Библиографическое описание:

Качмазова А. Д. Научно-техническая политика новых индустриальных стран. Возможность применения в условиях российской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 526-529.



 

В данной научной работе рассматриваются основные направления научно-технической политики новых индустриальных стран, предложены мероприятия, направленные на улучшение программ государственной поддержки малым и средним предприятиям, а также использование опыта НИС.

Ключевые слова:наука, исследования, development,smallandmediumbusinesses, государство.

 

Для устойчивого развития России необходимо быть не только экспортно-сырьевой страной, но и перейти на другой, инновационный, тип развития экономики, как это уже сделали ведущие государства мира. Такой переход поможет стране расширить конкурентный потенциал экономики путем наращивания ее достижений в образовании, науке и высоких технологиях. Это позволит задействовать новые источники экономического роста, а также повышения благосостояния. Сформировать инновационную экономику — значит превратить интеллект, творческий потенциал людей в важнейший фактор экономического роста и конкурентоспособности государства, вместе с изрядным повышением эффективности использования природных ресурсов и капитала. Производство новых идей, технологий и инноваций, наравне с получением ренты за использование природных ресурсов, станет источником высоких доходов.

Для достижения высоких экономических показателей с помощью науки и технологий государству необходимо разработать эффективную и адекватную политику. В качестве примера плодотворной научно-технической политики мы решили рассмотреть опыт новых индустриальных стран, достигших потрясающих макроэкономических показателей.

Новые индустриальные страны (НИС) — это развивающиеся страны, которые совершили качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за последние десятилетия перешла от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

В мировой литературе пока не сложилось единой классификации «новых индустриальных стран», но некоторые авторы различают НИС первой волны или первого поколения: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также три страны Латинской Америки: Аргентину, Бразилию, Мексику. Среди стран второго поколения называются: Малайзия, Таиланд, Индия. Страны третьего поколения: Турция, Индонезия; четвертого поколения — Филиппины, Иран.

Существует две основные модели НИС:

  1.              Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  2.              Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны взяли на свое вооружение «стратегию преследования», предусматривающую освоение более дешевой, чем у их партнеров, и более конкурентоспособной продукции на основе использования новейших технологий.

Научно-техническая политика НИС в более общем виде начала формироваться в начале- середине 60-х гг. XX в. как продолжение и составная часть промышленной политики. Именно деятельность государства имела основополагающее значение при создании новых структур, что позволило таким странам в сжатые исторические сроки перенять у высокоразвитых стран достижения научно-технической революции и завершить процессы индустриализации.

Становление и развитие научно- технической политики в новых индустриальных странах происходило постепенно. На первом этапе технологическая политика определялась, в первую очередь, поддержкой ввоза и адаптации зарубежных технологий и построением внутренней технологической базы. В это же время в каждой стране создавались первые финансируемые государством исследовательские институты. Их задачей стало содействие промышленности в применении, изучении, адаптации и улучшении иностранных технологий.

Второй этап промышленной, а значит и научно-технической политики начался с середины 1970-х гг. было продолжено укрепление технологического потенциала, строились новые мощности в стратегических отраслях (машиностроение, судостроение, химическая промышленность, электроэнергетика и др.). Создавались новые исследовательские институты, также финансируемые государством. Их специализацией стали исследования в стратегических отраслях, а также ассимиляция и улучшение иностранных технологий для внутреннего использования. Фундаментальной науки как отдельной, самостоятельной единицы в то время не существовало, так как затраты в области прикладной науки были в значительной мере меньше. Для проведения основополагающих исследований, которые направлены на то, чтобы стимулировать инновационную научную деятельность, необходимы большие человеческие ресурсы и больший объем инвестиций в исследования и разработки, чем это требуется для прикладных исследований. Прикладные исследования проводили неправительственные организации, часто имевшие форму государственно-частных партнерств. Такие партнерства создавались с целью упрощения решения проблем, которые могут возникнуть при реализации продукции. В то же время развивалась система подготовки исследовательских и инженерных кадров. Тогда же создавались и высшие учебные заведения соответствующей направленности, ставшие инструментом реализации государственной политики в области управления развитием людских ресурсов и подготовки кадров.

Третий этап развития и реализации научно-технической политики начался в начале 1980-х гг. На этой стадии политика была ориентирована на исправление диспропорций, которые возникли в результате преимущественной концентрации инвестиций в выбранных стратегических отраслях, была проведена либерализация в области финансирования, инвестирования и таможенного регулирования, строились новые исследовательские мощности. На этом этапе государственные приоритеты переместились из промышленной и прикладной науки в фундаментальную область. Исследовательские институты были реструктурированы с учетом решения новых задач. Возросла роль государственного финансирования науки. Была основана система подготовки высококвалифицированных исследователей и инженеров, основанная на привлечении иностранных преподавателей и специалистов и на обучении за рубежом. В это же время создавались первые научные городки и парки. Главной причиной для развития научных парков стало желание развить местную инфраструктуру с целью привлечения многонациональных компаний и новые виды промышленного производства, чтобы обеспечить их близкое расположение к научно-исследовательским институтам. К тому же, эти парки были призваны служить в качестве инкубатора научно-технического производства и быть средоточием научно-исследовательской деятельности стран, где главный акцент ставился бы на прикладные промышленные исследования и разработки, нежели на основополагающие научные исследования.

С 1990-х гг. научно-техническая политика новых индустриальных стран была направлена на то, чтобы страны вошли в группу технологически развитых государств. Для решения этой задачи принимаются различные специальные законы о научных и технологических инновациях, в некоторых странах формируются пятилетние планы научных и технологических инноваций, творческие исследовательские инициативу и ряд других программ, которые становятся инструментами реализации государственной политики в научно-технической сфере.

В новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки большое значение придается развитию малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено приоритетностью создания новых рабочих мест, и обеспечением устойчивого экономического роста.

Кроме того, большое количество малых и средних компаний обеспечивает потребность в новых технологиях, а значит и в обучении высококвалифицированного персонала, что положительно сказывается на общей картине научно-технического потенциала. Во многих НИС существует множество программ государственной поддержки, предоставляются налоговые льготы и кредиты по низким процентным ставкам. Из бюджета каждой страны выделяются средства, которые используются исключительно на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. В основном данные средства расходуются по трем направлениям:

  1.              Предоставление льготных кредитов (сроком на 8 лет и процентной ставкой ниже на 2,5–3 %, чем в банках);
  2.              На разработку и внедрение новых технологий;
  3.              Пополнение оборотных средств.

Интересно, что для получения льготных кредитов с процентной ставкой до 5 % одним из главных критериев является работа компании в области промышленного производства и услуг, а также в сфере интеллектуальных технологий (информационные и телекоммуникационные технологии, компьютерный сервис, электроника и т. д.).

Результатом данной научно-технической политики являются современные экономические показатели НИС, которые близки, а иногда и выше уровня развитых государств. Важную роль здесь сыграла поддержка государством малых и средних предприятий. Предприниматели, желая получить большую прибыль, будут стараться разрабатывать, покупать и внедрять в производство новейшие технологии, что в итоге будет развивать экономику страны.

В российских условиях опыт научно-технической политики новых индустриальных стран, на наш взгляд, станет своеобразной инновационной точкой роста развития экономики в целом. Особое внимание нам хочется уделить поддержке малого и среднего предпринимательства.

В стране сегодня нет активного взаимодействия науки и производства, что характерно для развитых и новых индустриальных стран. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то важно отметить бездействие правительства. Заявляя, что нам необходимо поддерживать начинающие предприятия, фактически правительство не принимает никаких мер. Доля малых предприятий страны, которые внедряют инновации, составляет 4,8 %. [5]

Количество организаций, внедряющих принципиально новые продукты, составляет менее 0,5 %, в то время как в ведущих зарубежных странах этот показатель составляет 5 %. [3]

Затраты на технологические инновации малых предприятий в 2013 году по России составили 13510,5 млн. руб., что почти в два раза больше по сравнению с 2011 годом. [5]

Фактически, в настоящее время на территории России существуют различные государственные проекты, целью которых является поддержка начинающих предпринимателей, но их недостаточно и они неэффективны.

Таким образом, на наш взгляд, для того, чтобы вывести Россию на новый уровень и сделать науку основой экономического роста государству необходимо осуществлять контроль за соблюдением уже существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также разрабатывать новые, более выгодные для предпринимателей проекты.

России, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, длительное время сохранявшей лидирующие позиции в области науки на международной арене, необходимо вновь сделать акцент на технологии и инновации в экономическом развитии. Мы считаем, сегодня это возможно в большей мере при тесном, а главное эффективном взаимодействии науки, государства и бизнеса.

 

Литература:

 

  1.              А. Д. Качмазова Международное научно-техническое сотрудничество. Роль и место России //Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы/2015
  2.              Институт экономики переходного периода. Научные труды № 115Р.Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. Москва, ИЭПП,2008. [электронный ресурс]: http://www.iep.ru/files/text/working_papers/115.pdf
  3.              Калышева Е. Нано пострадало // Российская бизнес-газета. 2010
  4.              Решетникова Е. Не хватает стимула // Российская бизнес-газета. 2011
  5.              Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: www.gks.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle