Библиографическое описание:

Теппеева Д. Р. Бинарные концепты «любовь/love» и «ненависть/hate(hatred)» в культурологическом, философском и лингвистическом аспектах // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1102-1104.



 

В статье рассматриваются концепты «любовь/love»-«ненависть/hate (hatred)», а также характеризуется бинарность их отношений в ракурсе различных аспектов для более подробной характеристики данных концептов. Определяются степени их взаимосвязи.

Ключевые слова: песенный дискурс, любовь, ненависть, бинарность, концепт.

 

Одной из важных задач современной науки о языке является осмысление языковых и речевых фактов через призму лингвокультурологических метoдов анализа, через концептуальный анализ ключевых понятий, формирующих языковую картину мира. К такoго рода понятиям относятся лингвокультурные эмоциональные концепты «любовь» и «нeнависть», которые представляют собой сложные ментальные образования, имеющие языковое выражение и отмеченные этнокультурной спецификой. Целью представленной статьи является рассмотрение данных бинарных концептов в ракурсе различных аспектов.

«Любовь» и «ненависть» представляют собой «концепты-оппозиции» или бинарные оппозиции, так как их эмоциональная и логическая взаимосвязь отражена на разных уровнях репрезентации названных концептов. Концепты «любовь», «ненависть», несомненно, входят в категорию культурных концептов, являясь сегментами национальной концептосферы.

На сегодняшний день бинарная оппозиция — это универсальное средство познания мира. В описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции, которые имеют универсальный характер: жизнь — смерть, любовь — ненависть, счастье — несчастье и т.д. Левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая, соответственно, — отрицательно [Руднев, 1997]. В современной концептологии и когнитивистике используются различные термины для обозначения бинарных концептов: концепт-антиконцепт, концептуальная оппозиция, концепт-оппозиция, семантически сопряженные категории и т.п. С.Г. Воркачев в статье «Лингвокультурная концептология: становление и перспективы» выделяет антиконцепты, которые вместе с концептами составляют единую лингвокультурную идею: идея успешности судьбы (счастья) неотделима от несчастья, справедливости — от несправедливости, патриотизма — от космополитизма [Воркачев 2007: 19].В соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей бинарная оппозиция предполагает не только контрастное противопоставление ее крайних членов, но и их медиацию и дополнительность.

Концепт «любовь» заслуживает изучения как один из фундаментальных культурных концептов. Понятие «любовь» довольно многоаспектно. Любовь, будучи универсальной человеческой ценностью и занимая особое место среди лингвокультурных концептов, имеет собственное языковое выражение, специфическое для различных этнокультур при наличии некоторой базовой признаковой общности. Концепт любовь -одна из важных составляющих языкового образа внутреннего мира человека.

Л.Э.Кузнецова на основе анализа представлений о любви в этических и психологических исследованиях создает семантическую модель этого понятия. Любовь — это, в первую очередь, глубокое, обычно иррациональное чувство, переживаемое человеком и направленное на другого человека, преимущественно половое, вызывающее сильные переживания и предполагающее проявление уважения, заботы и нежности [Кузнецова 2006: 202]. В результате исследования описаний любви как межличностного чувства в этико-психологических работах исследовательница выделяет в семантической модели понятия следующие признаки: 1) интегральный признак «ценность»; 2) центральное положение предмета любви в системе ценностей субъекта; 3) признак «положительность»; 4) немотивированность выбора объекта любви; 5) индивидуальность объекта любви; 6) сексуальная окрашенность.

Ю. С. Степанов, анализируя лексемы любовь, нрав, нравиться, выделяет такой компонент концепта «любовь», как «взаимное подобие» [Степанов 2001]. Любовь как «универсалия культуры субъективного ряда», в которой фиксируется отношение к объекту как к чему-то ценному; представляет собой, по мнению С.Г.Воркачева, «телеономный концепт в квадрате»: она формирует смысл индивидуальной жизни и через выход за пределы отдельного бытия, и через стремление к единению с абсолютным благом [Воркачев 2007: 41]. Телеономные концепты — это «высшие духовные ценности, образующие и воплощающие для человека нравственный идеал, стремление к которому создает моральную оправданность его жизни, — идеал, ради которого стоит жить и не жалко умереть...» [Воркачев 2003.]. Концепт «любовь» отражает представление о базовых ценностях и «экзистенциальных благах» [Брудный 1998:75], в которых выражены основные убеждения, принципы и жизненные цели, и стоит в одном ряду с концептами «счастье», «вера», «надежда». По словам философа Готфрида Лейбница, «любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье». Существует немалое количество пословиц, поговорок, афоризмов, раскрывающих сущность данного чувства, начиная от известного высказывания «Все побеждает любовь» (Вергилий Марок Публий) до знаменитой строчки из песни группы Beatles «Allyouneedislove…». С психологической точки зрения, любовь является когнитивным и социологическим феноменом. Единого определения любви, как и единой классификации данного понятия нет. Обобщенный прототип, семантическая модель любви, построенная на базе анализа представлений о ней в научном типе сознания — в этических и психологических исследованиях и словарях, выглядит следующим образом. Любовь — что чувство, вызываемое у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных ценностей при условии рациональней немотивированности выбора этого объекта и его уникальности. При этом любящий хочет получить предмет в свою «личную сферу», желает ему добра и счастья, он находит в любви смысл своей жизни. Любовь полна антиномий: она амбивалентна — включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она — результат свободного выбора объекта и сильной от него зависимости. [Воркачев 2003: 189 -208]. В отличие от других концептов, таких как, к примеру, счастье, любовь невозможно описать в терминах сущностных признаков, отправляющих к определенным причинам возникновения этого сильного чувства. Признаком, позволяющим отличить любовь от просто «хорошего отношения» и от дружбы, является непроизвольность выбора объекта, его беспричинность: человек не может выбирать, кого ему любить, а кого нет [Зубец 1990: 94]. Специфика песенного дискурса проявляется в том, что предметом изображения зачастую являются коллизии, связанные именно с отношениями между двумя полами.

Таким образом, совокупность дефиниционных признаков концепта «любовь» формируется интегральным признаком 'ценность' и дифференциальными признаками «положительность» и «центральность», дополняемыми в случае любви-межличностного чувствa признаками «немотивированности (выбора объекта)» и «индивидуализированности объекта».

Концепт «ненависть» не имеет глубокой теоретической традиции, но Х.Ортега-и-Гассет рассматривает его во взаимосвязи с концептом «любовь». Он определяет ненависть как неприятие чего-то злого, абсолютную несовместимость с предметом ненависти. Ненавидеть кого-либо означает не принимать сам факт его существования [Хосе Ортега-и-Гассет 1991]. Ненависть-чувство; как многие чувства, защитная реакция организма при конфликте установок, предназначенная для преодоления рационального конфликта иррациональным путем — например, любовь предназначена для преодоления конфликта между установкой на продолжение рода и установкой на сбережение сил и спокойную жизнь; ненависть предназначена для преодоления конфликта между гуманностью и очевидной целесообразностью негуманного поступка. Основным выделяемым семантическим признаком концепта «ненависть» является интенсивность ненависти как эмоции. Ненависть предполагает полное неприятие объекта субъектом. С точки зрения целого ряда мировоззренческих доктрин, ненависть определяется как антитеза любви, её полная противоположность. Религиозно-философские доктрины, как правило, отрывают любовь от ее земных основ и отождествляют ее сущность с самим Богом (абсолютом). Феномен же ненависти, напротив, всячески удаляется от божественного источника любви. И поскольку любовь тождественна самому Богу, постольку она приобретает абсолютный характер. Тогда как зло (ненависть) относительно. Реже встречаются концепции, которые абсолютизируют зло. Типична в рассматриваемой связи позиция известного немецкого философа Ф. Ницше, который утверждал, что истинной природе человека отвечает война и потому она «необходима». В лингвистическом плане дискурс ненависти можно определить как процесс (вос) производства устных и письменных текстов с эмоционально-смысловой доминантой «ненависть». «Ненависть» как эмоциональный концепт может проявляться в тексте эксплицитно (через посредство прямой номинации этой эмоции и использования соответствующих эмотивов), а также имплицитно -путём актуализации сопряжённых с ненавистью понятий и категорий, таких как отвращение, презрение, страх и т.д. Основными свойствами дискурса ненависти являются агрессивность, иррациональность и манипулятивность. С точки зрения социобиологического подхода, нетерпимость биологически предопределена, так как является врождённым свойством человеческой психики. Кроме биологического фактора немалое влияние на поведение оказывают социальное окружение и процесс социализации. То, как ведёт себя индивид, во многом обусловлено культурой (социальные нормы и ритуалы), в которой он воспитан. Поэтому всё, что отличается от норм, ценностей и представлений индивида может восприниматься им как чуждое и враждебное.

Учеными был проведен эксперимент, в результате которого выяснилось, что за влюбленность и резкое неприятие других людей отвечают одни и те же части мозга. Не случайно ведь говорят, что от любви до ненависти — один шаг [HowHatredTransformsYourBrain, 2009]. С этой точки зрения любовь и ненависть не являются противоположностями, они связаны друг с другом. Противоположностью, как любви, так и ненависти, является равнодушие. Вот как это выражается в песенном дискурсе:

 — IhateyouthenIloveyou… (Celine Dion)

— I hate everything about you, why do I love you... (Three days grace)

— I love you so much, I hate you so bad…said "I don't miss you", you know that's not true… (K.Palmer)

— Я люблю и ненавижу…(И.Круг)

Особенность репрезентации концептов «любовь» и «ненависть» в русском языке заключается в том, что лексические единицы, участвующие в этом, могут описывать порой в разных контекстах противоположные чувства. Это подтверждает наличие единого семантического пространства у двух концептов.

В целом вербализация концептов «любовь» и «ненависть» осуществляется в словарных дефинициях, в текстах художественной литературы, в пословицах, цитатах, а также в песнях, которые отражают опыт нации, образ ее мышления, тем самым вырисовывается широкая палитра чувств, причем эти чувства неоднозначно воспринимаются и, как следствие, данные концепты представляют собой особый интерес.

 

Литература:

 

  1.               Руднев В.П. Словарь культуры XX века..- М.,1997.
  2.               Воркачёв, С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт: монография / С. Г.Воркачёв. — Москва: Гнозис, 2007. — 19с.
  3.               Кузнецова, Л.Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты: Автореф. дис... канд. филол. наук / Л.Э. Кузнецова. — Волгоград, 2006. — 202 с.
  4.               Степанов, Ю. Константы. Словарь русской культуры / Ю. Степанов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
  5.               Зубец О. П. «Одной любви музыка уступает» // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990.
  6.               Хосе Ортега-и-Гассет. Этюды о любви,М.,1991

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle