Библиографическое описание:

Леоненко В. А. Основные направления развития финансового анализа в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 557-560.



 

В статье рассматриваются исторические аспекты финансового анализа, его основное назначение, наиболее используемые методы проведения и факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансовое состояние предприятия, факторы развития финансового анализа.

 

Финансовый анализ как научная система знаний сформировался в послереволюционный период. Его формирование — весьма непростой процесс, связанный со всеми стадиями становления национальной экономики. Базисом развития финансового анализа выступали следующие мероприятия: отмена коммерческой тайны, гласность учёта и перечень постановлений на государственном уровне. В 1918 году были утверждены Положения о государственной статистике, ставшие основой как учета, так и финансового анализа. Вышли в свет научные труды, касающиеся проведения анализа: «Анализ баланса» П. Н. Худякова (1920г.), монография «Счетоводство и ревизия» Р. Я. Вейцмана (1922г.). Во всех работах выделялась необходимость нормирования расхода материалов, давались рекомендации по анализу фонда заработной платы, использования оборудования.

Более детально в 1920-е годы разрабатывали принципы и способы проведения финансового анализа в кооперативных организациях. Этому способствовали накопленный опыт, полученный в дореволюционный период России. Самым значительным исследованием того периода стала работа Н. Р. Вейцмана «Счетный анализ (методы исследования по данным бухгалтерии)». В ней представлены исходные данные, получившие развитие в более поздних трудах.

Весомый вклад в развитие финансового анализа внесли публикации Методических указаний по проверке и анализу финансовыми органами балансов и годовых отчётов (1938 г.) и сборника «Консультации по вопросам проверки и анализа годовых отчётов и балансов» (1940г.). В то время финансовый анализ пополнили новые приёмы и методы, что помогло углубленно изучать экономику организаций: началось разделение анализа по различным отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Проведение анализа стало обретать строгую логическую последовательность. Результат практических наработок в сфере финансового анализа подвели в книге С. К. Татура «Анализ хозяйственной деятельности» (1940г.). В итоге к 1940 году финансовый анализ окончательно сформировался в виде отрасли знаний в методологическом плане и в отраслевом направлении.

Во время Великой Отечественной войны финансовый анализ смог обогатиться работами в первую очередь практического плана, так как к руководству пришли новые управленцы, неопытные в вопросах экономики. Авторами научных трудов по экономическому анализу стали известные экономисты и балансоведы — И. А. Шоломович, А. Ш. Маргулис, Н. Р. Вейцман, А. И. Сумцов.

Свой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне смогли внести и сотрудники экономической службы, особенно те из них, кто был напрямую связан с учётом, контролем и анализом производственной деятельности, с изысканием резервов снижения расходов, уменьшения себестоимости производимой продукции.

В послевоенный период следует отметить последующее развитие финансового анализа как науки. Специфика этого периода:

          последующая дифференциация по сферам народного хозяйства и по различным отраслям промышленности;

          формирование методики анализа внутренних подразделений организации (цехов, отделов и иных подразделений);

          формирование методики сводных отчётов.

Отличительная черта финансового анализа в послевоенную эпоху — его проникновение во все внутрихозяйственные подразделения хозрасчётных организаций. На предприятиях на внутренний хозрасчет перевели цехи, производственные бригады и участки.

Финансовый анализ предназначен для получения небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия. На их основании можно выявить возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. При этом можно представить информацию не только о текущем состоянии предприятия, но и вычислить ожидаемые параметры финансового состояния. [1].

Принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний. Внутренний анализ обычно проводится работниками предприятия — финансовыми менеджерами в интересах внутренних пользователей. Внешний анализ проводится в интересах внешних пользователей: инвесторов, кредитных организаций, деловых партнеров.

Основой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. При аналитическом просмотре предоставленных данных должно сложиться представление о всех основных аспектах хозяйственной деятельности и совершенных операциях.

В настоящее время различные авторы предлагают свои методики финансового анализа. Рассмотрим основные положения методики профессора Шеремета А. Д.

Горизонтальный (временной)анализ‒ сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный)анализ ‒ определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ ‒ сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) ‒ расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ ‒ это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ ‒ анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяются в общий показатель. [1].

В. В. Ковалев предлагает экспресс-анализ. Его цель ‒ наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития предприятия. Автор методики полагает, что экспресс-анализ есть смысл выполнять в 3 этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчётности, экономическое чтение и анализ отчётности.

Цель первого этапа ‒ принять решение о целесообразности проведения анализа финансовой отчётности и убедиться в её готовности к чтению. На данном этапе определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов, подписей, проверяется правильность отчетных форм.

Цель второго этапа ‒ ознакомиться с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для оценки условий работы в отчетном периоде, определения тенденций основных показателей деятельности.

Цель третьего этапа ‒ обобщенная оценка итогов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. [2].

Невозможно выработать единой методики, позволяющей нивелировать минусы и упущения имеющихся подходов в пределах исследования финансового состояния организации, что обусловлено уникальностью каждой организации и целями аналитических процедур.

На современном этапе развития экономики перед финансовым анализом как наукой ставятся новые задачи, формируются новые направления развития.

Руководителю компании необходимо определять уменьшение или увеличение доли собственного капитала и оценивать эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Инвесторам анализ необходим в принятии управленческих решений. При предоставлении кредитов банку надо убедиться в надежности предприятия. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей.

Финансовый анализ имеет важно значение не только в процессе принятия решений. Он необходим для оценки закономерностей развития хозяйственных процессов, их динамики, размера и характера отклонений от плана и нормативов, в оценке состояния и использования ресурсов, результатов работы, выявлении резервов и путей повышения эффективности производства.

Основные факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа:

          формирование рыночных отношений и возникновение различных форм собственности;

          формирование фондового рынка;

          процесс реформирования бухгалтерского учета и отчетности;

          становление и развитие аудита;

          востребованность результатов фин. анализа со стороны заинтересованных лиц;

          изменение законодательной базы;

          формирование единого учетно-аналитического понятийного аппарата.

Со стороны руководителей должны быть решены вопросы о субъектах анализа, об ответственных лицах, формирующих информацию для проведения анализа и ее своевременном предоставлении, о периодичности проведения анализа, выборе основных показателей для мониторинга.

Выделившись в последнее время в самостоятельную стадию управленческого цикла, финансовый анализ играет еще и обеспечивающую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию производства. Функции управления реализуются в следующей последовательности: анализ — планирование текущее и оперативное — учет — контроль — анализ — регулирование — анализ — планирование на будущий период. Главное в этой цепочке то, что анализ должен «упреждать» принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации. [3,4].

Таким образом, перспективы развития финансового анализа организации связаны в основном с расширением аналитической базы, так как данных бухгалтерской (финансовой) отчётности для получения достоверных результатов недостаточно.

Следует особо отметить, что при проведении финансового анализа необходимо учитывать отраслевую специфику, то есть необходимо формирование баз данных, предоставляющих возможность разработать обоснованные должным образом отраслевые ограничения показателей, применяемых во время проведения аналитических процедур.

В заключение нужно отметить, что для разработки эффективных управленческих решений, базирующихся на результатах финансового анализа, применяемые для этого методические подходы следует сочетать с иными направлениями анализа (управленческим и маркетинговым анализом), что позволит расширить возможности получения достоверной оценки перспектив развития организации.

 

Литература:

 

  1. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: ИНФРА-М, 2008. ‒ 208 с.
  2. Ковалев В. В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. ‒ 512 с.
  3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? ‒ М.: Финансы и статистика, 1995. ‒ 512 с.
  4. Барнгольц С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. ‒ М.: Финансы и статистика, 1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle