Библиографическое описание:

Андреева А. А. Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 738-740.



 

The article considers an innovational educational environment, designed and applied by EFL teachers of modern European languages department of Herzen State University. Key words. Modern technologies, electronic teaching aids, educational environment, Moodle.

 

Современный уровень развития информационных технологий, оснащенность вузов компьютерной техникой, наличие персонального компьютера и сети Интернет практически у каждого студента позволяют говорить о сложившихся предпосылках для выхода обучения иностранным языкам на качественно новый уровень [4]. Гринвальд О. Н., отмечая безусловное негативное влияние чрезмерной увлеченности современными студентами информационными технологиями на процесс обучения иностранному языку, считает, что решение этой проблемы видится в том, чтобы использовать потенциал тех же информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка для формирования иноязычных коммуникативных умений и навыков в привычной студентам среде [3]. Среди наиболее адекватных реальному учебному процессу называются такие способы применения информационных технологий, как создание и использование электронных пособий и учебно-методических комплексов.

Организационные формы и методы обучения не изменяются коренным образом, а скорее обогащаются благодаря использованию электронной лингводидактики. По мнению Сысоева П. В. современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими свойствами [5]. Электронные дидактические средства обладают целым рядом неоспоримых достоинств, таких как: максимально простой доступ к учебному материалу; возможность работать в удобное время; психологический комфорт в получении информации; возможность синхронной и асинхронной коммуникации с преподавателем и другими студентами; интерактивные мультимедийные формы представления учебного материала и многие другие.

Согласно должностной инструкции старший преподаватель и доцент вуза должны знать методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных. Обязаны владеть электронными программными продуктами; вести все виды учебных занятий; читать лекционные курсы по профилю кафедры, в том числе электронные и дистанционные курсы; разрабатывать учебно-методическое и информационное обеспечение читаемых дисциплин. Можно говорить о требовании к сформированности у современного педагога ИКТ компетентности. Под ИКТ компетентностью преподавателя иностранного языка понимается способность использовать электронные дидактические средства с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений студентов при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. Сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка позволяет применять известные и используемые студентами информационные коммуникационные технологии, что способствует повышению мотивации студентов изучать иностранный язык, а также выводить значительный объем изучаемого материала во внеаудиторную форму работы, что представляется актуальным при сокращении часов на иностранный язык.

Что касается студентов, то согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры, выпускник должен обладать такой общекультурной компетенцией как способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-5). А также выпускник должен обладать способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15).

Преподавателями кафедры современных европейских языков РГПУ им. А. И. Герцена была создана и внедрена инновационная образовательная среда с использованием электронных дидактических средств, призванная способствовать формированию конкурентоспособной и успешной личности выпускника вуза, а также решению ряда проблем, стоящих перед обучением иностранным языкам в высшей школе. Анализ имеющихся в наличии учебно-методических материалов и собственный опыт преподавания позволили по-новому подойти к проблеме создания учебно-методических материалов.

Инновационная образовательная среда — это системно организованная совокупность регламентирующих документов, дидактических ресурсов и материально-технических компонентов, обеспечивающая интеграцию электронных дидактических средств в процесс обучения иностранному языку. Такая среда позволит организовать разнообразную учебную деятельность, обеспечит сочетание аудиторной и внеаудиторной работы на интерактивной основе и дополнительное взаимодействие. Предлагаемая нами инновационная образовательная среда в системе иноязычной подготовки магистрантов включает в себя:

  1.    Регламентирующие документы: а) Образовательные стандарт для магистрантов по направлению подготовки «ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Профессиональное обучение (по отраслям)»; б) Рабочую учебную программу для магистрантов по направлению и профилю подготовки «Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование (Программа «Правозащитная деятельность в образовательной сфере»)»;
  2.    Дидактические ресурсы: учебное пособие, составленное для реализации рабочей учебной программы «Английский для юристов. English in law: Human rights protection» (классический печатный вариант и электронный вариант на веб-сайте www.engdaily.net с применением электронных дидактических средств http://www.engdaily.net/human-rights-protection.html);
  3.    Материально-технический компонент: курс «Деловой иностранный язык. Программа «Правозащитная деятельность в образовательной сфере»» в единой университетской системе дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle (http://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=899).

Рассмотрим алгоритм работы с предлагаемой инновационной образовательной средой в рамках обучения английскому языку магистрантов юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Центром среды является курс в системе дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle, к которой имеют доступ все студенты университета. Курс является отражением рабочей учебной программы и содержит: 1. Краткое содержание всего курса, разделенного на 9 тем, и сроки его прохождения; 2. Ссылки на главы учебного пособия в формате Microsoft Word, доступные для просмотра, скачивания и печати; 3. Ссылки на сайт с электронной версией учебного пособия с применением электронных дидактических средств; 4. Тесты с обратной связью для промежуточного контроля.

Аудиторная работа со студентами проводится классическим образом с использованием печатной версии учебного пособия, единственным дополнением является то, что студент, не имеющий при себе пособия, может воспользоваться любым персональным электронным устройством, имеющим доступ в интернет, и скачать учебное пособие для работы на занятии. Работа с отсутствующими по тем или иным причинам студентами проводится при помощи электронной версии учебного пособия с применением электронных дидактических средств следующим образом:

  1.    Самостоятельное чтение текстов;
  2.    Самостоятельное изучение глоссариев, снабженных говорящим аватаром, озвучивающим все вводимые НЛЕ во избежание неверного их произношения;
  3.    Самостоятельное выполнение упражнений на соотнесение, на заполнение пробелов, на перевод с русского на английский и с английского на русский, кроссвордов.

Все интерактивные упражнения оснащены обратной связью для преподавателя и имеют ограничение по времени выполнения. Преподаватель получает результаты выполнения всех упражнений.

Промежуточный контроль по итогам каждой темы является одинаковым для всех студентов и проводится внеаудиторно в целях экономии аудиторных часов в виде теста в системе дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle. Тесты имеют ограничение по срокам прохождения, ограничение по времени прохождения и обратную связь для преподавателя. Учащиеся, по тем или иным причинам не посещающие занятия, но вовремя проходящие промежуточный контроль оцениваются без снижения балла, но итоговое количество учебных кредитов за семестр такие студенты получают меньшее, ввиду отсутствия у них кредитов за посещаемость аудиторных занятий. Итоговый контроль в виде зачета проводится аудиторно для всех учащихся курса.

Применение описанной инновационной образовательной среды позволяет: обеспечить всем учащимся свободный доступ к материалам учебной программы; избавить преподавателя от необходимости распечатывать или ксерокопировать материалы для студентов или рассылать их учащимся на электронную почту; своевременно аттестовать студентов, по тем или иным причинам не посещающих занятия; вывести часть программы в самостоятельную внеаудиторную форму работу и, как следствие, решить проблему сокращения количества аудиторных часов; сформировать требуемую ИКТ компетентность преподавателя вуза; сформировать требуемые ОК-5 и ПК-15 выпускника вуза.

Применение электронных дидактических средств в обучении иностранным языкам не следует воспринимать как дополнительную нагрузку для преподавателя. Использование современных технологий напротив способно сделать процесс обучения языкам легче для преподавателя и интереснее для студента. Дополнение печатного учебного пособия электронной версией позволяет не только добавить интерактивности в изучаемый материал, но и своевременно самостоятельно изучить пропущенную тему студенту, по тем или иным причинам пропустившему занятие. Описанная инновационная образовательная среда может быть полезна не только в рамках обучения иностранному языку, но и в других дисциплинах.

 

Литература:

 

  1.              Алмазова Н. И., Андреева А. А. Формирование ИКТ-компетентности в системе иноязычной подготовки магистрантов юридического факультета // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы всероссийской межвузовской научной конференции, 14–15 мая 2015 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 292 с.
  2.              Гальскова Н. Д. Современная модель в области иностранных языков // Иностранные языки в школе, № 8, 2015 г. С 2–8.
  3.              Гринвальд О. Н. Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в эпоху информационных технологий // Иностранные языки в школе, № 5, 2015 г. С 2–6.
  4.              Меркиш Н. Д. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой // Иностранные языки в школе, № 8, 2015 г. С 2–8.
  5.              Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе, № 5, 2014 г. С 2–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle