Библиографическое описание:

Амирова Г. К., Темирова А. Б. Казахстан в системе экономических интеграционных процессов // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 445-448.



 

Казахстан играет достаточно важную роль в качестве участника мировых экономических процессов, так как обладает значительными запасами основных видов ресурсов, располагается на пересечении основных трансконтинентальных торгово-транспортных путей, сохраняет внутреннюю стабильность, а также — в целях повышения эффективности использования имеющихся преимуществ — является инициатором развития большинства региональных и межрегиональных проектов.

Как показывает опыт развития интеграционных процессов в мире, в результате которых удалось найти адекватные ответы на многие важные проблемы, именно коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном мире наиболее оптимальным путем обеспечения национальных интересов и реальной самостоятельности [1].

Участие меньших по размеру, менее развитых и мощных в военном отношении государств в региональных интеграционных объединениях дает им дополнительную гарантию и реальную возможность более эффективно противостоять политике диктата, давления и насилия. Поэтому основным приоритетом в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии продолжает оставаться предупреждение угроз национальной безопасности.

Мировая практика накопила значительный багаж инструментов, методов построения интеграционных объединений. При этом большое значение для стран СНГ имеет изучение как теоретических вопросов развития этапов интеграции, факторов, влияющих на данный процесс, так и анализ практики формирования интеграционных связей в СНГ.

Для Казахстана данная проблематика имеет особое значение, поскольку участие Казахстана в международной экономической интеграции является условием создания экономической основы суверенитета Республики Казахстан, обеспечения высокого экономического роста, вхождения его в мировое сообщество в качестве полноправного члена. Республика Казахстан является одним их первых лидеров и активным последовательным организатором интеграционных процессов.

Развитие интеграционных процессов будет способствовать разрешению этих экономических, политических, социальных проблем, улучшению политического климата каждой из этих стран, укреплению дружбы народов их населяющих и имеющих много общего в истории.

Региональная интеграция относится к процессам комплексной трансформации и характеризуется интенсификацией отношений между государствами. Она создает новые формы управления, сосуществующие с традиционными формами институтов государственного управления на национальном уровне. В настоящее время региональная интеграция рассматривается как многоаспектный процесс, который, наряду с экономической кооперацией, также включает вопросы политики, безопасности, социального и культурного взаимодействия. В основе большинства существующих схем интеграции остается торговая и экономическая интеграция.

Произошедшие перемены за последние годы ставят необходимость интеграции Казахстана, как со странами постсоветского пространства, так и со странами дальнего зарубежья. В этой связи приоритеты интеграционного сотрудничества Казахстана выстраиваются в пользу:

                   Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (26 апреля 199б г.);

                   стран «исламского мира» в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС) — Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан (1985 г.).

                   СНГ — это региональная международная организация и единственная организация, усилиями которой объединяется постсоветское пространство. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. В настоящее время членами СНГ являются 9 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Туркмения является ассоциированным членом.

С момента образования СНГ и ЕврАзЭС произошло естественное разделение интеграционных приоритетов. В рамках СНГ все больше сохраняются функции организации общего образовательного, культурного пространства и коллективной борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом и наркоманией и др. За ЕврАзЭС закрепились функции формирования общего таможенного пространства на базе стран-участников с последующим преобразованием Таможенного союза в экономический и валютный союз.

Глобализация активизировала евразийские интеграционные процессы, как в сфере экономики, так и политики. Эти процессы протекают практически одновременно и взаимосвязаны друг с другом. Международный авторитет ЕврАзЭС поддерживается устойчивыми контактами с функциональными и региональными структурами ООН. Такое взаимодействие дает возможность полноценно решать вопросы, стоящие перед сообществом.

Отличием ЕврАзЭС от СНГ является то, что в рамках Сообщества

координация развития дополняется созданием таких международных органов управления, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения межгосударственных (межправительственных) решений и законодательных актов, направленных, в конечном счете, на тесное соединение производственных и научно-технических потенциалов государств на основе развития эффективной международной специализации и кооперации, совместной разработки и использования информационных и других новейших технологий [2].

Процессы региональной интеграции на постсоветском пространстве осуществляются в рамках наиболее приемлемой для всех стран региона модели многоуровневой, поэтапной, разноскоростной интеграции. Этапность четко прослеживается в процессе перехода от зон свободной торговли к таможенному и экономическому союзу.

Таможенный союз — это переходная форма региональной интеграции и первый реальный проект ЕврАзЭС, создающий предпосылки для реализации совместных проектов в торговой, энергетической, финансовой сферах и расширения таможенного пространства до масштабов экономического и валютного союзов.

Потенциалом для формирования мировых рынков на базе экономик Таможенного союза являются ресурсное превосходство, качество человеческого потенциала, общая экономическая история, экономическая самодостаточность и политическая стабильность.

Интеграционное взаимодействие стран ЕврАзЭС становится все более интенсивным, вместе с тем в сфере интеграции накопилось немало проблем, связанных с формированием неэффективной хозяйственной структуры, обострившихся в период кризиса. В этой связи для эффективного осуществления программ антикризисных мер и выхода из кризиса принципиальным становится вопрос о соотношении целей антикризисной политики с целями и стратегией развития национальных экономик в формате Таможенного союза трех государств.

Важной задачей становится разработка общей стратегии по преодолению сырьевой направленности экономик, инновационной и технологической отсталости и посткризисного роста. Этот вопрос актуален и для экономики Казахстана, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.

В зоне влияния ОДКБ находятся Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. ОДКБ превратилась в основной инструмент обеспечения безопасности на пространстве, являющемся зоной ответственности Российской Федерации, стала активным партнером ЕврАзЭС и весомым фактором эффективности интеграционных процессов в СНГ.

Уникальным в своем роде для Азии региональным образованием, созданным по инициативе Казахстана, является СВМДА, участниками которого являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Его деятельность затрагивает общие интересы и сосредоточена на решении вопросов, актуальных для всех государств азиатского региона. В настоящее время двадцать стран состоят в членстве в СВМДА, шесть государств и три организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЛАГ, имеют статус наблюдателя. Вступление в СВМДА таких перспективных государств, как Таиланд (2004 год), Республика Корея (2006 год), Объединенные Арабские Эмираты и Хашимитское Королевство Иордания (2008 год), стало очевидным доказательством того, что оно становится все более востребованным и значимым форумом на Азиатском континенте.

Возрастает потенциал Шанхайской организации сотрудничества. ШОС уделяет первостепенное внимание проблемам безопасности, укрепления мира и стабильности на евразийском континенте. Созданием ШОС положено начало принципиально новой системы субрегионального сотрудничества, ее глобальное значение неуклонно возрастает в связи с изменением статуса и экономического влиянием основных стран-участников. Сегодня ШОС рассматривается в качестве «неожиданного и очень прозорливого соперника» ЕС в борьбе за рынки, экономическое и политическое влияние [3].

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг.

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, ASEAN), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) — региональная межгосударственная экономическая организация, образованная в 1985 году странами Средней Азии и Ближнего Востока и являющаяся правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития, действовавшей на основе Устава — Измирского договора, подписанного тремя странами-учредителями — Ираном, Пакистаном и Турцией 12 марта 1977 года. До начала 1992 года сотрудничество в рамках ОЭС носило преимущественно двусторонний характер. С 1992 года деятельность ОЭС значительно активизировалась в связи с добровольным присоединением 7 новых государств — Казахстана, Азербайджана, Афганистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Во взаимоотношениях стран ОЭС преобладают экономические составляющие и менее выражена политическая направленность [4].

Как известно, Казахстан выступает движущей силой экономических реформ в Центрально-азиатском регионе. Регион Центральной Азии, имеющий свою историю и специфику развития, становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих региональную безопасность. Приоритет здесь отдается трем направлениям — противодействию новым вызовам и угрозам, экономическому сотрудничеству, взаимодействию в области человеческого развития [5].

Вместе с положительными тенденциями развития интеграционного взаимодействия в регионе имеется комплекс нерешенных проблем:

                   отсутствие механизма реализации принимаемых решений, в странах Центральной Азии по многим вопросам наблюдается несовпадение позиций государств-участников;

                   низким остается уровень выполнения принятых решений, и сами документы носят общий, рекомендательный характер;

                   отсутствие единой транспортно-коммуникационной системы региона;

                   сырьевая направленность экономик стран Центральной Азии, необходим прорыв в сторону модернизации экономик; экологическая неустойчивость, сейсмичность, селеопасность в странах региона;

                   отсутствие центрально-азиатской идентичности между народами;

                   угрозы терроризма, экстремизма, транснациональная организованнаяпреступность, иные вызовы современности.

Приоритетным направлением внешнеэкономической политики страны на современном этапе является реализация евразийского интеграционного проекта. Казахстан последовательно проводит интеграционную политику в соответствии с концепцией евразийской интеграции и продвигает мероприятия по развитию Евразийского экономического союза с Россией и Беларусью.

На современном этапе экономического развития Казахстана актуальность региональных интеграционных инициатив возрастает ввиду того, что эти процессы наиболее предсказуемы и отвечают стратегическим экономическим интересам страны. Укрепление международных позиций региональных интеграционных блоков на пространстве СНГ позволяет оперативно реагировать на негативные последствия глобализации.

 

Литература:

 

  1.              Казахстан в системе мировых экономических процессов. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2012.
  2.              Т.Мансуров. Прошлое, настоящее и будущее взаимовыгодного сотрудничества государств ЕврАзЭс. 26.09.2011// http://www.evrazes.org.
  3.              Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности //Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. -М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2012.
  4.              Берентаев К.Б. Экономика Казахстана и вызовы XXI века. Сборник научных трудов / Под общ. ред. Б.К. Султанова. -Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2013.
  5.              Узакбаева А., Абдимомынова А.Ш. Региональное антикризисное управление: теоретический аспект. Молодой ученый» № 7 (87), апрель-1 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle