Библиографическое описание:

Рахимов Б. К. Оптимальный алгоритм взаимодействия информационного ресурса с мобильными приложениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 64-66.



В статье рассматривается алгоритм взаимодействия информационного ресурса с мобильными приложениями и делается вывод о том, что внедрение и развитие информационных технологий позволят эффективно использовать финансовые, человеческие и материальные ресурсы предприятий.

Ключевые слова:информационные технологии, мобильные приложения

Современную жизнь невозможно представить без интернета. Как справедливо отмечает Веревченко А. П., «не один бизнес не может эффективно осуществлять деятельность вне интернета» [1, с.56].

Однако перед предпринимателями встает вопрос: каким должно быть их присутствие в сети? Можно ли обойтись web-сайтом или же создать продвинутое web-приложение? Сделать ли свой ресурс мобильным, то есть адаптировать его для просмотра на мобильном устройстве? Или же пойти еще дальше и разработать полноценное мобильное приложение для многочисленных пользователей планшетов и смартфонов? От ответов на эти вопросы во многом зависят охват аудитории и эффективность финансовых вложений компании в интернет разработку.

Под web-сайтом будем понимать ресурс, работающий исключительно с помощью браузера, установленном на компьютере.

Под мобильным web-сайтом понимается тот же веб-сайт, только адаптированный для просмотра на смартфонах и планшетах, и других мобильных устройствах.

Как указывает Попов В., «если интернет ресурс исключительно информативный, и связь между его страницами осуществляется только через гиперссылки, то речь идет об обычном веб-сайте. Если сайт подразумевает активное взаимодействие с пользователем через интерактивные компоненты с использованием JavaScript и HTML 5, тогда речь идет о web-приложении» [2, с.89].

Мобильное приложение существенно отличается от описанных выше видов web-разработки, так как функционирует независимо от браузера. Такая программа специально разрабатывается для работы на различных платформах (IOS, Android, Windows Phone). В некоторых случаях мобильное приложение связывается с браузером, который в основном используется для показа содержимого интернет страницы.

Информационный ресурс (интернет), существенно уступает мобильному приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием — излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.

В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.

Интернет-ресурс запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с интернетом. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения.

Если говорить о сайтах, то сегодня мало кто отдает предпочтение чисто информационным ресурсам [3, с.176]. Несмотря на более высокую стоимость, компании заказывают разработку интерактивных сайтов или web-приложений и чаще всего адаптированных под мобильные устройства.

Последнее время, на фоне значительного роста пользователей мобильных устройств, в дополнение к действующим мобильным сайтам, фирмы заказывают разработку мобильных приложений. Мобильные приложения эффективны для кинотеатров и других развлекательных заведений, предприятий общественного питания, салонов красоты и фитнес-центров. Такие программы являются эффективным инструментом управления репутацией компании: позволяют оповещать клиентов о новых продуктах, скидках, выгодных предложениях. Клиентам такие утилиты экономят время, позволяя осуществлять бронирование услуг и оплачивать заказы онлайн.

Для максимального охвата аудитории, рекомендуется разрабатывать кросс-платформенные мобильные приложения. Такие утилиты создаются на одном коде и могут одинаково хорошо работать на IOS и Android устройствах.

Программы, которые написаны специально для операционной системы смартфона или коммуникатора, являются полноценными скомпили-рованными в двоичный код последовательностями низкоуровневых микропроцессорных команд. А в силу того, что во всех смартфонах и коммуникаторах установлены более мощные процессоры, чем в мобильных телефонах, возможности программиста по созданию таких приложений практически не ограничены.

Как отмечает Герасевич В., «специализированные приложения функциональнее, они более рационально использует ресурсы процессора, чем J2ME-программы, основанные на множестве Java-платформ, предназначенных для работы в устройствах с ограниченными ресурсами (ограниченная вычислительная мощность, ограниченный объем памяти, малый размер дисплея, питание от портативной батареи, а также низкоскоростные и недостаточно надежные коммуникационные возможности). Поэтому смартфоны пользуются популярностью среди разработчиков программного обеспечения и энтузиастов» [4, с.121].

Независимо от того, для какого устройства используется та или иная программа, мобильные приложения можно подразделить на платные и бесплатные.

Бесплатные приложения, как правило, представляют собой достаточно простое программное обеспечение с ограниченным набором возможностей. Бесплатный софт зачастую предназначен для решения конкретной задачи (например, просмотр электронной почты). На наш взгляд, бесплатные приложения в большинстве случаев используются владельцами телефонов непродолжительное время. Одна из причин такого поведения пользователей обусловлена тем, что работать сразу с несколькими открытыми приложениями неудобно. Во-первых, это влияет на производительность, а значит и на продолжительность работы аккумулятора устройства. Во-вторых, пользователя просто может раздражать постоянный переход между программами (особенно на аппаратах с сенсорным экраном) и связанная с этим потеря времени.

Что же касается платных мобильных приложений, то они, наоборот, предлагают пользователю расширенные функциональные возможности для каждого отдельного программного продукта. Например, альтернативный пользовательский интерфейс SPB Mobile Shell для коммуникаторов на базе Windows Mobile предлагает пользователю несколько вариантов управления устройством и его программным обеспечением с помощью одного приложения. Кроме того, разработчики платного мобильного софта, как правило, предлагают возможность обновления программного обеспечения.

Все мобильные приложения, на наш взгляд, можно подразделить на развлекательные, коммуникационные, навигационные, справочные и прикладные приложения. К развлекательным приложениям можно отнести проигрыватели аудио- и видеофайлов, игры. Коммуникационные приложения отвечают за общение пользователя по телефону и SMS, его контакты в электронной почте, социальных сетях. К навигационным программам относятся приложения, работающие с системой GPS, электронными картами и географическими координатами. К справочному ПО можно отнести базы данных с возможностью поиска. К прикладным приложениям можно отнести органайзеры, калькулятор, программы для работы с графикой и текстом и т.п.

Развитие мобильного интернета, безусловно, породило и интернет-угрозы [5, с.187]. Чтобы предотвратить "заражение" мобильными вирусами, необходимо узнать как можно больше информации о том приложении, которое пользователь собирается скачать. Для этого можно воспользоваться интернетом, как правило, на различных специализированных форумах имеется информация о вредоносном программном обеспечении. Кроме того, можно попробовать связаться с представителями той площадки, откуда планируется скачать программу. В конце концов, можно обратиться к разработчикам антивирусного программного обеспечения.

Кроме независимых интернет-площадок для распространения мобильных приложений, собственные подобные ресурсы создают ведущие производители сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов. Некоторые из них уже имеют или планируют в ближайшем будущем открыть собственную площадку по продаже мобильных приложений. Такие специализированные порталы по распространению мобильного программного обеспечения уже имеют производитель телефонов iPhone — компания Apple (App Store), компания Nokia Corporation (OVi), производитель смартфонов Blackberry — компания RIM (BlackBerry App World и Application Center), компания Google (Android Market), компания Sony Ericsson (PlayNow arena) и ряд других. Помимо самих приложений, эти онлайн-ресурсы продают также разнообразный мобильный контент (музыку, видео, картинки, электронные книги и т.д.).

Производители мобильных телефонов, смартфонов и коммуникаторов и создатели операционных систем, а также операторы сотовой связи выпускают программные инструменты для создания мобильных приложений. Они предлагаются на основе как открытого, так и закрытого программного обеспечения и зачастую предназначены для написания приложений для конкретной операционной системы, что часто означает — для конкретной модели мобильного устройства.

Выводы

В качестве вывода отметим следующее, если планируется онлайн работа предприятия, как основной вариант взаимодействия с пользователем — то, безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров.

Если же проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен в большинстве случаев на мобильных пользователей, то стоит отдать предпочтение мобильным приложениям.

Литература:

  1. Веревченко А. П.. Информационные ресурсы для принятия решений. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.
  2. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. — СПб: Питер, 2015.
  3. Иванов И. В. Информационные ресурсы. — М., 2015.
  4. Герасевич В. Интернет-технологии нового поколения. — СПб., 2014.
  5. Гаевский А.Ю.Основы работы в Интернете. — СПб.,2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle