Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Ребко, Э. М. Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ / Э. М. Ребко, Бегимай Сатывалдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 900-905. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25747/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ходе уроков.

Ключевые слова: аудиоматериалы, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа по ОБЖ, применение аудиоматериалов, основы безопасности жизнедеятельности.

 

Вопросы безопасности жизнедеятельности остаются приоритетными, особенно учитывая события, происходящие в современном мире, однако, дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», не всегда придается большое значение. Это характеризуется уменьшением количества часов, отводимых на дисциплину в общеобразовательных школах. В связи с этим, учителю приходится искать новые пути быстрого и эффективного разъяснения учебного материала учащимся.

Своеобразными помощниками для учителя в современном образовательном процессе являются технические средства обучения, систематическое применение которых уже считается повседневной нормой. Несмотря на то, что и учителя и учащиеся привыкли использовать информационные технологии, подход к их применению в образовательном процессе, по-прежнему, остается различным. Если у педагогов данный процесс чаще всего связан с демонстрацией материала (показ презентации, иллюстрации), то у учащихся он ассоциируется с поиском информации в учебных целях и развлечением, не имеющим отношения к учебе.

Учитывая данные факты, нами были определены следующие противоречия между:

                   требованием времени и событий в современном мире к повышению качества образования в области безопасности жизнедеятельности и сокращению количества часов, отводимых на дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в обязательном порядке;

                   необходимостью применения информационных технологий в образовательном процессе и отсутствием новых подходов к их использованию;

                   вовлечением учащихся в образовательный процесс (в том числе в самостоятельную работу) и отсутствием необходимой базы комплексных заданий, способствующих стремлению к самообразованию с применением технических средств обучения.

Попытка решения изложенных противоречий реализуется в рамках выпускной квалификационной работы по теме «Организация самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по ОБЖ с использованием аудиоматриалов» нами было проведено практическое исследование по совместному созданию и последующему применению аудиоматериалов в курсе ОБЖ в рамках организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов.

Исследование включает 3 этапа:

  1. Формирование рабочих групп в экспериментальных классах (7Д и 8В классы), создание учениками аудиозаписей по выбранным темам в рамках самостоятельной работы учащихся;
  2. Внедрение готовых аудиозаписей в образовательный процесс экспериментальных классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (7–8 класс);
  3. Проведение тестирования среди учащихся контрольных и экспериментальных классов после этапа внедрения аудиозаписей в образовательную практику дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Анализ готовых ответов и подведение итогов.

Первый этап был реализован на базе ГОУ СОШ № 546 Красносельского района.

 

Таблица 1

Контингент учащихся, принимавших участие в эксперименте

8 класс

экспериментальный

20 человек: 8 мальчиков, 12 девочек

контрольный

21 человек: 9 мальчиков, 12 девочек

7 класс

экспериментальный

23 человека: 15 мальчиков, 8 девочек

контрольный

22 человека: 8 мальчиков,14 девочек

 

Для организации экспериментального исследования нами были определено 2 цикличных (т. е. повторившихся в рамках эксперимента неоднократно) алгоритма организации образовательного процесса:

  1.              Алгоритм организации образовательного процесса в экспериментальных классах: урок — самостоятельная работа с применением технологии разработки и созданием аудиозаписей с учащимися — домашнее задание — урок с применением созданных учениками аудиозаписей.
  2.              Алгоритм организации образовательного процесса в контрольных классах урок — самостоятельная работа — домашнее задание — урок.

В рамках преддипломной практики (01 сентября 2015 года — 26 октября 2015 года) нами были отобраны темы для проведения экспериментальной работы актуальные для текущего образовательного процесса (согласно тематическому планированию в данном образовательном учреждении):

                   7 класс: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера», «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».

                   8 класс: «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре», «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях».

В каждом экспериментальном классе (8В и 7Д) была определена рабочая группа, состоящая из: 2-х ведущих (запись речи), 2-х редакторов (составление / корректировка текста для записи), 3-х экспертов со стороны учеников (наблюдение за процессом / оценивание записи), звукорежиссера (1 ученик). Состав каждой рабочей группы был сформирован по желанию учащихся. В каждом экспериментальном классе было создано по 2 рабочие группы (численность каждой рабочей группы составила 8 учащихся). Всего к работе по созданию аудиозаписей было привлечено 32 школьника (16 учащихся из 7Д класса и 16 учащихся из 8В класса)

Алгоритм выполнения задания в рабочей группе был определен следующим образом:

                   организация и проведение установочного собрания со всеми группами и участниками, изложение основной идеи, правил и требований к выполнению задания каждым участником группы;

                   составление подробного плана-сценария действий, определение необходимых технических средств; составление общего регламента аудиоматериала, самостоятельной работы редакторов, записи в целом;

                   определение источников информации для реализации творческого замысла (учебник по ОБЖ под ред. А. Т. Смирнов и Б. О. Хренников, материалы официального сайта МЧС РФ);

                   поиск информации, анализ, обработка, составление сценария редакторами;

                   ознакомление ведущих с текстом, тренировочные попытки записи;

                   запись аудиоматериала со звукорежиссером и оценка экспертами;

Самостоятельная работа по созданию аудиозаписей с каждой группой занимает от 1 часа до 1 часа 20 минут и была реализована на территории школы (класс ОБЖ).

Работа с учащимися показала, что разным группам интереснее было разрабатывать разные виды аудиозаписей. Таким образом, все полученные аудиозаписи, определены следующими видами:

                   аудиозапись — изучение нового материала — постановка домашнего задания;

                   аудиозапись — закрепление нового материала — постановка домашнего задания;

                   аудиозапись — повторение пройденной темы.

Также, необходимо отметить, что полученные аудиозаписи носят характер монолога или диалога. Особенно интересными получились записи, произведенные в стиле диалога, когда учащиеся «обсуждали» изучаемую проблему / тему и обменивались мнениями, что вызвало наиболее положительные отклики у класса и желание работать с таким материалом.

Вторым этапом стало внедрение аудиоматериалов в структуру уроков учащихся 7–8 классов (экспериментальные (8В,7Д)), которое было осуществлено в ходе изучения следующих тем:

7 класс: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера», «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».

8 класс: «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре», «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях».

Считаем необходимым отразить краткий план одного из уроков по теме: «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» (7 класс) с элементами внедрения готовых аудиозаписей.

 

Таблица 2

Краткий план урока с применением созданных аудиозаписей

Этап урока

Краткое содержание

Примечание по применению аудиозаписи

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих, объявление темы урока

 

Повторение пройденной темы

Проверка домашнего задания

 

Изучение нового материала

Подробный разбор темы «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».

Прослушивание аудиозаписи (1й раз)

Выполнение полученного задания

Закрепление нового материала

Повторение нового материала

Прослушивание аудиозаписи (2й раз)

Проверка выполненного задания.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

Прослушивание вариантов решения задания

Постановка домашнего задания

Домашнее здание

Запись домашнего задания, представленного в аудиозаписи

 

Третьим этапом экспериментальной работы стало проведение контрольной работы (ответить на вопросы по изученным нами в ходе эксперимента темам) среди учащихся 7 и 8 классов после этапа внедрения аудиозаписей в образовательный процесс обучения по дисциплине «ОБЖ».

 

Таблица 3

Описание контингента участников тестирования

Описание контингента

8 класс

экспериментальный

18 человек: 8 мальчиков,10 девочек

контрольный

20 человек: 9 мальчиков, 11 девочек

7 класс

экспериментальный

22 человека: 6 мальчиков, 16 девочек

контрольный

25 человек: 13 мальчиков,12 девочек

 

Анализ проведенной контрольной работы позволяет сравнить результаты правильных ответов учащихся экспериментального и контрольного классов по всем изученным темам. Частично представим результаты тестирования 7 класса и 8 класса, выбрав для настоящей публикации по 1 теме: «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» (7кл.), «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре» (8 кл.).

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Проанализировав результаты контрольной работы учащихся 7 классов, мы пришли к некоторым выводам:

                   в экспериментальном классе на заданный нами вопрос об определении землетрясения правильные ответы составили на 30 % больше, чем в контрольном классе;

                   назвать пространство внутри Земли, где происходит разламывание горных пород, а также понять, что такое магнитуда, в контрольном классе смогли чуть больше 50 %, в то время как средний процент правильных ответов в экспериментальном классе более 75 %.

                   все ученики 7Д класса верно ответили на вопрос: «Как называется шкала, созданная для измерения силы землетрясений по его внешним проявлениям?», в то время как в 7А классе с этим вопросом справились только 47 % учеников;

                   ребята из нашего экспериментального класса (7Д) перечислили по количеству больше сейсмически опасных областей, имеющихся на территории России, тем самым продемонстрировав достойный уровень усвоения нового материала.

Также, проанализировав ответы учеников 8 классов, мы пришли к выводам:

                   на вопросы с выбором ответов учащиеся экспериментального и контрольного класса справились без затруднений, с разницей в 5 % в пользу 8В;

                   на вопросы с открытым ответом, учащиеся экспериментального класса справились с существенным успехом, в отличие от учащихся контрольного;

                   в вопросе перечисления средств для ликвидации пожара, ученики экспериментального класса указали большее количество необходимых предметов, чем в контрольном классе;

                   только 57 % учеников 8Г класса смогли дописать, что необходимо сделать при опасности поражения электрическим током, в то время, как на этот вопрос в 8В классе ответили все (100 %);

                   определить панику, как главную причину гибели большинства людей в общественных местах при пожаре в экспериментальном классе смогли 75 % учеников, а вот в контрольном классе, к сожалению, никто;

                   большинство учеников 8В класса (64 %) смогли перечислить основные права, обязанности, виды ответственности граждан в области пожарной безопасности, а вот средний показатель контрольного класса по данным вопросам составил примерно 47 %.

Своеобразным подведением итога экспериментальной работы послужил опрос среди учащихся 7–8 классов ГОУ СОШ № 546, направленный на выявление видимых участникам плюсов и минусов эксперимента.

 

Таблица 4

Положительные и отрицательные стороны, выявленные при внедрении аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

Мнения учащихся 7 и 8 класса по проведенному эксперименту

Отмеченные учащимися положительные стороны эксперимента

1)                Аудиозаписи лучше воспринимаются на слух, чем самостоятельное чтение литературы;

2)                Большое количество новой информации, полезных фактов, необычный формат изложения;

3)                Высокая подготовка рассказчиков (ведущих);

4)                Желание сделать самостоятельную запись;

5)                Четко структурированный рассказ ведущих;

6)                Информация не утомляет, но и не воспринимается как развлечение.

7)                Прослушивание аудиозаписей стимулирует уточнение более глубокой информации у тех, кто их готовил.

Отмеченные учащимися отрицательные стороны эксперимента

1)                Отсутствие долгих пауз между репликами;

2)                Ведущие пользовались шпаргалкой при рассказе;

3)                Иногда была быстрая речь ведущих;

Рекомендации от учащихся на перспективу продолжения работы

1)                Основательно подбирать технические средства;

2)                Подбирать материал с обширными данными (например, добавить статистику и тд., чтоб было больше цифр);

3)                Добавлять в рассказ примеры из жизни;

4)                Усложнить тесты;

5)                Добавить к аудиозаписи наглядные рисунки, схемы и тд. По которым можно выполнять работу по заданию аудиозаписи;

6)                Сделать большее количество групп для подготовки заданий;

7)                Придумать такие задания по другим темам и дисциплинам;

8)                Предоставить ученикам самим выбирать темы в будущем.

 

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

                   по данным тестирования экспериментальные классы намного лучше усвоили учебный материал;

                   реализация творческого задания позволила участникам эксперимента тщательно проработать данные темы, тем самым закрепив новые знания;

                   для улучшения восприятия учащимися аудиоматериала следует регулярно прослушивать с ними звуковые записи для тренировки памяти и слухового восприятия информации;

                   больше 80 % учащихся проявили высокий интерес к данному виду самостоятельной работы и хотели бы принять участие в создании аудиозаписей в будущем. Итоги проведенного исследования позволили нам определить направления работы и методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по ОБЖ с использованием аудиоматериалов, которые представлены в параграфе 2.2. выпускной квалификационной работы.

Примечания.

Перечень контрольных вопросов для 7 класса [1,3,4]:

  1.              Что такое землетрясение?
  2.              Как называется пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород?
  3.              Что такое магнитуда?
  4.              Как называется условная точка на Земле, расположенная над очагом землетрясения?
  5.              Как называется шкала, созданная для измерения силы землетрясений по его внешним проявлениям?
  6.              Что такое сейсмические пояса?
  7.              Какие сейсмически опасные области на территории России вы знаете?

Перечень контрольных вопросов для 8 класса [2]:

  1.              В каком законе описаны правила пожарной безопасности?
  2.              По какому номеру необходимо звонить, чтобы вызвать пожарных?
  3.              Перечислите средства для ликвидации пожара: … …
  4.              При опасности поражения электрическим током необходимо (допишите)
  5.              Что НЕ рекомендуется делать во избежание притока воздуха к очагу пожара?
  6.              Какое ядовитое вещество может привести к летальному исходу при возникновении пожара?
  7.              Чем может быть усугублена опасность последствий пожаров в общественных местах (1 вариант ответа)?
  8.              Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности.
  9.              Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
  10.         Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?

 

Литература:

 

  1.             Смирнов А. Т.,Хренников Б. О. ОБЖ, 7 класс. 2011. c.22–30.
  2.             Смирнов А. Т.,Хренников Б. О. ОБЖ, 8 класс. 2011. c.20–27.
  3.             Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/01/19/zemletryaseniya (дата обращения к ресурсу: 20.09.15г)
  4.              Тесты по ОБЖ [Электронный ресурс] http://luda-zoj.ucoz.ru/index/chs_prirodnogo_kharaktera/0–10 (дата обращения к ресурсу: 20.09.15г)
Основные термины (генерируются автоматически): класс, пожарная безопасность, экспериментальный класс, домашнее задание, образовательный процесс, самостоятельная работа учащихся, учащийся, контрольный класс, самостоятельная работа, причина возникновения.


Ключевые слова

аудиоматериалы, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа по ОБЖ, применение аудиоматериалов, основы безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Особенности методической подготовки бакалавров к организации...

самостоятельная работа, пожарная безопасность, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа школьников, учебный процесс, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа учеников...

Методические аспекты организации самостоятельной работы...

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, виды самостоятельной работы учащихся, дорожно-транспортные происшествия, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация домашней учебной работы младших школьников

Сегодня трудно представить, чтобы урок не заканчивался домашним заданием. А что представляет собой домашнее задание и так ли оно необходимо? До настоящего времени имеются любители подискутировать о том, что домашние задания не нужны учащимся.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе.

Особенности организации домашней учебной работы...

В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса. Ключевые слова: домашняя учебная работа; цели, задачи, функции, виды домашней работы...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ.

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

Похожие статьи

Особенности методической подготовки бакалавров к организации...

самостоятельная работа, пожарная безопасность, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа школьников, учебный процесс, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа учеников...

Методические аспекты организации самостоятельной работы...

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, виды самостоятельной работы учащихся, дорожно-транспортные происшествия, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация домашней учебной работы младших школьников

Сегодня трудно представить, чтобы урок не заканчивался домашним заданием. А что представляет собой домашнее задание и так ли оно необходимо? До настоящего времени имеются любители подискутировать о том, что домашние задания не нужны учащимся.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе.

Особенности организации домашней учебной работы...

В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса. Ключевые слова: домашняя учебная работа; цели, задачи, функции, виды домашней работы...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ.

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

Задать вопрос