Библиографическое описание:

Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888.



 

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь к детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия пофизическойподготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развитьфизическиекачества, но и способствуют воспитанию патриотизмаграждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защитеРодины. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”.Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.

Спортивно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.

Актуальность и важность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. В 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010–2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка, поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка.
  2. Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни
  3. Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре.

В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в бассейне, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как: «Морские эстафеты», «Мы моряки», «День космонавтики», «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…», «День Победы», «День России», «Моя семья», многие другие. Эти праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  1.    Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  2.    Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
  3.    Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Игры используются для воспитания таких качеств, как смелость, ловкость, дисциплинированность. Дети усваивают, что наша амия стоит на страже мира. Для обеспечения системы работы по данному направлению в ДОУ рекомендуются следующие элементы развивающей среды: стационарное помещение фильмотеки с набором диафильмов, кино и видеофильмов; подбор специальных пособий, книг, репродукций, картин, альбомов по развитию истории Родины; создана экологическая комната, где дети знакомятся с природой родного края; мини-планетарий позволяет решать задачи ознакомления дошкольников с Солнечной системой, освоением космического пространства человеком в соответствии с возрастными возможностями ребенка. В системе тематических игр-занятий наряду с решением познавательных задач идет воспитание чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками.

Разрабатывали и внедряли проект «Эту войну никогда не забудем». Цель которого: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. В рамках проекта мы знакомили воспитанников с военными профессиями; с морями и океанами, которые бороздят корабли ВМФ; с произведениями на военную тему; учили песни и стихи военных лет. Проводили эстафеты, развивающие ловкость, быстроту, смекалку: «Между рифами», «Мы моряки». Завершился проект игрой «Зарницей». На пути участников игры встречаются непростые испытания — «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди болото» и другие. Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции».

Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является игра.Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста.

Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…». В них мы играем в спортивном зале и в бассейне. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

В старшем возрасте уже сами могут проводить простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого: «Никанориха», «Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки»).Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

В работе с детьми используем такие приемы как составление семейных альбомов, стенгазет о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта. Например, «Спортивные выходные нашей семьи», «Активный отдых семьи летом, зимой». Считаю, что семья — неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным будет расширяться, и переноситься на других людей. Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

 

Литература:

 

  1. Знакомим дошкольников с родным городом. — Москва: ТЦ «Сфера», 1999. — 112 с.
  2. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5,№ 8. — 2015.
  3. Литвинова Т. И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
  4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс — Москва, 2007. — 416 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle