Библиографическое описание:

Жбора И. В., Стерчо И. П., Милевич С. С. Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии в вузах І-ІІ уровней аккредитации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 818-821.



 

Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося — это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения как учащихся, так и преподавателей, а также показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений и всей системы образования в целом.

Контроль знаний учащихся принадлежит к основным элементам оценки качества процесса образования и выполняет несколько функций в процессе обучения: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационно-диагностическую, функцию управления. Систематический учет знаний школьников или студентов помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью [1].

В наше время большинство учебных заведений предпочитают тестовый контроль знаний учеников и студентов. Решая тесты, ученики или студенты могут не только проверить свой уровень познаний в той или иной области, но и получить новые знания, благодаря закрытым тестам и самоконтроле (при самостоятельной подготовке). Использование тестирования позволяет получить сравнительные количественные и качественные показатели степени сформированности знаний и умений студентов вузов

I- II уровня аккредитации. Тестовый контроль как средство оптимизации учебного процесса приобрел в вузах значительное распространение. Тест представляет собой стандартизированный метод определения уровня подготовленности студентов. Во время тестирования все участники получают одинаковые задания, находятся в одинаковых условиях и оцениваются согласно одинаковых критериев [2].

Актуальность тестового метода объясняется его преимуществами перед другими традиционными формами контроля:

а)                возможность количественного измерения уровня знаний;

б)                полный охват знаний при тестовом контроле;

в)                наличие одинаковых для всех, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;

г)                 систематичность контроля, индивидуальный подход.

Все эти преимущества обеспечиваются при условии создания хороши, качественных тестов. Качество теста определяется прежде всего его надежностью, валидность и объективностью [3].

Цель данного исследования состоит в анализе возможностей использования тестов для диагностики уровня учебных достижений студентов при изучении некоторых тем неорганической химии.

Введение тестового контроля при обучении существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учеников. Тестовые задания удобно использовать на любых этапах занятия. Преподаватель может проверять уровень усвоения основных учебных элементов данного курса, определять пробелы в знаниях, определять задачи для продуктивного самообразования и планирования этапа занятия коррекции знаний.

Понятно, что традиционные методы контроля (экзамены, зачеты, коллоквиумы) не теряют своего значения и не могут быть исключены, современная технология обучения их не отвергает. Однако, хорошо составленные тесты по различным отраслям знаний становятся необходимой частью учебного процесса. По мнению российского ученого В. Кадневского, в современном мире тесты стали важной составляющей жизнедеятельности общества. Их универсализм, широта применения, высокий уровень объективности получаемых результатов позволяют говорить о тестах как о феномене человеческой цивилизации [4].

В. Аванесов, говоря об истории возникновения тестов, отмечает: «Любая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей из множества потоков» [5].

Для реализации данного исследования использовался учебник «Химия 10» [6]. Учебные занятия по химии проводились в соответствии с рабочей учебной программой, составленной согласно нормативной «Учебной программы для вузов I-II уровней аккредитации, которые осуществляют подготовку младших специалистов на основе базового общего среднего образования ", утвержденной МОН (Киев, 2010 г.).

Исследования по использованию тестовых заданий проводились на базеВиноградовского государственного колледжа (вуз І-ІІ уровня аккредитации) Мукачевского государственного университета. В эксперименте были задействованы группы студентов первого курса (изучают программу 10–11 классов): направления 6.050502 «Инженерная механика» (сокращенное название ОР-11), 6.051602 «Технология изделий легкой промышленности» (сокращенное название ТВ-11). Эффективность применения тестового контроля знаний и умений учащихся оценивали по применениям тестов на практических занятиях, где изучалась тема «Неметаллические элементы и их соединения» в виде самостоятельной работы как текущего контроля, в конце занятия на 10–15 мин., и по результатам выполнения тематической контрольной работы по данной теме. Контроль знаний по предыдущей теме, а именно «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» проводился в форме обычного письменного и устного контроля (как текущего, так и тематического). Результаты тематических контрольных работ представлены в табл. 1–2.

 

Таблица 1

Результаты тематического контроля знаний студентов группы ОР-11

п/п

Фамилия, имя студентов

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

1

Баник Владислав

6

8

2

Биклян Михаил

5

6

3

Васильчук Игорь

4

6

4

Вовканец Александр

3

4

5

Вовчок Иван

9

5

6

Данканич Сергей

7

10

7

Копча Себастиан

4

5

8

Криштоф Александр

6

9

9

Куцык Федор

3

6

10

Лендел Ян

3

8

11

Лукачинец Николай

4

6

12

Мади Доминик Патрик

3

4

13

Пигор Эдуард

3

4

14

Сич Эрік

8

10

15

Слиган Василий

5

6

16

Турзай Роберт

5

6

17

Федорик Эдуард

7

7

18

Худан Егений

6

6

19

Чорба Иван

7

8

20

Юрик Владислав

5

6

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

       

 

Таблица 2

Результаты тематического контроля знаний студентов группы ТВ-11

п/п

Фамилия, имя студентов

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

1

Анталовци Анна

6

5

2

Беля Андриана

9

11

3

Боклажук Надежда

10

10

4

Варга Евгений

7

9

5

Вереш Юрий

6

6

6

Витченко Анатолий

6

6

7

Горжибовская Ванесса

5

5

8

Гренцер Сабина

6

7

9

Деврий Иванна

7

8

10

Дьяконова Юлианна

7

5

11

Король Светлана

7

9

12

Корпош Виктория

10

10

13

Лебович Татьяна

10

7

14

Любка Антонина

10

7

15

Мадяр Наталия

5

6

16

Меренич Татьяна

7

7

17

Рачок Павел

6

7

18

Сочка Светлана

4

4

19

Сушицкая Андриана

5

7

20

Толпош Евгения

8

6

21

Феер Ерик

6

6

22

Халахан Ярослава

6

6

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

       

 

Также проанализированы учебные достижения всех студентов, которые были задействованы в эксперименте. Результаты исследований представлены в табл. 3 и на рис. 1.

 

Таблица 3

Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля

Учебные достижения

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

К-во студентов

%

К-во студентов

%

Начальный уровень

5

12

-

-

Средний уровень

21

50

23

55

Достаточный уровень

12

29

14

33

Высокий уровень

4

10

5

12

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

         

 

Рис. 1. Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля: Т. к.1. «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»; Т. к.2. «Неметаллические элементы и их соединения»

 

Анализируя таблицу 3 и рисунок 1, мы видим, что при проведении тематического контроля с применением тестов, среди студентов отсутствуют учащиеся с начальным уровнем знаний, а также, тестирование приводит к увеличению количества студентов с достаточным и высоким уровнем.

Таким образом, использование тестового контроля знаний позволяет формировать эффективные модели оценки студентов с максимальным учетом современных подходов и задач изучения дисциплин. Тестовый контроль может использоваться для актуализации знаний студентов, установлении уровней успешности академических групп и отдельных студентов, анализа различных форм и методов обучения, тематического и итогового оценивания. В целом, тесты мотивируют студентов учиться и увеличивают посещаемость занятий.

 

Литература:

 

  1.              Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  2.              Берещук М. Я. Тестовий контроль і рейтинг в освіті: навчальний посібник / М. Я. Бере щук, Ю. П. Бархаєв, Г. В. Стадник. — Харків: ХНАМГ, 2006. — 106 с.
  3.              Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. — М.: МИСиС, 1989. — 176 с.
  4.              Кадневский В. М. Тестовая культура как фе-номен цивилизации // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / В. М. Каднев-ский. — М.: OIM.RU. — Режим доступа: http://www.oim.ru.
  5.              Аванесов В. С. История возникновения тес-тов [Электронный ресурс] / В. Аванесов. — Режим доступа: http://www.bim-bad.ru
  6.              Буринська Н. М., Депутат В. М., Сударєва Г. Ф., Чайченко Н. Н. Хімія, 10 кл.: Підручник для середніх загальноосвітніх шкіл. (проф.рівень) –Кер. авт. кол. Буринська Н. М., доктор пед. наук, проф., гол. наук. співроб. лаб. хім. і біолог. освіти Ін-ту педагогіки НАПН України. — К.: Педагогічна думка, 2010. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle