Библиографическое описание:

Крусь А. С. Лимит на легионеров как возможное ограничение свободного передвижения футболистом своих услуг // Молодой ученый. — 2016. — №3.2. — С. 31-34.



The article is devoted to such problem in sports law as correlation limit on foreign players and the right for free movement of football player`s services. Russian legislation has been analysed and attempt to answer the question has been done. History of the limit on foreign players in the Russian Federation and European countries has been presented for more detailed analysis.

Keywords: sports law, limit on foreign players, football player`s right for free movement of football player`s services

1. Введение.

Всегда на соревнованиях главной целью была победа. Футбольные клубы прикладывают все возможные усилия для достижения этой цели: нанимают тренеров, строят спортивные школы при клубе, но самым быстрым считается покупка высококвалифицированного игрока, который способен исправить изъян в игре команды и не всегда такой спортсмен является гражданином той страны, в которой существует футбольный клуб.

Футбольная федерация заинтересована в поднятии уровня футбола в стране, что может выражаться в игре сборной на международных соревнованиях. Только в сборную команду могут привлекаться лишь граждане определенной страны. Здесь и могут столкнуться интересы футбольного клуба и футбольной федерации.

Так, получив право проведения Чемпионата мира (ЧМ) по футболу в 2018 году, перед Российским Футбольным Союзом (РФС) теперь стоит задача успешно выступить на домашнем ЧМ. Одним из спорных средств, которым РФС хочет добиться поставленной цели, является введения лимита на легионеров.

Существует на сегодняшний день множество споров по поводу его существования. Но самым главным вопросом является: Законен ли лимит на легионеров с точки зрения права свободного передвижения футболистом своих услуг?

В данной работе будет рассмотрена поставленная проблема, просмотрена судебная практика в Европе, а также предоставлены возможные пути решения.

2. Существование лимита на легионеров в России и за рубежом.

Лимит на легионеров в Российской футбольной Премьер-лиге (РФПЛ) – это ограничение количества иностранных игроков в составе команд[1]. В России лимит на легионеров изменялся несколько раз за последнее десятилетие. Первый раз изменения были внесены в 2005 году: было закреплено, что на поле могут находиться в составе команды не более пяти иностранцев одновременно. Однако, легионером считался только тот, кто провел за свою сборную менее 10 игр. В 2006 году правило игр за сборную было отменено и лимит приобрел вид 7+4 (на поле могли находиться в составе одной команды только 4 легионера одновременно). С сезона 2009 года произошло изменение и лимит перешел на систему 6+5 (на поле могли находиться в составе одной команды только 5 легионера одновременно). Однако начиная с 2012-го года РФПЛ вернулась к системе лимитирования, которая уже была установлена в 2006 году. Однако 30 октября 2014 года Исполком РФС утвердил с сезона 2015/2016 гг. новую систему лимитирования в командах Премьер-Лиги[2]. Теперь в заявке должно быть 10 легионеров и 15 российских футболистов. Вопрос в каком соотношении будут они на поле не имеет значения. Позже, 14 июля 2015 года, Исполком РФС утвердил вариант лимитирования– 6+5[3].

В Англии отсутствует как таковой лимит, но есть ряд ограничений, которые можно обойти. Например, такое ограничение как определенный процент сыгранных матчей за свою национальную сборную. Как правило, письмо от главного тренера сборной с заявлениями, что игрок числится в расширенном списке его команды, помогает получить рабочую визу.

В Германии и Голландии одна из самых низких долей иностранных футболистов в Европе. В Германии нет никаких ограничений по принципу гражданства, однако, имеются ряд существенных дополнений. В заявке клубов Бундеслиги в обязательном порядке должны быть включены минимум 12 игроков, имеющих немецкое гражданство. Если обратить внимание на высшую футбольную лигу Голландии, то в ней также нет национальной квоты, но заработная плата восемнадцатилетнего футболиста должна составлять не менее 202, 5 тысяч евро.

В первенствах Италии, Франции и Испании более серьезный лимит, но это только на первый взгляд. На самом деле, ограничения не мешают клубам подписывать новых иностранных игроков. Например, в Примере одновременно на поле не могут находиться более трех футболистов, не являющихся гражданами ЕС. При этом получить второе гражданство незатруднительно. Французский чемпионат допускает присутствие на поле сразу четырех игроков не европейского происхождения. Во Франции очень расширенно понимается понятие легионер, под него не попадают граждане стран-участниц Европейского Союза и представители бывших колоний Франции. В Серии А (итальянская высшая футбольная лига) все намного жестче, но это только de jure. Допускается переход лишь одного иностранца, не представляющего страну ЕС, на протяжении одного сезона. Стоит отметить, что в Италии также распространено получение футболистом второго гражданства.

3.Лимит на легионеров в Российской Федерации.

Основными источниками права, регулирующие отношения футболиста и клуба являются Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ), Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов.

В ст. 2 ТК РФ провозглашены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, среди которых запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда[4]. Понятие дискриминации в сфере труда и разрешение споров при отказе при приеме на работу по данному признаку разъяснил Верховный Суд РФ (далее ВС РФ) в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которому «При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела»[5].

В пп.7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" появляется право общероссийских спортивных организаций устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 20.3 настоящего Федерального закона[6].

Если рассматривать область футбола, то под всероссийскими официальными соревнованиями следует понимать Российскую Футбольную Премьер-лигу (РФПЛ) и Национальную Футбольную Лигу (ФНЛ), а под спортсменами, которые не могут выступать за спортивные сборные команды – спортсменов, не имеющих гражданства РФ. Исполнительный комитет (далее Исполком) РФС на заседании 14 июля 2015 года решил установить в спортивном сезоне 2015/16 для клубов Премьер-Лиги параметры лимитирования «футболистов- легионеров» - не больше шести «футболистов-легионеров» на поле одновременно.

Можно ли это считать дискриминацией, а, следовательно, ограничением свободного передвижения футболистом своих услуг? В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[7]». Право по ч.1 ст. 37 Конституции РФ (право свободного распоряжения своими способностями к труду) ограничено федеральным законом (ст. 16 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), но если рассматривать цель (постоянная игровая практика российских футболистов, в связи с которой происходит повышение своих профессиональных качеств, а, следовательно, повышается уровень игры сборной команды), ради которой оно ограничивается, она не может считаться пропорциональной данному ограничению. Поскольку, может присутствовать большая вероятность того, что в такой ситуации может происходить наоборот ухудшение навыков при отсутствии высокой конкуренции, т.к. место в стартовом составе будет «закреплено», и нет смысла за него бороться. Следовательно, в данном решении присутствует ограничение права. Это означает, что, так называемый, лимит на легионеров в РФ носит дискриминационный характер и ограничивает свободное передвижение футболистом своих услуг.

Если исследовать судебную практику по данной категории споров, то по всем искам было отказано по процессуальным обстоятельствам. Небольшой перечень данных исков:

1. Дело Нишнианидзе: Хамовнический районный суд города Москвы вынес определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что спор между Футболистом и РФС неподведомственен суду общей юрисдикции и подлежит рассмотрению в CAS[8].

2. Дело Мартыновича: В исковом заявлении Мартынович ссылался и на положения Конвенции МОТ № 111, на Соглашение РФ и Республики Беларусь «О равных правах граждан» от 25.12.1998 года. Также на обозрение российского суда Мартынович представил мотивировочную позицию Суда ЕС по делу «Симутенкова». Решение так и не было вынесено. Суд прекратил производство по делу, ввиду отзыва Мартыновичем искового заявления.

4. Лимит на легионеров в странах Европейского Союза.

Основными источниками права, регулирующие отношения футболиста и клуба в странах ЕС акты трудового законодательства, а также соответствующие Регламенты футбольной организации (союза) этих стран.

Как такового лимита на легионеров в данных странах нет. Он существует только в разного рода ограничениях, а само понятие легионер толкуется широко, легионером считается спортсмен, который не имеет гражданства страны-участницы ЕС.

Однако, такое толкование было не всегда. Такое толкование официально стало закрепленным после дела Гаэтано Дона против Марио Монтера.

Дело Гаэтано Дона (Dona) против Марио Монтера (Montero) (№ 13/76 от 14 июля 1976 г.). В Суд Европейского Союза был предъявлен иск о запрещении дискриминации, основанной на национальном признаке. Иск был удовлетворен. Судом были исследованы Правила Итальянской федерации футбола, в соответствии с которыми только члены этой федерации могут принимать участие в профессиональных и полупрофессиональных соревнованиях. Суд констатировал, что профессиональные футболисты предоставляют свои услуги за плату, таким образом их деятельность является экономической и относится к деятельности по оказанию услуг, регулируемой правом Сообщества. В соответствии с нормами и духом Римского договора запрещается любая дискриминация по национальному признаку. Данное положение распространяется на всех физических лиц — граждан государств-членов ЕС, оказывающих услуги за вознаграждение[9].

Важной страницей в истории лимита на легионеров в европейском футболе также стал судебный процесс между российским футболистом Игорем Симутенковым, нападающим испанского клуба «Тенерифе» и Королевской Федерацией футбола Испании. "Дело Симутенкова", по сути, отменило возможность вводить лимиты на легионеров в европейских чемпионатах. Как минимум, в отношении российских игроков - на 100%.

Позиция суда Европейского Сообщества: «Параграф 1 статьи 23 Соглашения о партнёрстве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанного в Корфу 24 июня 1994 г. и одобренного от имени Сообществ Решением 97/800/ЕОУС, ЕС, Евратом Совета и Комиссии от 30 октября 1997 г., должен быть истолкован в том смысле, что он препятствует применению к профессиональному спортсмену, имеющему российское гражданство, принятому на работу на законных основаниях клубом, учреждённым в каком-либо государстве-члене, правила, установленного спортивной федерацией того же государства, согласно которому на соревнованиях, организуемых на национальном уровне, клубам разрешается выставлять только ограниченное количество игроков из третьих государств, не являющихся сторонами Соглашения о Европейском экономическом пространстве»[10].

Таким образом, Суд обязал Королевскую федерацию футбола Испании (RFEF) устранить нарушение трудовых прав Симутенкова и не включать его в лимит легионеров. Все российские футболисты с тех пор не могут считаться легионерами в странах Евросоюза.

5. Возможные решения проблемы.

Лимит на легионеров – это, конечно, ограничение права футболиста на свободное передвижение своих услуг. В его условиях футболист не может рассматриваться наравне с футболистами, имеющим гражданство определенного государства, в результате чего происходит дискриминация в трудовых отношениях.

Проследив историю лимита на легионеров как в России, так и в европейских странах, можно выдвинуть несколько решений проблемы лимита на легионеров, чтобы он не носил дискриминационный характер.

1. Отмена лимита на легионеров.

2. Широкое толкование понятие лимита на легионеров. Это решение считается аналогией действующего режима лимита на легионеров в европейских странах. Однако здесь возникает проблема какой будет предел такого толкования?

3. Предоставление всем (или большинству) иностранным футболистам российского гражданства. Является самым трудновыполнимым, а также спорным решением. Поскольку затруднит подписание договора футболиста с клубом, а также может стать принудительным пунктом при заключении договора, что противоречит праву свободного выбора своего гражданства или праву изменить его.

Литература:

I. Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 года.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1 (ч. 1), ст. 3.
  3. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, № 50, ст. 6242
  4. Регламент Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2015-2016гг. [Электронный ресурс]: Постановление Исполкома РФС № 166/4 от 24 июня 2015. - URL: http://rfpl.org
  1. II. Материалы практики.
  1. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. - № 6.
  2. Court of Justice of the European Union Gaetano Donà v Mario Mantero [Электронный ресурс] дело № 13-76.- URL: http://curia.europa.eu
  3. Court of Justice of the European Union Igor Simutenkov v Ministerio de Educación y Cultura and Real Federación Española de Fútbol [Электронный ресурс] дело № C-265/03.- URL: http://curia.europa.eu
  4. Нишнианидзе Г.М. к НП «АМФР» Определение от 25 октября 2013 года Хамовнический суд г. Москвы.

[1] Регламент Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2015-2016гг. [Электронный ресурс]: Постановление Исполкома РФС № 166/4 от 24 июня 2015. -URL: http://rfpl.org

[2] Решение Исполнительного Комитета Российского Футбольного союза от 30 октября 2014 г.

[3] Решение Исполнительного Комитета Российского Футбольного союза от 14 июля 2015 г.

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». – 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 3.

[5] «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. №6.

[6] «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 50. Ст. 6242

[7] Конституция Российской Федерации 12.12 1993 года

[8] Нишнианидзе Г.М. к НП «АМФР» Определение от 25 октября 2013 года Хамовнический суд г. Москвы

[9] Court of Justice of the European Union Gaetano Donà v Mario Mantero [Электронный ресурс] дело № 13-76.- URL: http://curia.europa.eu

[10] Court of Justice of the European Union Igor Simutenkov v Ministerio de Educación y Cultura and Real Federación Española de Fútbol [Электронный ресурс] дело № C-265/03.- URL: http://curia.europa.eu

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle