Politik og Forvaltning. Aalborg Universitet. 1999.
  10. Goul Andersen J., Bjorklund T.. Radical right wing populism in Scandinavia: from tax revolt to neo-liberalism and xenophobia // Scandinavian Political Studies. Vol. 34. No 1. 2011.
  11. Henriksen M.. Pia K.: Udlændinge har ikke krav på noget som helst. Berlingske. 20.09.2008. Режим доступа: http://www.b.dk/danmark/pia-k.-udlaendinge-har-ikke-krav-paa-noget-som-helst. Дата обращения: 15.04.2012.
  12. IndvandrereI Danmark. UdgivetafDanmarksstatistic. Режим доступа: http://www.dst.dk/Site/Dst/Udgivelser/GetPubFile.aspx?id=19004&sid=indv. Дата обращения: 15.12.2014.
  13. Invandring og islam splitter danskerne. Режим доступа: http://politiken.dk/indland/article1038188.ece. Дата обращения: 22.02.2012.
  14. Jorgensen M. B., Meret S.. Irregularmigrationfroma comparativeScandinavianmigrationpolicyperspective // ScandinavianPoliticalStudies. Vol. 3. 2009.
  15. Kjaersgaard P., Et program i rodt og hvidt. Dansk Folkeblad 2004.Режим доступа: http://www.danskfolkeparti.dk/pictures_org/DanskFolkebladnr_3_2004.pdf. Дата обращения: 22.02.2012.
  16. Kjaersgaard P. Fragments of speeches. Режим доступа: http://www.panhumanism.com/xenophobia/index.php. Дата обращения: 18.04.2012.
  17. Kjaersgaard, P., Udvisning af kriminelle kernefamilier kan skabe tryghed. DanskFolkeblad1999. Режим доступа: http://www.danskfolkeparti.dk/pictures_org/DanskFolkebladnr_5_1999.pdf, Дата обращения: 28.02.2012.
  18. Meret S.. From the Margins to the Mainstream? The development of the radical right in Denmark // Is Europe on the Right Path? Right-wing extremism and right-wing populism in Europe / N. Langenbacher, B. Schellenberg (ed.).
  19. Principprogram. Dansk folkeparti. Режимдоступа: http://www.danskfolkeparti.dk/Principprogram.asp. Датаобращения: 22.02.2012.
  20. Rydgren J.. Radical Right-Wing Populism in Sweden and Denmark. The Center for the Study of European Politics and Society. Режим доступа: http://hsf.bgu.ac.il/europe/index.aspx?pgid=pg_127842651505941456. Дата обращения: 31.03.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle