Библиографическое описание:

Галкин В. А. Воспитание специальной выносливости у студентов транспортных вузов // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1024-1027.



Ключевые слова: выносливость, специальная выносливость, циклические виды спорта

В данной работе исследуется понятие «выносливость», а также основные методы воспитания выносливости и выносливость в жизни студентов транспортных вузов.

Выносливостью называют способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам температуры или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздействиям болезнетворных микроорганизмов и многим другим факторам. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Цель работы:

 Изучение выносливости

Задачи данной работы:

 Изучение понятия «выносливость»

 Изучение основных методов воспитания специальной выносливости

 Исследование роли выносливости в жизни студентов транспортных вузов

Объект данной работы — понятие «выносливость».

Предмет данной работы — методы воспитания специальной выносливости.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение уже существующих методов развития выносливости позволит создать новую основу для более совершенных методов.

Практическая значимость заключается в том, что изученные в данной работе методы являются приоритетными в настоящее время, их используют на практике огромное количество спортсменов, как профессионалов, так и любителей, а также совершенно обычные люди. Следовательно, изучение выносливости является важным фактором на пути к более совершенной деятельности человека. Повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — сущность циклических видов спорта. В установлении победителя определяющую роль играет быстрота перемещения. Занимаясь таким видом спорта, спортсмены стараются двигаться очень циклично с определенной периодичностью для того, чтобы достичь максимальной полезности физической силы и получить наивысшие показатели. При том, что многие мало знают про циклические виды спорта, их существует достаточно большое количество и, скорее всего, каждый из нас наблюдал хотя бы один из них, просто не зная, что это именно циклический вид спорта. Наиболее главной и решающей ролью, на которую делаются основные упоры, является быстрота перемещения при выполнении тех самых циклических движений. В спортивной науке, такие виды спорта называются скоростными, потому как их результаты, в основном, определяются быстротой. К циклическим видам спорта относятся: биатлон; велоспорт; гребля; академическая гребля на байдарках и каноэ; конькобежный спорт: легкая атлетика; бег пятиборье; бег на короткие дистанции; бег на длинные дистанции; бег с препятствиями; марафонский бег; эстафетный бег; спортивная ходьба; метание диска; толкание ядра; прыжки в высоту; прыжок в длину; тройной прыжок; лыжные гонки; лыжный спорт; плавание; подводный спорт.

Выносливость

Выносливость — одно из ключевых физических качеств, выражающееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни человека. Выносливость отражает общий потенциал работоспособности человека. Являясь многофункциональной особенностью организма человека, она объединяет в себе огромное количество процессов, происходящих на различных уровнях: от микро клеточного и до неделимого организма. Впрочем, как показывают результаты современных научных исследований, в значительном большинстве случаев главенствующая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения — сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системам. В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость выявляется в двух основных формах:

  1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
  2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно понять задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость.

  1. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:

 по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

 по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

 по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т. д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Выносливость, её виды и показатели.

Выносливость, в спорте — это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.

Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечнососудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Значительную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Выносливость — это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени.

Одним из основных критериев выносливости является время в течение, которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

  1. Прямой способ — это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод.
  2. Косвенный метод — это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например, 10000м).

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные.

Например:

  1. Показатель «запаса скорости» — это разность между средним временем преодоления короткого отрезка за всю дистанцию и лучшим результатом на этом отрезке. Например: спортсмен пробежал 800м за 2.10.0. значит среднее время пробежки 100м отрезка равно 2.10:8=16.25сек. Если 100м он пробежал за 12.5сек, то запас скорости равен: 16.25сек — 12.5сек = 3,75сек.
  2. Индекс выносливости — для его определения лучшее время на коротком отрезке умножают на число отрезков.

Развитие специальной выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определённой степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствует степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1) абсолютная интенсивность упражнения (быстрота передвижения и т. д.);

2) продолжительность упражнений;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха);

5) число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Выносливость в студенческой жизни

В настоящее время наиболее приемлемое направление целевого ориентирования в физическом воспитании молодежи является формирование здорового образа жизни и физической культуры личности через приобщение её к ценностям изучаемой сферы деятельности.

Согласно данному направлению формирование физической культуры личности активно способствует её физическому совершенствованию, улучшению показателей здоровья. Однако результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что в настоящее время до 90 % абитуриентов, поступающих в вузы, имеют те или иные морфофункциональные отклонения и хронические заболевания, а 40 % из них нуждаются в лечебной физической культуре.

Большинство ученых отмечают, что на протяжении 10–15 последних лет уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. По данным их исследований, почти 20 % студентов различных высших учебных заведений имеют избыточный вес, около 50 % — отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечнососудистой, нервной систем и органов чувств. Такая ситуация обуславливает необходимость научного обоснования и практической реализации доступных и эффективных способов их нейтрализации. Особенное значение приобретают исследования, направленные на разработку средств и методов развития физических качеств, определяющих физическую работоспособность человека и создающих надежный фундамент его здоровью. К таким физическим качествам в первую очередь относится общая выносливость, о которой я говорила ранее, которая является основанием для повышения умственной работоспособности студентов вузов и их здоровья, что благоприятно отразится на дальнейшей продуктивной профессиональной деятельности.

Методы исследования:

 анализ научно-методической литературы,

 тестирование,

 методы математической статистики.

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению.

Выносливость в студенческой жизни

Одна из главных целей образования состоит в том, чтобы посредством физической культуры обучения и воспитания подготовить студента к плодотворному творческому участию в жизни общества и достичь мирового уровня качества подготовки выпускников вузов. В настоящее время ни для кого не секрет, что нынешних студентов сразу же после окончания вуза ждет напряженная работа, требующая в условиях рыночных отношений полнейшей отдачи сил. Для такой работы нужны высокая физическая надежность и выносливость. Если нет выносливости, то ранний износ организма и тяжелый заболевания неизбежны.

На данный момент времени студенты вузов подвергаются большим нагрузкам. Для того, чтобы в полной мере выполнять всю порученную им работы необходимо обладать выносливостью, как физической, так и моральной. Проблема лишь в том, что физическую выносливость возможно развить с помощью физической культуры, а вот с моральной частью данного понятия придется справляться иными способами, и зачастую они довольны не просты.

У студентов самая распространенная жалоба — это усталость, утомленность и недосып. Все это, отчасти, и является аспектами антивыносливости. В данном случае, легче всего с большими нагрузками справляться спортсменам.

Студентам необходимо превозмогая лень и усталость заниматься собственным здоровьем, иначе усталость от умственной работы будет преследовать бесконечно и в конце может просто сбить с ног.

Заключение.

Итак, в данной статье было изучено общее понятие специальной выносливости, основные методы развития выносливости.

Выносливость является важнейшим фактором для успешной спортивной деятельности, то есть, практически, является основой всей деятельности спортсмена, независимо от вида спорта. Воспитание выносливости очень трудоемкий и сложный процесс, требующий вложения множества сил и времени. Это работа не только спортсмена, но и его тренера.

Но также выносливостью должны обладать люди не связанные с профессиональной спортивной деятельностью.

Выносливостью называют способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам температуры или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздействиям болезнетворных микроорганизмов и многим другим факторам. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Цель данной работы была достигнута, а именно была изучена выносливость, а также задачи данной работы:

Изучение понятия «выносливость»

Изучение основных методов развития выносливости

Исследование роли выносливости в жизни студентов

Можно сказать, что выносливость играет важнейшую роль в развитии человека, она является основой и стержнем существования человека в тяжелых условиях жизнедеятельности.

Литература:

  1. Агеев В. В. Физическая культура. М., 2005.
  2. Бойко А. Ф. Основы лёгкой атлетики. — М., «Физкультура и спорт», 1986.
  3. Верхошанский Ю. В. //Теория и практика физической культуры, 2003, № 8, с. 21–28.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1981.
  5. Галкин В. А. Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета [Текст] / В. А. Галкин // Молодой ученый_. — 2015. — № 9. — С. 796–798.
  6. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 2011.-368 с.
  7. Ильинчина В. И. «Физическая культура студента». М. 2009.
  8. Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2011
  9. Бальсевич В. К. Основные положения концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2012. — № 3. — С. 2–4.
  10. Рахматов А. И. Оздоровительное влияние силовых упражнений [Текст] / А. И. Рахматов // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1357–1361

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle