Библиографическое описание:

Аслаханова С. А. Проблемы реализации предпринимательской деятельности в России и прогноз ее развития // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 331-333.



 

В данной статье рассматривается такое понятие в экономике, как предпринимательство. Дается определение этому понятию, общая характеристика, а также определяется ее специфика и важность вопроса для страны. Проводится анализ развития малого бизнеса за минувший год, а также дается прогноз на будущий. Рассматривается программа государства «Стратегия развития до 2030 года».

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, барьеры, прогноз.

 

This article discusses this concept in the economy as entrepreneurship. The definition of this concept, a general characteristic, and is determined by its specificity and importance of the issue for the country. The analysis of the development of small business in the past year, as well as a forecast for the future. We consider the state program «Development Strategy until 2030".

Keywords: economics, entrepreneurship, barriers prognosis.

 

Для того чтобы беспристрастно дать оценку обстоятельствам, в каких реализуются малые предприятия, необходимо провести разбор барьеров препятствующих для входа свежих компаний на рынок и преграды для совершенствования работы уже действующих на нем бизнес-структур и формирования здоровой конкуренции. Барьеры, которые существуют на стезе к рынку, быть может носят беспристрастный системный облик, из-за специфики этой области и рынка (технологии производства, пусковых и эксплуатационных затрат, объем спроса, сформированности и раскручивания рынка, тип соперничества) или устанавливаются образом действий некоторых хозяйничающих персон, которые уже функционируют на этом рынке, и в добавок критериями государственного урегулирования народного хозяйства. Огромное количество видов деятельности сегодня бытуют как непривлекательные для свежих малых предприятий (в том числе с низким уровнем рентабельности, значительный уровень конкуренции и, следственно, инвестиционного риска).

Возможности выхода на рынок ограничивает значительный объем первоначального капитала, необходимого для освоения выпуска того или иного товара. Отсутствие достаточных финансовых средств делает невозможным проникновение новых предпринимателей в определенные отрасли. Кроме того, вступающие в рынок предприятия на период освоения производства несут существенно более высокие удельные затраты, чем уже действующие на нем предприятия, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия.

На потенциал выхода новейших компаний на рынок значительное воздействие сказывает сдерживание их деятельности со стороны властей всех степеней, в том числе в таких областях, как налогообложение, лицензирование, квоты, порядок фиксация организаций, промышленных зданий и земли. Все это может быть обусловлено как административные барьеры для входа на рынок компаний, т. е. преградами, сцепленные обязательностью выполнения бизнесменами неукоснительных норм и процедур, определенных законами и правилами, а также всякими актами и воздействиями органов власти на всевозможных уровнях управления, которые значительно препятствуют формированию и совершенствованию малых предприятий. [1]

В условиях, когда значительная часть ресурсов, необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), находится в собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, порядок предоставления этих ресурсов и степень их доступности для предпринимателей становятся важными факторами развития малого бизнеса.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в большинстве регионов России характеризуется следующими основными чертами:

          отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним (в особенности для начинающих предпринимателей), что ограничивает конкуренцию и создает условия для теневых соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления;

          усложненность процедуры доступа к ресурсам, ведущая к существенным потерям времени и финансовых средств;

          нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, преимущественное предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.

Методы, с помощью которых органы исполнительной власти стремятся выказать влияние на вырабатывание рынка и образ действий субъектов МП на нем, во многих случаях содействует внести свой вклад в укрепление старых и появлению новейших барьеров для входа на рынок. Главным образом, мы говорим о постановлении местных органов власти о предоставлении всевозможных видов содействия, льгот, исключительных прав отдельным бизнес-структурам. Эти меры не постоянно достигают свои цели, кои являются скрытыми в оказании поддержки, но в большинстве своем состояние конкуренции становится хуже и определяется в невыгодном положении с другими фигурами, функционирующими на том же рынке. Это коверкает поведение бизнеса и направляет их для получения преимуществ за счет повышения эффективности и адаптации к рыночным условиям, «индивидуализировать» отношений между хозяйствующими субъектами с властями, формирует потенциал злоупотреблений и коррупции. [3]

Таким образом, для регулирования деятельности МСП в России, к началу ноября в правительстве должны были утвердить проект стратегии, представленной Минэкономразвития. Одна из целей стратегии — к 2030 г. увеличить в 2,5 раза оборот предпринимательского сектора по сравнению с 2014 г., говорится в документе. Другая задача — повысить в два раза производительность труда малого и среднего бизнеса по отношению к тому же 2014 году. Кроме того, планируется увеличить еще и долю занятых в нем сотрудников до 35 % от общего числа работающего населения в России. Предполагается, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России вырастет как минимум в 1,5 раза. В России сейчас более 5,5 млн. компаний относится к категории малых и средних предприятий (МСП). Но их доля в ВВП страны невелика — менее 20 %, а число занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, — около 18 млн. человек.

В Минэкономики долгосрочный план по поддержке малого бизнеса оценили в 819,5 млрд. руб., Минфин пока эту цифру пока не согласовал. 570 млрд. руб. из этой суммы — это уже действующие программы Минэкономики (по 23 млрд. руб. в год), Минсельхоза (по 8 млрд. руб.), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по 7 млрд. руб.) и Росмолодежи (по 0,3 млрд. руб.). Дополнительное финансирование МСП-банка, который выдает льготные кредиты предпринимателям, составит 145 млрд. руб. Для Корпорации по развитию МСП с 2016 по 2020 г. Было запрошено 100 млрд. руб.

Все дотации, субсидии и гранты скорее всего не дойдут до рядовых предпринимателей, ведь чтобы собрать документы для получения господдержки, разобраться в них, нужно нанимать отдельного человека, что для малого бизнеса неподъемно. Налоговая нагрузка на маленькие компании чудовищна и лучше бы государство снизило ее, хотя бы вернуло то, что было в 2011 г., до введения торговых сборов и дополнительных налогов. Этот год у многих компаний впервые оказался убыточным, и им все равно пришлось платить налог с оборота. Когда год хороший, это не так сложно, но когда он плохой — это большие деньги для маленькой компании. Например, в США более щадящий режим для малого бизнеса: если у фирмы нет прибыли, она не должны платить налоги.

В этом году кредиты вообще стали недоступны для маленьких компаний. Все банки перестали давать кредиты под залог товара и беззалоговые кредиты, а сейчас они требуют в качестве залога ликвидное имущество вроде квартиры или машины.

Реализация стратегии-2030 для малого бизнеса разделена на три этапа. Первый этап намечен на 2016–2018 гг., и в этот период государство планирует снимать ограничения и барьеры для развития малого бизнеса. К примеру, до июля 2018 г. предпринимателям предоставят преимущественное право выкупа арендуемого имущества, которое принадлежит государству. Планируется ввести трехлетний мораторий на проведение плановых проверок контролирующих органов.

Эксперты говорят, что одной рукой государство вводит льготы, а другой — новые виды обременения. Например, вместе с введением налоговых каникул отменили льготы по налогу на имущество. Судебная практика этого года неблагоприятна. Предприниматели теперь обязаны платить недоимки не только из имущества компании, но и из своего личного. Можно с разных точек зрения оценивать эту меру. Но она отпугивает людей от предпринимательства.

Хорошая мера, которая снизила бы нагрузку на небольшие фирмы, — расширение списка отраслей, имеющих право на льготы по отчислениям во внебюджетные фонды. Сейчас такие льготы имеют компании, работающие в сфере IT, НИОКР, некоторые производства отчисляют в эти фонды 10–14 %, тогда как остальные — 30 %. Если распространить эту льготу на всех, предприятия начнут выходить из тени и собираемость налогов вырастет. Отлично, что государство разрешило регионам снижать налоговую ставку предприятиям, которые работают по упрощенке, и что под это разработана законодательная база, но как это будет реализовано, пока не ясно. [2]

Второй этап стратегии — 2019–2025 гг. — предполагает рост показателей МСП. Государство будет стимулировать развитие рыночных ниш для предпринимателей. А цель третьего этапа — 2026–2030 гг. — добиться, чтобы мелкий бизнес стал конкурентоспособным и вышел в лидеры на мировом рынке, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Финансировать эту работу будет Корпорация по развитию МСП.

 

Таблица 1

Цели стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года

http://cdn.vedomosti.ru/image/2015/7z/1dsyu8/default-1sjo.png

 

Структура создана на базе «дочки» Внешэкономбанка — МСП-банка — и Агентства кредитных гарантий (АКГ). За девять месяцев 2015 г. МСП-банк выдал банкам-партнерам, кредитующим малый и средний бизнес, 38,42 млрд руб. Сейчас у МСП-банка 124 банка-партнера.

Совладелице турфирмы ExploRussia Ольге Ситник хотелось бы, чтобы государство помогло предпринимателям отрегулировать отношения с банками. Ее компания держала все свои средства на счетах банка, который недавно разорился. Ситник и ее партнеры по бизнесу потеряли все заработанные за летний сезон деньги. «В нашей стране не страхуют юридические лица. Нам просто сказали, что банк закрыт и о своих деньгах мы можем забыть», — говорила она. Недоступность финансовых ресурсов — один из главных барьеров развития для их предприятий, считают предприниматели.

Стратеги из Минэкономразвития полагают, что одним из важных инструментов поддержки станет стимулирование участия МСП в госзакупках. Предполагается, что обязательная квота участия в госзакупках увеличится с 18 % до минимум 25 % уже через два года. До сих пор откаты чиновникам, например, со строительной отрасли — ежедневная практика. Предприниматель не может получить заказ без того, чтобы не вернуть 10–50 % его суммы чиновникам. И только контроль и жесткая борьба с коррупционной составляющей могут изменить ситуацию. К госзакупках лоты укрупняются, а выставляются требования такие, что в тендере могут принять участие только 2–3 крупных компании. А если лот разбить на 50 маленьких частей, то за заказ могли бы побороться 50 небольших фирм.

Основные трудности — чрезмерное регулирование, рост сборов в пользу государства и изменчивые правила игры. Если эти проблемы решить, не потребуются квоты на госзакупки, «системы совещательных органов» и «программы партнерства между заказчиками и предприятиями», предлагаемые в стратегии. Банки и так будут давать кредиты под развивающиеся проекты, а клиенты и государство — покупать у предпринимателей, потому что у них выгоднее.

 

Литература:

 

  1.    Материалы сайта Национального Института системных исследований проблем предпринимательства. http://www.nisse.ru/
  2.    Россия в мировой экономике. Генеральный проект» Россия в третьем тысячелетии. «Общероссийское объединение «Круглый стол бизнеса России». Центр комплексных социальных исследований и маркетинга.
  3.    Сборник по материалам семинара «Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблем занятости»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle