Библиографическое описание:

Байбаева М. Х., Юлдашева Н., Хайдарова Д. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 746-749.



 

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результативности воспитательной системы современного вуза в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: обучения, процесс, образование.

 

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы. Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества высшего образования.

Обучение — самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение — это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика — учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами. [2]

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки. [1]

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками. На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

          цель (общая как приспособление к жизни), задачи;

          совместная деятельность учителей и учащихся;

          преподавание (руководство со стороны учителя);

          чтение (самостоятельная работа учащихся);

          организация процесса;

          соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

          сочетание технологичности и творчества учителей и учащихся;

          соответствие требованиям жизни;

          одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся. [2]

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания — главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления. [3]

Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:

          планирование;

          организация деятельности учащихся;

          регулирование (стимулирование) процесса обучения;

          контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

          оценивание;

          анализ результатов решения педагогической задачи. [5]

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы — постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания. Догматическое учение — первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание. Объяснительно — иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения — формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной. [2]

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени. Основным требованием применения педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса, достижение учебного результата студентами за установленный срок. В вузах по направлениям бакалавриата студенты изучают общеинженерские, технические и специальные предметы.

Образование как целостное явление — одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы — это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. [7]

В обучении находят свое применение законы диалектики:

          закон единства и борьбы противоположностей;

          закон переход количественных накоплений в качественные изменения;

          закон отрицания отрицаний. [4]

Большое значение для организации и осуществления процесса обучения имеет категория меры:

          категории сущности и явления;

          единство содержания и формы;

          категория необходимости;

          категории случайности;

          категории времени. [5]

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических). К числу значимых условий обучения относится профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремления к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. [4]

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель-студент, преподаватель-учебная группа, кафедра-учебная группа. В данной структуре студент всегда будет исполнителем. Сложившимися организационными формами обучения в высшей школы является лекции, семинары, самостоятельная работа, которым соответствуют групповые или коллективные и индивидуальные формы обучения. Взаимоотношения участников учебного процесса осуществляется через общения и коммуникации в обучении. Общение-это не только информационный процесс, но и процесс взаимодействия, в котором люди выступают друг относительно друга как объекты и субъекты воздействия. В ходе такого взаимодействия происходит формирование учащегося как личности. Поэтому общение в обучении становится также факторами воспитания, и главная задача педагогов состоит в том, чтобы организовать общение и коллективные формы обучения. [6]

 

Литература:

 

  1.    В. М. Кларин. Педагогическая технология в учебном процессе. М.; Знание, 2009.
  2.    И. П. Саченко. Психология творчества, 2009.
  3.    Т.Гулбоев. Новые педагогические технологии и использование их в процессе обучения. Навоий, 2001.
  4.    А. Р. Радугина. Педагогика и психология. Учебник М.: Прогресс 2009.
  5.    А. Х. Аминов. Организационно-педагогические основы совершенствования системы повышения квалификации работников народного образования. Самарканд, 2001.
  6.    Ш. А. Амонашвили. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвеўение.-1984
  7.    В. К. Бондаренко.Технические средства обучения. М.: 1975.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle