Особенности тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин — следствий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 02.02.2016

Статья просмотрена: 4389 раз

Библиографическое описание:

Полевщиков, И. С. Особенности тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин — следствий / И. С. Полевщиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25816/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

Дисциплина «Тестирование программного обеспечения», изучаемая студентами бакалавриата по направлению «Программная инженерия», весьма актуальна, поскольку тестирование является важнейшей составляющей поддержки качества программного обеспечения [1–7].

В ходе одной из лабораторных работ в рамках этой дисциплины студент должен научиться производить тестирование программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий. Такие диаграммы используются для проектирования тестовых вариантов и обеспечивают формальную запись логических условий и соответствующих действий [1, 8].

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия сначала представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования.

Изначально разобраны основные шаги этого метода тестирования. Информация основана главным образом на работе [1], однако принципы подачи материала несколько усовершенствованы: изменена структура материала, а именно по каждому из шагов детально разобрана вся необходимая информация; использована единая система обозначений для записи базовых символов графов причин и следствий. Далее приведем этот фрагмент методического пособия.

Диаграммы причинно-следственных связей используются для проектирования тестовых вариантов и обеспечивают формальную запись логических условий и соответствующих действий [1]. Данный способ является разновидностью тестирования «черного ящика». Используется автоматный подход к решению задачи.

На первом шаге способа тестирования, основанного на построении диаграмм причинно-следственных связей, для тестируемой программы (или отдельного тестируемого модуля) перечисляются причины (условия ввода или классы эквивалентности условий ввода) и следствия (действия или условия вывода). Каждой причине и следствию присваивается свой идентификатор.

На втором шаге данного способа тестирования разрабатывается граф причинно-следственных связей.

Изобразим базовые символы для записи графов причин и следствий [1]. Причины будем обозначать символами , а следствия — символами . Каждый узел графа может находиться в состоянии 0 (состояние отсутствует) или 1 (состояние присутствует).

Функция «тождество» (рис. 1) устанавливает, что если значение есть 1, то и значение есть 1. В противном случае значение есть 0.

Рис. 1. Функция «тождество»

 

Функция «не» (рис. 2) устанавливает, что если значение есть 1, то значение есть 0. В противном случае значение есть 1.

Рис. 2. Функция «не»

 

Функция «или» (рис. 3) устанавливает, что если или есть 1, то есть 1. В противном случае есть 0.

Рис. 3. Функция «или»

 

Функция «и» (рис. 4) устанавливает, что если и , и есть 1, то есть 1. В противном случае есть 0.

Рис. 4. Функция «и»

 

Часто определенные комбинации причин невозможны из-за синтаксических или внешних ограничений. Используются перечисленные ниже обозначения ограничений.

Ограничение «исключает» («Exclusive»), показанное на рис. 5, устанавливает, что должно быть истинным, если причины нулевые, или только одна из причин — или  принимает значение 1 ( и не могут принимать значение 1 одновременно).

Рис. 5. Ограничение «исключает» («Exclusive»)

 

Ограничение «включает» («Inclusive»), показанное на рис. 6, устанавливает, что по крайней мере одна из величин , или всегда должна быть равной 1 (, и не могут принимать значение 0 одновременно).

Рис. 6. Ограничение «включает» («Inclusive»)

 

Ограничение «одно и только одно» («Only one»), показанное на рис. 7, устанавливает, что одна и только одна из величин или должна быть равна 1.

Рис. 7. Ограничение «одно и только одно» («Only one»)

 

Ограничение «требует» («Requires»), показанное рис. 8, устанавливает, что если принимает значение 1, то и должна принимать значение 1 (нельзя, чтобы было равно 1, и при этом было равно 0).

Рис. 8. Ограничение «требует» («Requires»)

 

Часто возникает необходимость в ограничениях для следствий.

Ограничение «скрывает» («Masks»), показанное рис. 9, устанавливает, что если следствие имеет значение 1, то следствие должно принять значение 0.

Рис. 9. Ограничение «скрывает» («Masks»)

 

На третьем шаге рассматриваемого способа тестирования граф преобразуется в таблицу решений.

Порядок генерации таблицы решений [1]:

1)                 Выбирается некоторое следствие, которое должно быть в состоянии «1».

2)                 Находятся все комбинации причин (с учетом ограничений), которые устанавливают это следствие в состояние «1». Для этого из следствия прокладывается обратная трасса через граф.

3)                 Для каждой комбинации причин, приводящих следствие в состояние «1», строится один столбец.

4)                 Для каждой комбинации причин доопределяются состояния всех других следствий. Они помещаются в тот же столбец таблицы решений.

5)                 Действия 1–4 повторяются для всех следствий графа.

На четвертом шаге данного способа тестирования столбцы таблицы решений преобразуются в тестовые варианты.

Далее, для иллюстрации способа тестирования, в «Кратких теоретических сведениях» рассмотрен пример программы, выполняющей расчет оплаты за Интернет.

Таким образом, в разработанном методическом пособии в компактном виде изложена теория, посвященная основным понятиям и шагам тестирования программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий, снабженная достаточным количеством примеров. Изучив «Краткие теоретические сведения» методического пособия, студенты приступают к самостоятельному решению подобных задач.

 

Литература:

 

  1.      Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
  2.      Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.
  3.      Темичев А. А., Файзрахманов Р. А. Аналитический обзор средств автоматизации тестирования производительности применительно к системам мониторинга // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2015. № 3 (15). С. 117–133.
  4.      Полевщиков И. С., Байков В. С., Швецов М. Д. Разработка методического пособия на тему «Тестирование условий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 84–90.

5.        Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 83–85.

  1.      Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования базового пути // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 60–63.
  2.      Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования условий // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 63–67.
  3.      Полевщиков И. С., Кондратович М. А., Селиванова О. И. Разработка методического пособия на тему «Способ диаграмм причин-следствий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 79–84.
Основные термины (генерируются автоматически): комбинация причин, ограничение, программное обеспечение, противный случай, следствие, методическое пособие, способ тестирования, функция, разработанное методическое пособие, формальная запись.


Похожие статьи

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования...

программное обеспечение, связь, комбинация причин, противный случай, граф, ограничение, крайняя мера, задание, следствие, функция.

Типовые задачи по тестированию программного обеспечения...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования...

Методика изучения тестирования программного обеспечения...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме.

На первом шаге данного способа тестирования определим причины и следствия, а также присвоим им идентификаторы.

Особенности изучения способа тестирования базового пути...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования...

Исследование стратегий тестирования программного...

‒ Изучить существующие методы тестирования программного обеспечения. ‒ Определить преимущества и недостатки существующих методов.

После чего диаграмма снабжается комментариями, которые задают ограничения на комбинации причин и следствий.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет.

Проверка корректности программного обеспечения

Однако, для проведения тестирование необходимо подготовить набор тестов, а иногда разработать саму тестовую систему.

Разработка программного обеспечения для генерации вариантов самостоятельных работ студентов информационного профиля.

Вероятностные модели и программное обеспечение для...

1. Аванесов, В.С. Современные методы обучения и контроля знаний: Учебное пособие для

– М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Программное обеспечение оптического комплекса исследования и контроля качества...

Типовые задания при изучении студентами тестирования...

1) Строится ограничение для каждого условия. 2) Выявляются ограничения результата по каждому простому условию.

Методика изучения тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий студентами бакалавриата.

Похожие статьи

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования...

программное обеспечение, связь, комбинация причин, противный случай, граф, ограничение, крайняя мера, задание, следствие, функция.

Типовые задачи по тестированию программного обеспечения...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования...

Методика изучения тестирования программного обеспечения...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме.

На первом шаге данного способа тестирования определим причины и следствия, а также присвоим им идентификаторы.

Особенности изучения способа тестирования базового пути...

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования...

Исследование стратегий тестирования программного...

‒ Изучить существующие методы тестирования программного обеспечения. ‒ Определить преимущества и недостатки существующих методов.

После чего диаграмма снабжается комментариями, которые задают ограничения на комбинации причин и следствий.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет.

Проверка корректности программного обеспечения

Однако, для проведения тестирование необходимо подготовить набор тестов, а иногда разработать саму тестовую систему.

Разработка программного обеспечения для генерации вариантов самостоятельных работ студентов информационного профиля.

Вероятностные модели и программное обеспечение для...

1. Аванесов, В.С. Современные методы обучения и контроля знаний: Учебное пособие для

– М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Программное обеспечение оптического комплекса исследования и контроля качества...

Типовые задания при изучении студентами тестирования...

1) Строится ограничение для каждого условия. 2) Выявляются ограничения результата по каждому простому условию.

Методика изучения тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий студентами бакалавриата.

Задать вопрос