Библиографическое описание:

Иминжонов Р. А. Здоровьесберегающая компетентность педагога физического воспитания как фактор его готовности к охране здоровья обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 782-783.



 

Ключевые слова: спорт, физического воспитания, подготовка, эффект, двигатель, психология, функциональ.

 

В настоящее время в условиях модернизации образовании одним из важных концептуальных положений обновления содержания профессионального образования будущих преподавателей физической культуры является внедрение компетентностного подхода. Установлено, что компетентностность — содержательное обобщение теоретических и эмперических знаний, представленных в форме понятий, принципов смысло образующих положений, это уровень подготовленности специалиста для деятельности для определенной среде, степень овладения знаниями способами деятельности, необходимыми для принятия важных и эффективных решений, в нашем случае в сфере физического воспитания [1].

По мнению исследователей, компетентность может быть разделена по сферам: самостоятельно познавательной, гражданско-общественной, культурно-досуговой, а также компетентности в бытовой сфере.

Наряду с этим выделены три основные группы компетентности педагога:

          компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

          компетентности, относящиеся к взаимодействию преподавателя с обучающимися;

          компетентности, относящиеся к педагогической деятельности, специалиста по физическому воспитанию, появляющиеся во всех ее типах и формах.

В число компетенций, относящихся к педагогу физического воспитания как личности, субъекту деятельности, общения включены компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, а также компетенции здоровьесбережения, правомерно охватывающие круг вопросов по охране здоровья, по которым, в частности, педагоги физического воспитания должны обладать широкими познаниями и опытом работы.

Здоровьесберегающая компетентность предполагает не только наличие знаний по сохранению и укреплению своего здоровья и окружающих, но и владение умениями и навыками реализации соответствующей деятельности в различных условиях жизнедеятельности. При этом важное значение приобретает личностная, мотивационная компетентность, способная реализовать необходимые здоровьесохраняющие мероприятия и провести оценку и мониторинг их эффективности.

Педагог физической культуры, обладающий компетенцией здоровьесбережения, отличается тем, что постоянно дополняет свой багаж знаний по вопросам охраны здоровья, создает для этого соответствующую здоровьесберегающую среду и, наконец, последовательно пополняя знания, обучаемых по бережному отношению к здоровью, формирует здоровый образ жизни (ЗОЖ). Педагог физической культуры призван довести до сознания каждого обучающегося информацию о том, что в современных условиях здоровье человека, его установка на ЗОЖ относятся к высшим жизненным ценностям.

В современной теории и методике физического воспитания сложилась тенденция, выражающаяся в стремлении дать знания обучающимся о необходимости уходить от стереотипных подходов и собственному здоровью, к поиску новых путей и средств оздоровления, в отказе от здоровьезатратных форм поведения, с переходом к здоровьесберегающему и поведению в своей повседневной жизни, к формированию ЗОЖ, что следует рассматривать как необходимые условия проявления здоровьесберегающей компетенции педагога.

В свете вышеизложенного, педагог физического воспитания призван создавать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которые обеспечат ему достижение физического, духовного и социального благополучия и при этом немаловажное значение приобретает такой фактор как его психологическая уравновешенность. Наличие уравновешенности т. е. способность избегать крайностей в реакции на происходящие события — делают педагога физической культуры человека отзывчивым, чувствительным и не равнодушным к обучающимся.

Подобный здоровьесберегающий компетентностный подход преподавателей физического воспитания к учебно-воспитательной работе позволит успешно реализовать систему здоровьесберегающего образования, с использованием всех средств физического воспитания и спорта, которая наряду с обеспечением необходимых условий для гармоничного развития обучающихся, формирует у них осознанную потребность в здоровье, понимание основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

На современном этапе развития высшего образования важное значение приобретает физкультурно-спортивная компетентность, требуемая для реализации разного рода физкультурно-спортивной деятельности. В данном случае компетентность — способность реализовать эту компетентность на практике. Как известно, структура образовательных физкультурно-спортивных компетенций состоит из двухуровневой конструкции, фундаментом которой являются, с одной стороны, социальная информационная, самообразовательная и коммуникативная компетенции, относящиеся к предметному содержанию общего и профессионального образования, а с другой — предметные компетенции: оздоровительно-адаптивная, оздоровительно-коррекционная, двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная, каждая из которой включает физкультурно-спортивные ценностные ориентации, знания, умения, навыки, психофизические кондиции и физкультурно-спортивный опыт педагога.

При этом важное значение приобретает обеспечение физкультурно-спортивной среды — совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвитие студентов, обучающихся в соответствующих с социокультурном и природном окружении.

Установлено, что структура физкультурно-спортивной среды состоит из социально-коммуникативного, пространственно-предметного и содержательно -технологического компонентов.

Повышению физкультурно-спортивной компетенции преподавателя физического воспитания существенным образом способствует его физкультурно-спортивный стиль жизни, который следует рассматривать как способ самовыражения индивидуальности личности в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта, детерминированный ее психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъективной активностью, природной и социально-культурной средой, направленной на укрепление здоровья, восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное самосовершенствование, организацию культурного досуга [2].

В Республике успешно реализуется личностно-ориентированное физическое воспитание, целевым ориентиром которого является формирование гармонично развитой личности, в физкультурно-спортивной среде педагогической поддержки реализации Государственной программы «За здоровое поколение», Закона «О физической культуре и спорте», создании физкультурно-спортивных объединений учащейся молодежи, внедрения спортивно-нормативных комплексов «Алпомыш и Барчиной» и т. д., в целом способствующих совершенствованию оздоровительной физкультурно-спортивной компетентности обучающего.

 

Литература:

 

  1.              Сейтхалилов Э. А. и др. Педагогический словарь-справочник. Т.: «Согдиана», 2011. 314 с.
  2.              Педагогический словарь. М. «Академия», 2008, стр. 126.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle