Библиографическое описание:

Дуброва А. Н. Предложения по совершенствованию административно-правового регулирования системы общего и дополнительного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 686-688.



 

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Другая важная роль дополнительного образования детей — его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. [1, с. 57]

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей — компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность — еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. [2, с. 37]

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль — расширяет культурное пространство школы. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Роль дополнительного образования — помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле — и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе.

На практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. [3, ст. 10]

Вопросы модернизации и дальнейшего развития системы образования связаны, в первую очередь, с вопросами создания и развития культурно-образовательной среды. В решении этой проблемы мощным инструментом является дополнительное образование детей. Поэтому необходимо выстраивать сетевую инфраструктуру для дополнительного образования детей. Возрастает также необходимость в выстраивании и обустройстве дистанционных технологий предоставления услуг дополнительного образования детей, повышающих доступность этих услуг и расширяющих охват детей услугами дополнительного образования.

Актуальным представляется легализовать в качестве организационно-финансовой основы в дополнительном образовании деятельность (вид деятельности), а не программу. Для этого, вопреки расхожему мнению, на самом деле есть адекватные формы финансирования образовательных организаций в рамках 83-ФЗ — финансирование не услуг, а работ. В этом случае нормативно-подушевое финансирование останется возможным, но создаст абсолютно иные эффекты в системе дополнительного образования детей. Муниципальные (государственные) работы как объект финансирования позволяют легализовать непрограммный подход к регламентации основной деятельности организаций дополнительного образования детей.

Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями ДОД. Так примерами деятельности отдельных руководителей служат: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ. [4, с. 13]

Таким образом, на сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок ДОД: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей — это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.

Предложения по улучшению законодательства: поправка к пункту 3 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г., внести в число направлений деятельности учреждений ДОД пункт о доступности для всех категорий детей, и соответственно поправку к пункту20 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения туда на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи. [5, с. 13]

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

 

Литература:

 

  1.              Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. 2010. № 8. С.57–62;
  2.              Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколлегия: М. Б. Коваль и др. М., 2009. 107 с.;
  3.              Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.10, п.6. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».;
  4.              Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. М.: Наука, 1995. 68 с.$
  5.              Семенов Г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С.13–16;
Основные термины: дополнительного образования, дополнительного образования детей, развития дополнительного образования, дополнительное образование детей, дополнительного образования детей —, педагоги дополнительного образования, обеспечении дополнительного образования, роль дополнительного образования, педагогам дополнительного образования, системы дополнительного образования, учреждения дополнительного образования, учреждений дополнительного образования, особенности дополнительного образования, услугами дополнительного образования, в системе дополнительного образования, группы дополнительного образования, услуг дополнительного образования, организаций дополнительного образования, Российской Федерации, образования и науки Российской

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle