Библиографическое описание:

Кропова А. А. Проблемы функционирования ОЭЗ и пути их решения // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 433-436.



 

На сегодняшний день особые экономические зоны являются экономическими инструментами, использующие современный опыт и инвестиции на территории страны как элементы глобальной мировой экономики. Данные зоны могут носить различные названия — особые, специальные и т. д., но наиболее распространенным понятием является «особая экономическая зона» (ОЭЗ).

В соответствии с ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].

Создание ОЭЗ обычно рассматривается как один из способов активизации внешнеэкономической деятельности за счет привлечения иностранных инвестиций, использования современных технологий для повышения конкурентоспособности национальной продукции.

В некоторых случаях создание особых экономических зон нацелено на оживление экономики депрессивных регионов и увеличение поставок продукции на внутренний рынок.

Проблема функционирования особых экономических зон в Российской Федерации сегодня находится в центре внимания и множества научных дискуссий. Это связано с тем, что в России опыт создания ОЭЗ не несет никаких эффективных результатов ни в одном направлении: ни в привлечении инвестиций, ни в создании новых рабочих мест и тем более ни в качестве развития «депрессивных» регионов.

На сегодняшний день в России и всех существующих ОЭЗ половина либо не эффективна (значение показателя эффективности меньше 3), либо условно не эффективна (значение показателя больше 3). На Рисунке 1 указаны средние показатели эффективности по всем типам особых экономических зон за 2013 год. Такие данные представило Министерство экономического развития РФ в своем отчете о результатах функционирования особых экономических зон за 2013 год и за период с начала функционирования особых экономических зон.

Рис. 1. Оценка эффективности ОЭЗ в РФ в 2013 году

 

ОЭЗ в России, исходя из уровня их эффективности, не могут решать задачи территориального развития, а, следовательно, развития других регионов России и страны в целом. Как следствие, ОЭЗ не могут выполнять функции центров динамичного экономического роста. Проблемы функционирования и такая низкая эффективность вызваны многими причинами.

Первая проблема — это проблема привлечения резидентов и инвестиций в развитие и функционирование особых экономических зон. В сентябре 2013 года на официальном сайте Счетной Палаты РФ был опубликован отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». Исходя из данного документа, можно сказать, что за семь лет (2006–2013 года) государство вложило в развитие ОЭЗ около 112 млрд. рублей. Фактически к началу 2014 года управляющими компаниями были произведены работы на сумму 52 млрд. рублей, согласно данному отчету это лишь малая доля (26 %) от ожидаемой к 2017 году стоимости.

Для решения данной проблемы федеральными органами власти в качестве эксперимента передали управление нескольких ОЭЗ регионам из рук ОАО «ОЭЗ» на два года. Данное перераспределение повлечет за собой ряд негативных последствий: увеличение региональной дифференциации в рамках управления ОЭЗ, неконкурентоспособность кризисных регионов в борьбе за создание на их территории ОЭЗ и, как следствие, утечка кадров и упадок оставшихся предприятий, что идет в разрез с главными целями создания и функционирования ОЭЗ.

Помимо этого, стоит отметить, что на каждый рубль России приходится 74 копейки инвестиций, а для успешного развития ОЭЗ — это очень низкий показатель. Не смотря на то, что ОЭЗ предоставляют своим резидентам четыре категории различных льгот и стимулов: внешнеторговые льготы, налоговые льготы, финансовые льготы (различные формы государственных субсидий) и административные льготы.

Вторая проблема связана с нехваткой квалифицированных кадров в созданных ОЭЗ. Производство в некоторых зонах носит специфических характер (ядерная химия, медицина, авиа и авто строение), и в связи с этим подбор первоклассных специалистов на данный момент стоит очень остро.

Решить проблему дефицита кадров в ОЭЗ поможет опыт создания инжиниринговых центров, ориентированных на инновационные отрасли промышленности. Данные центры обеспечат сосуществование науки и технологий, а также помогут предприятиям в укомплектовании молодыми квалифицированными кадрами. Заинтересованность в данном проекте выразила ОЭЗ ТВТ «Дубна», в конце 2014 года на территории данной ОЭЗ запустили первую очередь ИЦ. Еще одним возможным решение данной проблемы является сотрудничество резидентов с университетами и техникумами о подготовке и возможной переподготовке необходимых им специалистов, а также создание на территории ОЭЗ специальных образовательных центров для завершения обучения студентов из других регионов с учетом специфики компаний-резидентов.

Помимо этого стоит отметить, что в отчете о результатах контрольного мероприятия функционирования ОЭЗ присутствуют сведения, из которых видно, что реальное количество созданных рабочих мест (на 2012 год) не соответствует запланированному количеству (Табл. 1).

 

Таблица 1

Отношение реально созданных на 2012 год рабочих мест к запланированному количеству

Тип ОЭЗ

Создано, чел.

Запланировано, чел.

Технико-внедренческие ОЭЗ

3350

5890

Промышленно-производственные ОЭЗ

4603

9000

Туристско-рекреационные зоны

104

530

Портовые ОЭЗ

12

350

Итого

8069

15770

 

Третья проблема связана с отсутствием в системе ОЭЗ контроля за финансовой эффективностью резидентов.

В настоящее время в сложившейся практике эффективность функционирования ОЭЗ в России определяется показателями:

  1.              Количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ.
  2.              Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ.
  3.              Объем частных инвестиций.
  4.              Объем производства на территории ОЭЗ.
  5.              Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств ОАО «ОЭЗ» и его дочерних обществ.
  6.              Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств резидентов ОЭЗ.
  7.              Объем произведенных затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ
  8.              Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет, осуществленных резидентами ОЭЗ.
  9.              Объем налоговых льгот, полученных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ.
  10.         Сумма таможенных пошлин, налогов, от уплаты которых резидент ОЭЗ освобожден в связи с применением таможенного режима свободной таможенной зоны (СТЗ).

Данные показатели не показывают в полной мере результаты эффективности финансовой деятельности резидентов ОЭЗ, так как они отражают в целом результат деятельности ОЭЗ. Для потенциальных инвесторов нужны более углубленные данные о деятельности резидентов, чтобы оценить их инвестиционную привлекательность.

Данную проблему можно решить с помощью создания на базе каждой ОЭЗ специальных комитетов по контролю за финансовой эффективностью резидентов. Данный комитет будет проводить анализ и мониторинг финансовых результатов резидентов, включающий в себя такие направления, как:

                   оценка прибыльности хозяйственной деятельности

                   оценка эффективности управления

                   оценка деловой активности

                   оценка ликвидности предприятия

Резиденты будут подавать данные о результатах своей деятельности за год в комитет. В свою очередь комитет будет проводить анализ эффективности деятельности предприятия, основываясь на этих данных, и интерпретировать результаты деятельности в зависимости от специфики данного предприятия. В итоге комитет формирует годовой отчет, в котором будут отображаться все показатели эффективности предприятий в динамике и перечень рекомендаций для улучшения данных показателей. Данный отчет будет публиковаться одновременно с годовым отчетом ОЭЗ, и поможет потенциальным инвесторам определить наиболее выгодный объектом для инвестирования. Следуя рекомендация, руководители компаний-резидентов смогут повысить эффективность своей деятельности, следовательно, будет повышаться эффективность деятельности самой особой экономической зоны, а также будет улучшаться инвестиционная привлекательность региона.

Также одной из острых проблем в деятельности особых экономических зон является тот факт, что ответственная за создание особых экономических зон в Россия одноименная компания «прокручивает» бюджетные средства, выделяемые на создание таких зон, на банковских счетах для получения прибыли.

Данную проблему необходимо решать с помощью проведения проверочных мероприятий в отношении деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ, государственного и муниципального имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в РФ.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle