Народное декоративно-прикладное искусство как основа материальной и духовной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 2904 раза

Библиографическое описание:

Сыдыкова, И. М. Народное декоративно-прикладное искусство как основа материальной и духовной культуры / И. М. Сыдыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1043-1046. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25736/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

В результате функционирования Великого Шелкового пути впервые в истории появилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. Вдоль всего маршрута Великого Шелкового пути происходила постепенная унификация культурных компонентов.

Великий Шелковый путь стал каналом, по которому шел постепенно обмен в области культуры и искусства, знаний и идей, традиции и обычаев. Известно, что по Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. И прежде всего народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру [1]. В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется этическим переживанием мира, коллективность творчества, связью с бытом. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым. Этнический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому, образная структура неродного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариантами и новыми элементами [3].

165764762de6b3b0e838e51d0908360b

Рис. 1. Собрание петроглифов в урочище Тамгалы, внесенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Близ Алматы. Петроглифы были открыты в 1957 году

 

Культура любого народа начинается с этноса, а в этносе формируется культура, традиции, обычаи и быт народа. Слово «этнос» по Гумилеву, понимается как «феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий» [2].

Более чем две с половиной тысячи лет тому назад на территории нынешнего Казахстана существовали государства саков. Это — далекие предки казахов, создавшие свою уникальную цивилизацию, прекрасное искусство звериного стиля. Они уже знали письменность, и ими была создана первая государственная территория нашей страны. Это были племена, которые занимались ремеслами, земледелием, жили в поселениях, кочевали по просторам Великой степи. В становлении этой цивилизации сыграло большую роль величайшее событие технического прогресса человечества начала I тысячелетия до н. э. — прототюркские племена Алтая, покорив огонь и железную руду, изобрели изделия из железа. Новая динамичная сила конно-кочевая цивилизация — стремительно помчалась навстречу неведомому ей миру великих древних оседлых цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Египта, Вавилона, тем самым, предопределив невиданный ранее поворот в истории межцивилизационного диалога Евразии. [1]

Памятником сакского изобразительного искусства являются и петроглифы — наскальные изображения, повсеместно распространенные на территории Казахстана. Обычно они выбивались заостренными металлическими орудиями на скалах, покрытых темной патиной пустынного загара. Наскальные гравюры создавались разными способами: точечной выбивкой всей площади силуэта, линейным контуром, резными линиями, шлифовкой. Иногда одно и то же изображение гравировалось двумя-тремя различными приемами. [3] Рис 1.

В 1896 г. профессор Копенгагенского университета, талантливый филолог Вильгельм Томсен (1842–1927 гг.) выпустил книгу, посвященную чтению орхоно-енисейских рун и переводу надписей, оставленных древними тюрками. И в том же году В. А. Каллаур, большой любитель древностей и энтузиаст изучения старины, находит тюркские рунические надписи в Казахстане и Киргизии, в Таласской долине, окруженной с севера величественными отрогами Киргизского хребта.

По мнению большинства современных исследователей, письмена древних тюрков восходят к какому-то из алфавитов, которым пользовались народы Ближнего Востока. Но вопрос о происхождении древнетюркских рун нельзя считать решенным окончательно. Раскопки на территории Семиречья, которые много лет ведут археологи Казахской Академии наук, во главе с известными учёными К. Байпаковым и С. Ажигали, принесли, помимо находок древних городов и поселений, драгоценных украшений и военного снаряжения, и надписи на предметах, выполненные письмом, очень похожим на руническое. И, что самое замечательное, возраст этих надписей на добрую тысячу лет превосходит возраст древнетюркских рун.

Предположение о том, что некоторые изобразительные мотивы переднеазиатского происхождения могли через Среднюю Азию попасть в искусство Алтая и Южной Сибири скифского времени, таким образом, находит подтверждение. Это в равной степени верно и к некоторым изображениям в савроматских памятниках Южного Приуралья. [3]

Наиболее ценная из находок письмена древних тюрков — надпись на серебряной чаше, найденной в богатейшем погребении, относящемся к середине I тыс. до н. э., при раскопках кургана возле села Иссык, неподалеку от Алма-Аты. На дне чаши нанесены 26 рунических знаков, весьма похожих на знаки древних тюрков. [3]

Казахскую культуру можно отнести к целой цивилизации. По археологическим источникам, нам ясно дается понять, что казахская культура имеет древние корни. Самым древним памятником письменности является серебряная чаша с 26 руническими знаками, ученые до сих пор не могут расшифровать эту руническую письменность. В которой отображена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гарант свободы и независимости народов.

Для казахского народа — кочевнического этноса системообразующим элементом национальной духовной культуры стали музыкально — поэтическое, литературное творчество и народные ремесла. Культурно творческая самоидентификация казахского этноса как одного из древнейших народов осуществлялось через искусство. Казахский фольклор как многовековая традиция существования синкретичной культуры, объединяющий художественно — претворенную мифологию, народную мудрость, искусство и правила нравственности в их становлении, стал основой самоидентификации казахского менталитета. Именно выросшая из фольклора литература взяла на себя функции осмысления социальной жизни, нравственной оценки, духовной критики и исканий. Она в большей степени выполняет роли: мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропагандистскую.

Духовные изменения, происходящие в обществе, подвергающемся модернизации, состоит в расширении сферы действия социальной регуляции. Происходит обогащение и в то же время объединение духовной жизни, дифференциация субкультур и поиск новых принципов интеграции.

Если другие народы подавлялись детализированной разрисовке деталей, то казахи с древних времен умели трансформировать и стилизовать изображения. Превращая живые фигуры в замысловатые формы: животных, людей, птиц и так далее. Так, если изображался олень, то голову обращали в небо, а ноги аккуратно располагали под животным, тем самым образуя формообразование.

http://f11.ifotki.info/org/bc1b2f43e9eef35741c2790a86ffa5fdbc5f6c133074140.jpg

Рис. 2. Бляшка «Олень» VI век до н. э. Золото. Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы»

 

Центральное, равноудаленное от океанов расположение Казахстана, так же соединяющая Европу и Азию местоположение сыграло немаловажную роль в становлении и в развитии культуры и искусства в целом. Искусство Казахстана в отличие от Западного искусства имело развитие в художественных ремеслах, предметы которых — одежда, ковры, вещи для верховой езды, изделия из металла и многое другое — это и есть составляющая протодизайна.

Место народного искусства в степени культуры определяется функциями: родовой, обрядовой, памятной и т. д.

Предметы казахского народного художественного ремесла являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только в жизни и быте людей, но и о художественном направлении времени.

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форма предмета, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декорировки.

Воспроизводство народно-ценностного начала определяет непреходящую роль народного в культуре, его современность.

Изделия казахских народных мастеров и вся его деятельность не существует раздельно от школы. Школы народного мастерства — национальные, региональные, краевые — функционируют благодаря преемственности.

«Преемственность — это не просто передача потомкам того, что в своё время передано от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства», утверждает В. Ф. Максимович [5,С.38–39].

Традиционное народное искусство в нашей стране развиваясь отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой из которых действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память.

C:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5164.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5160.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5159.jpg

Рис. 3. Виды женских украшений. Подвеска. Браслет. Серьги. XIX в.

 

Одним из важных условий существования и развития традиционного народного искусства является массовость. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать людей практически всех возрастных групп к участию с различной трудовой и художественной подготовкой. Именно поэтому народное искусство так массово, так близко и понятно всем, так увлекательно и доступно.

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли, те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка. В основном, центры изготовления предметов казахского традиционного народного искусства располагались в целых аулах, которые являются колыбелью народного промысла. В основном городские новшества и преобразования происходили медленно из-за географической удаленности аулов от крупных городов. Это и стало причиной того, что в таких местностях сохранялись древние традиции национальной культуры. Только там, сохраняя вековые традиции изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства, люди из поколения в поколение передают свой опыт и секреты мастерства своим ученикам [9].

Изучение традиционного казахского искусства на занятиях по дисциплине «История культуры Казахстана» в Казахско-Русском Международном университете с философско-смысловом подходе воплощает в студентах метаморфическое отношение к природе и культурным связям и является отражением более глубокого осмысления внутренней жизни.

Народное декоративно–прикладное искусство, сохраняя свою функциональность и конструктивные черты, она передает возможность возвращения к истокам, когда человек воспринимал Мир как целостную систему и себя в нём как часть. Символика, сюжеты и орнаментика вобрали в себя целую картину Мира — Космос — Природа — Человек — Культура, живое знание, осознание и реализацию предназначения человека, ответственность перед будущим поколениями через осознание будущего.

 

Литература:

 

  1.              Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур, Научно-аналитический доклад. Руководитель проекта Исимбаева Г. И., Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Казахстанская Национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО, Москва, Алматы, 2010г. Стр.7
  2.              Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизация/ Лев Гумилев — М.: АСТ Москва, 2005–606с.
  3.              Жанибеков У. Эхо, Алматы: Онер, 1985. — 182 с.
  4.              Галимжанова А. С., Глаудинова М. Б., Кишкашбаев Т. А., Муратаев К. К. и др. История искусства Казахстана, Учебник, Алматы: ИздатМаркет, 2006–248с.
  5.              Максимович В. Ф. Народные художественные промыслы: Научно — методическое пособие для преподавателей и студентов, высших и средних учебных заведений — М.: Флинта, 1999–64с.
  6.              Нурланова К. Символика в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика (познание мира традиционным казахским искусством) — Алматы: Галым, 2007–264 с.
  7.              К. Байпаков, Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути. А., 1998.
  8.              С. Ажигали, «Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии» (Алматы, 2002);
  9.              Сагимбаев А. А., Тналина Н. Х. О роли народно декоративно-прикладного искусства на современном этапе, Наука и жизнь Казахстана № 1 (35) 2016 — С271–273.
Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, великий Шелковый путь, Азия, декоративно-прикладное искусство, звериный стиль, казахская культура, народное декоративно-прикладное искусство, письмена древних тюрков, серебряная чаша, традиционное народное искусство.


Похожие статьи

Народное декоративно-прикладное искусство — основа...

Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Великий Шелковый путь был не только инструментом междунородный торговли, но и фактором, интересующим стили и направления моды.

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Ключевые слова: музеи; прикладное искусство; экспонаты; предметы керамики; сюзане. На протяжении многих веков Средняя Азия являлась колыбелью цивилизаций в древнейшей истории человечества.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства.

Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось фольклорно-поэтическое отношение к миру.

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Особенности обучения студентов выполнению национальных...

История прикладного искусства Хорезма. Особенности искусства архитектурных. узоров.

Искусство стиля Хивинских монументальных узоров появились в первой половине XIX века, когда в столице

3. Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство.

Развитие художественного образования в области народного...

Народное традиционное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная композиция, и наличествовало в программах в единичных заданиях, не связанных в тематические блоки.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники. Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство.

Похожие статьи

Народное декоративно-прикладное искусство — основа...

Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Великий Шелковый путь был не только инструментом междунородный торговли, но и фактором, интересующим стили и направления моды.

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Ключевые слова: музеи; прикладное искусство; экспонаты; предметы керамики; сюзане. На протяжении многих веков Средняя Азия являлась колыбелью цивилизаций в древнейшей истории человечества.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства.

Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось фольклорно-поэтическое отношение к миру.

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Особенности обучения студентов выполнению национальных...

История прикладного искусства Хорезма. Особенности искусства архитектурных. узоров.

Искусство стиля Хивинских монументальных узоров появились в первой половине XIX века, когда в столице

3. Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство.

Развитие художественного образования в области народного...

Народное традиционное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная композиция, и наличествовало в программах в единичных заданиях, не связанных в тематические блоки.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники. Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство.

Задать вопрос