Библиографическое описание:

Дуброва А. Н. Предложения по совершенствованию административно-правового регулирования системы общего и дополнительного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 686-688.



 

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Другая важная роль дополнительного образования детей — его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. [1, с. 57]

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей — компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность — еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. [2, с. 37]

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль — расширяет культурное пространство школы. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Роль дополнительного образования — помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле — и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе.

На практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. [3, ст. 10]

Вопросы модернизации и дальнейшего развития системы образования связаны, в первую очередь, с вопросами создания и развития культурно-образовательной среды. В решении этой проблемы мощным инструментом является дополнительное образование детей. Поэтому необходимо выстраивать сетевую инфраструктуру для дополнительного образования детей. Возрастает также необходимость в выстраивании и обустройстве дистанционных технологий предоставления услуг дополнительного образования детей, повышающих доступность этих услуг и расширяющих охват детей услугами дополнительного образования.

Актуальным представляется легализовать в качестве организационно-финансовой основы в дополнительном образовании деятельность (вид деятельности), а не программу. Для этого, вопреки расхожему мнению, на самом деле есть адекватные формы финансирования образовательных организаций в рамках 83-ФЗ — финансирование не услуг, а работ. В этом случае нормативно-подушевое финансирование останется возможным, но создаст абсолютно иные эффекты в системе дополнительного образования детей. Муниципальные (государственные) работы как объект финансирования позволяют легализовать непрограммный подход к регламентации основной деятельности организаций дополнительного образования детей.

Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями ДОД. Так примерами деятельности отдельных руководителей служат: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ. [4, с. 13]

Таким образом, на сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок ДОД: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей — это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.

Предложения по улучшению законодательства: поправка к пункту 3 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г., внести в число направлений деятельности учреждений ДОД пункт о доступности для всех категорий детей, и соответственно поправку к пункту20 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения туда на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи. [5, с. 13]

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

 

Литература:

 

  1.              Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. 2010. № 8. С.57–62;
  2.              Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколлегия: М. Б. Коваль и др. М., 2009. 107 с.;
  3.              Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.10, п.6. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».;
  4.              Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. М.: Наука, 1995. 68 с.$
  5.              Семенов Г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С.13–16;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle