Библиографическое описание:

Потапова Д. С. Особенности реализации молодежной политики в Скандинавских странах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 606-608.



 

В статье рассматривается молодежная политика Скандинавских стран, раскрыта сущность социальной политики и установлены ее основные типы в молодежной среде, проанализирован опыт международного сотрудничества данных стран. Дана оценка реализациимолодежной политики стран Скандинавского полуострова.

Ключевые слова: молодежь, Скандинавские страны, молодёжная политика, международное молодежное сотрудничество.

 

Сотрудничество Скандинавских стран является ценной и поддержкой для Северных стран. Оно предоставляет возможность молодежи устанавливать тесные контакты, обмениваться информацией, преодолевать совместные проблемы сообща.

Традиционно термин Скандинавские страны включает в себя четыре страны Северной Европы (Дания, Швеция, Норвегия, Исландия). Однако на Скандинавском полуострове расположены лишь 2 государства — Норвегия и Швеция. Так как шведский, датский, исландский, норвежский языки и этносы близки и родственны, Дания и Исландия полноправно входят в эту группу.

Чтобы полноценно рассмотреть молодёжное сотрудничество скандинавские стран, необходимо вначале обратиться к индивидуальным и схожим особенностям работы с молодёжью государств-участников. Анализируя аспекты молодежной политики в каждой стране объединения, можно заметить большое количество общих черт между ними. Например, во всех государствах они одинаковые и условно разделятся на группы (от 14–18 лет до 25–27 лет), это дает возможность сделать мероприятия более адресными. Также молодежная политика скандинавских государств строится приблизительно по одной модели и имеет общие особенности: высокий уровень интернационализации, глобализации и урбанизации; сравнительно небольшая численность населения при относительно огромных по европейским меркам территориях; выход к морю; комфортные условия для жизни.

Политика в отношении молодежи не является обособленной системой в рамках законодательства и политики. Одними из ответственных органов за реализацию молодежной политики являются национальные, региональные и местные органы власти, в том числе негосударственные и добровольческие организации, получающие финансирование от государств. Также имеет место быть большая степень участия стран в установлении целей, задач, направлений и проведении в жизнь социальной политики. Данная модель социальной политики называется «бевериджская».

За основу «бевериджской» модели взята идея о том, что абсолютно каждый человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В странах, выбравших данную модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. Финансирование таких систем социальной защиты происходит через налоги из государственного бюджета. Приоритетным представляется принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости [7, с 134].

«Бевериджская» модель подразделяется на консервативную, социал-демократическую, католическую и либеральную. В Скандинавских странах представлена социал-демократическая, иначе ее называют скандинавской, или нордической. Характерной чертой этой модели представляется универсальность (социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное главным образом государственным бюджетом). Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения, исходя из этого в Скандинавских странах одни из самых высоких налогов в мире. Например, в Швеции уровень налогообложения составляет примерно 67 %.

К главной причине создания молодежной политики как отдельного направления социальной политики относится сложность социализации молодых людей в современных условиях. Исходя из этого факта, молодежная политика в странах Северной Европы ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть.

Общая цель молодежной политики различных Скандинавских государств– содействие комфортной интеграции молодежи в общество. За 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность [4, с. 23].

В национальных концепциях по молодежной политике европейских стран можно выделить 2 основные стратегии: первая — ведущую роль исполняет государство, а вторая — равенство государства и структур гражданского общества. Традиционно в странах Скандинавского полуострова придерживаются паритета государства и структур гражданского общества.

В Швеции, Дании, Норвегии и Исландии правительство лишь задает главное направление, цели и задачи молодежной политики, однако ведущая роль передана органам местного самоуправления и общественным организациям.

Проанализировав этот подход к молодежной политике, можно выделить следующие особенности:

  1.              Отсутствие специализированных министерств по делам молодежи. Например, в Швеции разработкой программ для молодого населения занимается и координируется Министерством культуры, а также существует Государственный молодежный совет и советы на муниципальном уровне.
  2.              Одна из важнейших задач — рост доступности и качества системы образования. В Швеции, Дании, Исландии и Норвегии обучение в средней и высшей школе абсолютно бесплатное, но оплата проживания и учебных принадлежностей выдается в виде кредита, который подлежит возврату.
  3.              Снижение уровня безработицы в молодежной среде. Проблемы, связанные с профессиональной переподготовкой и трудоустройством разрешается с учетом местных особенностей рынка труда на локальном уровне.

В целом, необходимо отметить, что решение проблем молодежной политики происходит на уровне власти, которое наиболее идеально подходит и будут действовать эффективно. Также государственные органы постоянно взаимодействуют и реализуют программы совместно с общественными организациями и объединениями, являющиеся полноправными участниками государственной молодежной политики.

Также в странах Северной Европы осуществляется сотрудничество государственных парламентов с молодежью. В частности, в Швеции проводятся ознакомительные экскурсии в парламент (ежегодно их посещает около 20 тысяч школьников). На экскурсиях школьники узнают о работе Риксдага (правительство Швеции) и обсуждают актуальные вопросы, касающиеся образования и молодежи в целом. В свою очередь, Риксдаг посещают не только школьники, но и преподаватели, студенты. Также правительство Швеции проводит образовательную акцию «Молодежный парламент». Данная акция дает ученикам старших классов возможность на один день «стать» членами парламента.

В Норвегии государственные органы власти уделяют огромное внимание росту роли молодежи в жизни общества. Так Стортинг (парламент) реализовывает такие варианты взаимодействия с молодежью: встречи молодежи с политиками и членами правительств; посещение заседаний парламента; проведение образовательных и правовых лекций о законодательстве, системе электората; организация дебатов, обсуждений, ролевых игр и прений по насущным вопросам. Вся актуальная информация о мероприятиях представлена в широком доступе на сайте парламента. Одним из интересных проектов Стортинга является создание учебного центра («Мини-Тинг»), проводящий ролевые игры для школьников и студентов.

В Дании и Исландии существует огромное количество неправительственных и общественных организаций, которые вовлекают молодежь в жизнь общества, организуют ролевые игры и прививают активную жизненную позицию. Поэтому органы власти Скандинавских стран поддерживают различные неправительственные организации.

Одним из перспективных направлений молодежной политики всех государств Скандинавского полуострова — борьба с наркоманией. В странах действуют успешно работающие системы борьбы с наркоманией. Но все же наиболее строгим государством по отношению к наркотикам является Норвегия. Максимально возможное наказание за употребление и распространение наркотиков достигает 21 года, когда в Дании максимальный срок равен 15 годам, а в Швеции 10 годам. Для эффективной борьбы с наркоманией действуют специальные программы. Основную работу ведут органы социальной службы, образования и полиции и сети наркологических служб.

Также нельзя не сказать о программе Баренцева региона, в него помимо Скандинавских стран входят Российская Федерация, Финляндия и Комиссия европейских сообществ. Однако молодежная программа, принятая Советом Баренцева региона — это начало создания адекватной и здравой молодежной политики. Изначально данное взаимодействие зарождалось со встречи молодежи Баренцева региона в 1998 году [5]. Сейчас это сотрудничество на протяжении уже 15 лет называется «Баренцев Региональный Молодежный Форум».

Таким образом, в статье были рассмотрены основные моменты, касающиеся межгосударственного взаимодействия в рамках объединения и реализации молодёжной политики стран-участниц. Важно отметить, что у каждой из Скандинавских стран есть проработанные модели осуществления политики в молодежной среде. Молодежная политика государств Скандинавкого полуострова начинается с образования, обеспечивающее детям и молодежи большие возможности для самореализации. Такая политика способствует становлению демократических прав и свобод среди молодого населения. В конечном итоге это приводит к формированию хорошо ориентированных в современном обществе граждан. Страны-участницы большую роль отводят роль в достижении своих целей молодёжи. Государства видят в молодежи огромный потенциал, и всячески привлекают молодых людей к решению важнейших проблем и задач современного общества.

 

Литература:

 

  1.              Аксенова Э. А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции/Э. А. Аксенова//Педагогика. — 2007. — № 6. — С.87–93.
  2.              Гриншпун С. С. Современные тенденции развития школьного образования в Скандинавии/С. С. Гриншпун//Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 100–106.
  3.              Зеленкова М. М. Молодежная политика в России и зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6; Режим доступа: www.science-education.ru/106–7305 (дата обращения: 27.11.2015).
  4.              Леонов, Ю. С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции /Ю. С. Леонов //Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4. — С. 19–30
  5.              Пальмовский Тадеуш Балтийская Европа: от идеи к стратегии [Электронный ресурс] // Балт. рег.. 2009. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/baltiyskaya-evropa-ot-idei-k-strategii (дата обращения: 20.11.2015).
  6.              Сидорина Т. Ю. Социальная политика — между экономикой и социологией/Т. Ю. Сидорина//Общественные науки и современность. — 2005. — № 6 — С.111–121.
  7.              Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. — М., 2005. 208 с.
  8.              Чальцева Ирина Семеновна. Молодежная политика за рубежом: попытка анализа [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-za-rubezhom-popytka-analiza (дата обращения: 01.12.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle