Библиографическое описание:

Кодиров З. З., Адашова С. Р. Психологическое воздействие социальных сетей на студентов // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 151-154.

 

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. С одной стороны, это хорошо — мы можем пообщаться с дальними родственниками, которые живут за 1000 км, или с бывшими коллегами, с которыми мы все не можем найти время встретиться в реальном времени — и все это не выходя из дома.

Анализ активности соц. сетей показал следующее:

Рис. 1. Регистрация в социальных сетях

 

Опрос показал, что 87 % пользователей заходят несколько раз в неделю в социальные сети, из них 70 % респондентов — каждый день, 3 % участников опроса заходят в социальные сети несколько раз в год.

Рис. 2. Посещаемость социальных сетей

 

Одной из важных проблем, затронутых в ходе исследований, стало отношения пользователей к приглашениям в группы. Как выяснилось, 81 % опрошенных относится к ним положительно, если они отвечают его интересам, ведут к появлению новых, 19 % респондентов не вступают в группы принципиально.

Рис. 3. Отношение к созданию групп

 

Большинство опрошенных (70 %) уже состоит в одной или нескольких группах 16 % респондентов пока не состоит, но хотели бы вступить в группы, 14 % опрошенных не состоят в сообществах и пока в них вступать не планируют.

Рис. 4. Услуги по получению текущих новостей

 

В целом опрос показал, что большинство людей зарегистрированы в социальных сетях и активно ими пользуются, постоянно там бывают, вступают в группы, их вполне устраивает там получать новости. Кроме того, существует и некоторый процент людей, предпочитающих узнавать новости на официальном сайте и не заходить в социальные сети, но в целом можно говорить о том, что социальные сети — мощный и интересный ресурс, привлекающий большое количество пользователей.

Однако воздействие социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира — результаты исследований довольно неутешительные. Попробуем разобраться в том, что хорошего и негативного таят в себе социальные сети.

Положительные факторы социальных сетей:

Социальные сети дают безграничные возможности для саморазвития: здесь можно задавать вопросы и получать ответы, посмотреть любой фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать любые интересующие нас материалы — на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе:

Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом — учащиеся могут обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками.

Во-вторых, можно вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории или основы развития менеджмента в странах интересующих нас. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками.

Влияние социальных сетей на развитие человека сегодня очень велико, интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь — мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться — главное грамотно использовать эти возможности.

Отрицательные факторы социальных сетей:

Люди начинают больше и больше времени проводить в виртуальном пространстве, а такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в соц. сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном — обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность речевого общения. Сегодня психологов все чаще беспокоит вопросы межличностного общения. Виртуальный мир позволяет нарушения элементарных правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, выражение эмоций заменяется графическими символами и смайликами — все это негативно отражается на живом общении. Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самовыражению в реальном мире.

Такие люди чаще всего становятся жертвами злоумышленников. В социальных сетях сегодня много мошенников, которые являются хорошими психологами, способными в кратчайшие сроки составить портрет человека, вступить с ним в общение, подобрать к нему нужные элементы воздействия для вербовки и выполнения определенных ролей в преступной деятельности, навязывание экстремистской идеологии преступного сообщества. Причем все будет сделано так, что молодой человек сам того не замечая, окажется вовлеченным в противоправную, а порой даже в преступную деятельность.

Первичной психологической обработке легче всего поддаются те, кто не нашел еще свое место в обществе: не занят работой, нет заинтересованности в учебе, нередко это сопровождается неудачам в личной жизни и неумением находить общий язык с людьми. Кроме того, часть молодых людей стремятся к самовыражению посредством сети Интернет. Что касается возраста, то в зону особого внимания вербовщиков, как правило, попадают молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Люди охотно посещают эти ресурсы и считают, что они извлекают для себя пользу.

Подводя итоги положительных и отрицательных факторов, которые сопровождают использование социальных сетей, можно заключить следующее:

Сегодня технический прогресс принес в нашу жизнь мощный источник всевозможных удобств для получения и обработки информации, заполнение досуга и общения, развития творчества и интеллектуальных способностей.

Но, несмотря на неоспоримые преимущества передовых технологий, необходимо помнить, что во всем необходимо соблюдать разумную меру и не забывать, что в жизни еще существует много других возможностей для совершенствования и духовного развития — занятия спортом, прикладными ремеслами, музыкальным и художественным творчеством, литературой и изучением и общением с живой природой.

 

Литература:

 

  1.                Жвалевский А. В. Создание и раскрутка сайта без напряга. – Питер: «Питер», 2012. – 288 с.
  2.                Левин В. И. Всё об информации. – Москва: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 384 с.
  3.                Волковицкая А. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – Москва: «ФОРУМ»,2005. – 132 с.
  4.                Афонин А. Е, Бабешко В. Н., Булакина М. В. и др. Образовательные Интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихомирова и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004. – 287 с.
  5.                Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности – http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle