Библиографическое описание:

Лепёхина О. А., Лепёхина Л. И. Результаты комплексной оценки стоматологического статуса школьников города Воронежа // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 285-288.



 

За последние годы эпидемиологические показатели стоматологической заболеваемости детского населения страны существенно изменились в основном в худшую сторону по следующим причинам: ухудшение экологии — загрязнение окружающей среды, избыток пестицидов, нитратов и других химических веществ в пищевых продуктах, вредные привычки среди детей и подростков: курение, алкоголь, наркотики, токсикомания, снижение уровня физкультурно-оздоровительных мероприятий в школах, распространение инфекционных заболеваний, аллергизация, иммунодефициты (Алимский А. В., 2009).

Проблема воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста связана с тем, что ткани пародонта длительно находятся в состоянии физиологического напряжения, связанного с развитием, прорезыванием, формированием и рассасыванием корней молочных и формированием корней постоянных зубов.

К местным факторам, провоцирующим развитие гингивита, относятся низкий уровень гигиены полости рта, аномалии прикрепления уздечек губ и языка, наличие дополнительных тяжей слизистой оболочки, мелкое преддверие полости рта, зубочелюстные аномалии и деформации зубов и челюстей, множественный кариес, отсутствие пломб на контактных поверхностях, вредные привычки. Одним из ведущих общих факторов является гормональный дисбаланс, который связан с периодом полового созревания.

Материал и методы исследования

Для оценки стоматологического статуса у детей школьного возраста города Воронежа нами были обследованы учащиеся 3-х школ разных возрастных групп, расположенных в удаленных районах города: лицей № 1 — Коминтерновский район, лицей № 3 — Железнодорожный район, МОК № 2 — Советский район. Было проведено анкетирование родителей школьников и исследование стоматологического статуса у 1282 детей, из них 611 девочек и 671 мальчик в возрасте от 6 до 17 лет, которые были разделены на следующие группы:

       I — младшая школьная группа (6–9 лет);

       II– средняя школьная группа (9–12 лет);

       III — старшая школьная группа (12–17 лет).

 

Таблица 1

Общее количество школьников в группах

Школы

Всего

I группа

II группа

III группа

Лицей № 1

546

81

210

255

МОК № 2

456

164

99

193

Лицей № 3

280

99

84

97

 

1282

344

393

545

 

Обследование ребенка начиналось с изучения жалоб, анамнеза заболевания и жизни. Анамнестические данные включали сведения о перенесенных и имеющихся на момент обследования общих заболеваниях, о характере питания, вредных привычках. Для уточнения сведений о перенесенных и сопутствующих заболеваниях использовались медицинские карты детей, которые ведутся на протяжении всего периода обучения школьными врачами-терапевтами (педиатрами).

Ряд вопросов был связан с соблюдением гигиены полости рта: количество чисток зубов в день, их продолжительность, до или после приема пищи; наименования используемых зубных паст и щеток, частота замены щеток; использование дополнительных средств гигиены (ополаскиватели, флоссы, жевательные резинки).

После опроса проводился осмотр и определение клинических показателей для постановки диагноза, согласно целям и задачам исследования. Распространенность кариеса зубов рассчитывали для групп, обследованных по индексам КПУ+кп и КПУ. Следующим этапом в оценке местного статуса было определение гигиенического состояния полости рта, для этого применялся индекс Федорова — Володкиной (1971). Для оценки тяжести гингивита использовали папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс — РМА в модификации Parma (1960). Коммунальный периодонтальный индекс (КПИ по Леусу П. А. (1988)) эффективен при оценке начальных проявлений патологии пародонта и определении тяжести процесса, так как учитывает все возможные признаки заболевания от риска (налет на зубах) до развившейся патологии, сопровождающейся возникновением подвижности зубов; обладает воспроизводимостью от 80 до 93 %.

Мы сочли необходимым оценить состояние тканей пародонта у школьников старшей возрастной группы по индексу CPI (комплексный пародонтальный индекс, 1995), разработанному специалистами ВОЗ/FDI, так как использование этого индекса у детей младшего возраста не рекомендуется. При обследовании тканей пародонта учитывали окраску, рельеф, консистенцию, форму десневого края, наличие кровоточивости, отека или гипертрофии, зубодесневых карманов, характер зубных отложений. Степень тяжести гипертрофического гингивита определяли по величине разрастания десны.

В ряде случаев использовалась простая и расширенная гингивоскопия (Кунин А. А., 1969), которые предусматривают осмотр свободной и прикрепленной десны с помощью лупы (увеличение в 4–7 раз) без предварительного окрашивания и с предварительным окрашиванием 2 % водным раствором Люголя (для определения гликогена) и тиазиновым красителем — 2 % толуидиновым голубым (для определения содержания нуклеиновых кислот).

В тех случаях, когда при обследовании были обнаружены признаки пародонтита (пародонтальные карманы), было рекомендовано проведение рентгенологического исследования. Этот метод диагностики был проведен у 30 (5,5 %) детей из старшей возрастной группы.

Результаты исследования

Полученные результаты подтверждают общероссийскую статистику, свидетельствующую о высоком уровне стоматологической заболеваемости этой категории населения. Сравнивая показатели в школах различных районов города, можно отметить, что распространенность кариеса в различных возрастных группах колеблется от 93,7 % в лицее № 1 до 98,8 % в МОК № 2. В лицее № 3 (распространенность кариеса 97,5 %) и в МОК № 2 в связи с активным проведением герметизации фиссур показатели распространенности кариеса оказались выше, так как зубы с загерметизированными фиссурами учитываются как запломбированные.

Наряду со значительной распространенностью кариеса у большинства школьников города Воронежа была зарегистрирована патология пародонта и диагностированы различные формы этой патологии.

Первые признаки гингивита были обнаружены уже в младшей группе в виде локального воспаления (14,8 % в лицее № 1, 9,7 % в МОК № 2, 13,2 % в лицее № 3), явлениями кровоточивости и отдельными участками гипертрофии сосочков в участках их травмирования (7,3 %). Наиболее распространенным диагнозом у детей этой группы был хронический генерализованный катаральный гингивит легкой степени, который выявлен у 37,0 % школьников лицея № 1, у 38,4 % МОК № 2 и у 30,3 % учеников лицея № 3. Локальная рецессия десны (атрофический гингивит), зачастую вызванная натяжением слизистой оболочки (при мелком преддверии полости рта и коротких уздечках губ) встречается у 2,6 % школьников.

Пародонтологический статус детей II группы характеризуется его значительным ухудшением: снижается количество здоровых секстантов, что свидетельствует о генерализации процесса, растет удельный вес гипертрофического гингивита до 15,2 %, атрофического гингивита до 3,4 %, увеличивается число учащихся с хроническим катаральным гингивитом средней степени тяжести (9,6 %). Как и в I группе основной выявленной патологией пародонта остается хронический генерализованный катаральный гингивит легкой степени: 45,2 % в лицее № 1, 45,5 % в МОК № 2 и 51,2 % в лицее № 3.

Распространенность патологии пародонта в старшей возрастной группе достигает 92,2 % в лицее № 1, 95,3 % в МОК № 2 и 94,8 % в лицее № 3. Количество здоровых секстантов в этой группе сокращается до 1,54, растет количество зубов с зубным камнем, у 6,0 % подростков регистрируются пародонтальные карманы и рентгенологические изменения костной ткани. В структуре патологии пародонта гипертрофический гингивит занимает 16,6 %, атрофический локализованный гингивит 4,3 %. Хронический генерализованный катаральный гингивит легкой степени встречается у 36,5 % в лицее № 1, у 29,9 % в МОК № 2 и у 41,2 % в лицее № 3, зато средняя степень этой формы патологии выявлена у 21,6 % учеников лицея № 1, у 25,9 % — МОК № 2 и у 15,5 % детей лицея № 3.

Практические рекомендации

  1.              Обратить внимание школьных врачей-стоматологов на более раннее выявление и устранение факторов риска возникновения и развития патологии пародонта (плохая гигиена, ортодонтические аномалии, общая патология, вредные привычки).
  2.              Проводить работу по повышению ответственности школьников за свое стоматологическое здоровье, как составляющей части общего здоровья.
  3.              Обеспечить интегрированное участие в профилактике стоматологических заболеваний врачей-стоматологов, родителей, учителей, педиатров и других специалистов.

 

Литература:

 

1.                Оценка интенсивности и распространенности кариеса у детей раннего и дошкольного возраста /А. В. Сущенко [и др.] //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2009. — Т. 8, № 2. — С.155–157.

2.                Лепёхина О. А. Состояние тканей пародонта у школьников города Воронежа / О. А. Лепёхина, Л. И. Лепёхина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2012. № 8. — С. 113.

3.                Лепёхина О. А. Распространенность и особенности клинического течения гингивитов у школьников города Воронежа в различные возрастные периоды: дис.... канд. мед. наук / О. А. Лепёхина; Воронеж. гос. мед. акад. Воронеж, 2011. — 118с.

4.                Алимский А. В. Методические подходы к планированию массовых стоматологических обследований детского населения / А. В. Алимский // Материалы ХХI и ХХII Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2009. — С. 38–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle