Библиографическое описание:

Кислякова М. А. Внеучебные мероприятия по математике в процессе развития компетенций бакалавров // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 841-843.



В статье рассматривается место внеучебной деятельности в процессе подготовки бакалавров; отмечаются возможности внеучебной деятельности для реализации педагогического потенциала дисциплин.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, педагогический потенциал дисциплин, математика, подготовка бакалавров, развитие компетенций.

Компетентностый подход, ориентированный на развитие компетенций как основного, подготовительного этапа развития профессиональных качеств личности человека, позволил по-новому осмыслить образовательный процесс. Учебные дисциплины во многом уже не могут удовлетворить требованиям реальной действительности, и в то время пока они (учебные дисциплины) перестаиваются в соответствии с идеями компетентностного подхода, представляют интерес внеучебные мероприятия. Математическим дисциплинам, входящим в большинство программ различных направлений подготовки бакалавров, в этом процессе отводится особая роль.

Учебные дисциплины, еще недавно, ориентированные на формирование знаний, умений и навыков, проходят тяжелую стадию изменения всей дидактической системы. Особенно сложно приходится дисциплинам естественнонаучного и математического циклов, потому как формирование компетенций, как «интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способоности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для разрешения возникающей проблемы» [2, с.59] представляется делом достаточно сложным. Например, для формирования компетенции «владеть культурой мышления, способной к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)» [7, с.8] в рамках математических дисциплин необходимо и изменять содержание математического образования, и умело применять гуманитарные образовательные технологии, и использовать современные методы оценивания и контроля результатов обучении. В связи с этим возникла необходимость выделять в учебной дисциплине ее педагогический потенциал, направленный на формирование целого комплекса компетенций в процессе подготовки бакалавров. Так, исходя из анализа компетенций, представленных в ГОС поколения 3+, можно сделать вывод, что педагогический потенциал дисциплины состоит четырех компонент.Когнитивный компонент заключается в возможностях дисциплины для развития культуры мышления (логическое мышление, критическое мышление, эмоциональный интеллект и т. д.). Метакогнитивный компонент заключается в возможностях учебной дисциплины для развития метакогнитивной компетентности (открытая познавательная позиция, самоконтроль, построение индивидуальной траектории обучения и т. д.). Мировоззренческий компонент заключается в той роли, которую выполняет учебная дисциплина в построении индивидуальной картины мира (мировоззренческая активность, жизненная позиция). Операциональный (деятельностный) компонент состоит непосредственно в тех инструментах, которыми учебная дисциплина обеспечивает студента (умения, владения) для решения практических задач.

Вместе с тем, как показывает опыт и данные периодической печати, не все компоненты реализуется учебной дисциплиной в достаточной мере. Например, в погоне за повышением математической грамотности у студентов, упускаются важные компоненты, такие как мировоззренческое значение математики, ее роль в построении картины мира, ее место в научных исследованиях изучаемой сферы деятельности [4].

Именно поэтому, необходимо рассмотреть вопрос о включении внеучебных мероприятий в процесс подготовки бакалавров с целью наиболее эффективного и полного развития компетенций студентов. Внеучебные мероприятия в системе высшего образования являются неотъемлемой частью воспитательного процесса на протяжении всех лет существования системы, однако, именно в настоящее время они приобретают особое значение.

Внеучебная деятельность студента и внеучебные мероприятия в образовательной организации рассматриваются учеными — педагогами в разных аспектах. В диссертации С. А. Садыковой приводятся различные трактовки внеучебной деятельности: «деятельность, создающая условия для обеспечения разнообразия социальных отношений и индивидуальных ситуаций развития личности (Б. Н. Алмазов, Е. П. Белозерцев, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин); эпизодические занятия для студентов за пределами учебного процесса в целях расширения общекультурного кругозора (В. Д. Семенов)» [6, с.13]. Т. Л. Иванайская, исследуя понятие «внеучебная деятельность», дает ему такое определение: «Внеучебная деятельность — это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста» [3, с.9].

В педагогических словарях рассматривается более широкое понятие «внеклассная (внеаудиторная) работа», так в словаре «это — общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а так же разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития технического творчества» [1,с.43]. Другими словами, внеучебная работа является частью общей системы образовательного процессе в университете и существенным образом дополняет учебную работу, обогащая ее разнообразным специфическим содержанием.

Следует отметить, что внеучебная работа в вузе складывается из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. Одним из проявлений внеучебной работы являются внеучебные мероприятия.

С целью развития компетенций студентов в процессе подготовки бакалавров, внеучебные мероприятия предоставляют много возможностей.

Во-первых, создаются условия для свободного самоопределения студентов, потому как каждый студент сам вправе выбирать возможность и форму своего участия в мероприятии за счет широкого и разнородного спектра видов деятельности.

Во-вторых, появляется возможность углубить знания студента о самом себе как личности, попробовав себя в разных видах деятельности. Студенты во внеучебных мероприятиях совершенствуют свои способности к рефлексии и самооценке, развивается их открытая познавательная позиция.

В-третьих, создаются условия для развития ответственности и формирования организаторских качеств личности, потому как студенты выступают в роли организаторов мероприятий, распределяют роли и несут ответственность за свои действия и решения.

В-четвертых, создаются наиболее благоприятные условия для развития творческих, креативных качеств личности, что порой трудно осуществить в рамках учебного процесса.

Таким образом, под внеучебными мероприятиями в образовательной организации высшего образования будем понимать «специфическую общеобразовательную и воспитательную работу, проводимую вне учебного плана и программ, организуемые для контингента образовательного учреждения и других привлеченных лиц с целью более полного и глубокого развития компетенций студентов».

Очень важна роль внеучебных мероприятий по математике, поскольку математические дисциплины входят во все основные образовательные программы большинства направлений подготовки бакалавров: и гуманитарных, и социальных, и педагогических, и культурологических, и медицинских, и естественнонаучных.

Математические дисциплины направлены в основном на развитие операционального компонента педагогического потенциала, а вот мировоззренческий и рефлексивный компонент остаются недостаточно реализованными. Ниже представлены компетенции бакалавра, формируемые в рамках проведения внеучебных мероприятий по математике.

Рис. 1.Компетенции бакалавра, формируемые в рамках проведения внеучебных мероприятий по математике

Традиционно в Университетах проводятся два типа внеучебных мероприятий по математике — эпизодические, такие как Неделя математики, и регулярные, типа научных кружков, элективных курсов и дисциплин по выбору студента.

«Неделя математики» является очень важным воспитательно-развивающим внеучебным мероприятием, и, несмотря на то, что проводится лишь раз в год, оказывает влияние на развитие целого ряда компетенций.Прежде всего, комплекс мероприятий под общим направлением «Роль математики в окружающем мире» направлен на развитие общекультурных компетенций. «Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции» формируется через участие студентов в дискуссионных мероприятиях на тему «Математизация социогуманитарных наук: за и против». «Способность анализировать основные этапы и закономерности развития общества для формирования гражданской позиции» возможна лишь с использованием знаний о роли математики в психологии, политике, экономике, управлении, техники и т. д.

Так, например, в процессе выполнения проектов по темам: «финансовая математика», «функционально-графический подход к решению задач», «использование оригами в жизни», «искусство составлять уравнения», «математические методы в физической культуре» «роль математики в развитии науки», «информационные технологии в процессе изучения математики», «математическое моделирование как общенаучный метод» студенты осваивают научно-исследовательскую деятельность.

Активное участие студентов в организации мероприятий по математике, безусловно, способствует обогащению организаторских умений. Так, например, в процессе организации мероприятий студенты осваивают техники организационной работы, используя мозговой штурм студенты отбирают лучшие идеи; детально прорабатывая проведение мероприятия, студенты учатся планировать время, писать информационные письма, распределять обязанности между собой. Вместе с тем, происходит формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

Внеучебные мероприятия по математике, являясь органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, создают условия для развития целого комплекса компетенций студентов, тем самым существенно обогащая весь процесс подготовки бакалавров.

Литература:

  1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  2. Ефремова Н. В. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. — 416 с.
  3. Иванайская, Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Л. Иванайская. — Оранбург, 2010. — 25 с.
  4. Кислякова М. А. Проблема целей и содержания учебного предмета «Математика» // Томский педагогический вестник. 2012. № 2. С.175–179.
  5. Никитенко А. В., Поличка А. Е. Методические системы обучения в региональной подготовке кадров образования // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 11. — С. 63–66.
  6. Садыкова, С. А. Духовно-нравственное становление личности студента в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Садыкова. — Оренбург, 2012. — 26 с.
  7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация бакалавр) 8.12.2009. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовки бакалавров, развития компетенций, процессе подготовки бакалавров, внеучебных мероприятий, внеучебной деятельности, компетенций студентов, общекультурных компетенций, развития компетенций студентов, целого комплекса компетенций, внеучебные мероприятия, развития компетенций бакалавров, направлений подготовки бакалавров, развитие компетенций, процесс подготовки бакалавров, педагогический потенциал, проведения внеучебных мероприятий, Похожая статья, качеств личности, рамках проведения внеучебных, Внеучебные мероприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle