Библиографическое описание:

Хачатрян С. Х. Аудит в условиях автоматизации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 642-646.



 

Технологии автоматизации развиваются значительно быстрее, чем практика аудита. В то же время, очевидно, что любые изменения в сфере информационных технологий рано или поздно находят свое отражение в практике аудита

Информационные технологии аудита прошли большой путь в своем развитии от однопользовательских программ без оконного интерфейса до сложных корпоративных ERP-систем, что позволило повсеместно перейти от традиционного бумажного документооборота к электронному. Внедрение электронного документооборота организаций с соответствующими субъектами налоговой системы, системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования дало возможность минимизировать время, которое бухгалтеры проводили в очередях в органах Федеральной налоговой службы.

Одна из инноваций в автоматизации аудита — использование так называемых облачных технологий. Идея облака состоит в том, чтобы обеспечить повсеместный сетевой доступ по требованию к общему пулу вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам) с любого устройства (компьютера, планшета, смартфона и т. д.) независимо от местоположения пользователя с минимальными затратами. Дата-центры, в которых находится облако, работают круглосуточно. Они обеспечены системами отказоустойчивости и резервирования, что позволяет получить круглосуточный гарантированный доступ к услугам в облаке. Дата-центр — это специализированное охраняемое здание для размещения серверного и сетевого оборудования. Облачным серверам неважно, какую программную платформу использует пользователь, в каком географическом регионе он находится.

Эксперты прогнозируют быстрое развитие рынка облачных вычислений. По информации журнала Byte, в течение 2016–2018 гг. объем вычислений, выполняемых в публичных облаках, будет расти со скоростью 44 % в год. Согласно прогнозам компании Cisco в ближайшие 5 лет ежегодный объем трафика, проходящего через дата-центры, возрастет с 4,6 Збайт в 2015 г. до 7,7 Збайт в 2017 г.

Технология автономного рабочего места предоставляет следующие возможности:

                   аудитор может работать с базой и через Интернет, и локально на своем компьютере;

                   для начала работы необходимо единожды настроить автономное рабочее место, в дальнейшем обновление конфигурации на компьютере осуществляется на основе актуальной версии, доступной в Интернете;

                   данные в автономном рабочем месте всегда в актуальном состоянии. Синхронизация в сервисе и на локальном компьютере осуществляется либо автоматически по расписанию, либо по требованию пользователя.

Рассмотрим основные преимущества использования облачных технологий в аудите:

  1.              Снижение затрат и окупаемость: программное обеспечение предоставляется как услуга. В этом случае нет необходимости покупать и устанавливать программы на свой компьютер. Все, что необходимо, — это стандартное рабочее место и быстрый доступ в Интернет, т. е. достигается экономия затрат на аппаратно-программную инфраструктуру и одновременно исчезает вопрос использования нелицензионного программного обеспечения.
  2.              Масштабирование и гибкость. Суть данного преимущества состоит в том, что можно легко увеличивать и уменьшать количество аудиторов, добавлять новые сервисы, подключать и отключать услуги с минимальными на то временными и финансовыми затратами. Обеспечивается также быстрое и легкое подключение внешних пользователей (партнеров, клиентов), поскольку установка программного обеспечения не требуется, а доступ возможен из любого места и с любой программной платформы. Очень часто одновременно с бухгалтерскими сервисами подключаются такие сервисы, как «Гарант», «КонсультантПлюс», электронный документооборот.
  3.              Безопасность. При подключении через Интернет для шифрования канала связи аудитором используется защищенный протокол https. Данные, хранящиеся на серверах, шифруются криптостойкими алгоритмами. Для контроля всех операций предусмотрен журнал действий пользователей, который можно просматривать в режиме реального времени. Удаление записей из него невозможно, и при необходимости можно установить, кто выполнил те либо иные операции с точностью до секунды.
  4.              Мобильность: аудиторы могут легко перемещаться внутри организации и между офисами. Возможность работы сохраняется в командировках и отпуске, а также можно брать сверхурочную работу.

У облачных технологий в аудите есть и свои недостатки. Рассмотрим самые существенные из них.

  1.              Для работы сервиса необходимы постоянный доступ в Интернет и довольно высокие скорости подключения, что несет за собой дополнительные затраты. Высокая скорость обмена данными позволит аудитору комфортно работать с их большими массивами и мгновенно получать результаты, например открывать документы или просматривать сформированные отчеты.
  2.              Ограничение на использование преимущественно типовых конфигураций.
  3.              Вопросы конфиденциальности. Безопасность при хранении и пересылке аудитором данных во многом зависит от поставщика услуги. Главная проблема состоит в том, что материальная ответственность за утерю данных и несанкционированный доступ зачастую не превышает ежемесячной стоимости предоставляемых услуг, т. е. по сути абонентской палаты, которую платят клиенты. Эти суммы, безусловно, не могут быть сопоставимы с реальными рисками. Одним из возможных вариантов решения проблемы может стать страхование таких рисков. Не секрет, что в прессе порой появляются сообщения о том, что тот или иной сайт взломан злоумышленниками, похищены базы данных и личные сведения пользователей. Не исключена и вероятность того, что серверы, на которых располагается рабочее облако аудитора, тоже будут взломаны. Однако эта вероятность все же мала, и не стоит забывать, что разработчики прилагают все усилия, чтобы ее исключить.

Методы и приемы технологии аудита рассчитаны главным образом на автоматизированную обработку представленных предприятием данных. Рассмотрим алгоритм основных этапов обработки информации с помощью компьютеров.

Импорт данных из компьютерной базы клиента производится только с его согласия. Различают три вида импорта данных: ограниченная выгрузка, открытая выгрузка, кодифицированная выгрузка.

Ограниченная выгрузка применяется при первичном знакомстве с клиентом. В этом случае выгружаются сводные бухгалтерские записи:

 

Таблица 1

Дата (месяц, год)

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Кол-во записей

01.2015

01

08

643 523,00

5

02.2015

01

08

2 984 000,00

7

03.2015

01

08

4 736 136,98

12

03.2015

07

60–9

1 882 242,92

2

05.2015

08

71

1 833,00

1

06.2015

08

76–7

426 719,50

5

07.2015

08

60–1

641 690,00

4

 

В аналогичном виде выгружаются остатки по бухгалтерским счетам, только в статистике приводится не количество бухгалтерских записей, а количество элементов учета (дебиторов, инвентарных единиц и т. д.).

Открытая выгрузка применяется при повторяющемся (согласованном) аудите, когда аудитор может выгрузить любую информацию, заложенную в базе клиента.

При кодифицированной выгрузке аналитические данные автоматически заменяются установленным кодом, т. е. наименование организации — дебитора заменяется обозначением. В этом случае даже при открытой выгрузке аудитор не будет иметь доступа к коммерческим данным, а располагает только формализованным цифровым массивом. Данный вид выгрузки усложняет проведение предварительной оценки взаимосвязанных сторон, идентификации основных поставщиков и т. д. и требует дополнительного раскрытия информации в другой форме.

Расчет уровня существенности может производиться двумя методами: дедуктивным (по методике соответствующего аудиторского стандарта или внутрифирменной методике) или индуктивным.

Рассмотрим наиболее простой случай распределения по остаткам бухгалтерских счетов на конец года. Первоначально производится ранжирование дебетовых и кредитовых остатков по счетам по их удельному весу в валюте бухгалтерского баланса. После ранжирования дебетовые остатки имеют вид:

 

Таблица 2

Дата (месяц, год)

Счет

Сумма, руб.

Доля в валюте, %

Кол-во элементов

1.2016

01

641 729 636,27

81,153

246

1.2016

10–1

47 075 880,18

5,953

2 451

1.2016

61

18 641 180,46

2,357

7

1.2016

08

18 615 849,74

2,354

3

1.2016

62

18 525 786,09

2,343

65

1.2016

40

15 565 057,38

1,968

546

1.2016

19

6 901 495,17

0,873

1

1.2016

10–5

6 225 992,23

0,787

3 652

1.2016

12–2

3 560 086,65

0,450

309

1.2016

62–2

2 783 485,72

0,352

2

 

Критерий признания остатков по бухгалтерскому счету значимыми для проверки, т. е. включение данного счета в план аудита, зависит от установленного значения уровня существенности. Если при расчете уровень существенности составил 2 %, то по количественному признаку значимыми признаются только статьи с долей свыше 2 % в валюте баланса. Однако существует также и качественный признак, например статья «Уставный капитал» войдет в план проверки независимо от ее величины.

Значимым статьям присваивается признак отбора "*".

Запланированный уровень существенности распределяется между значимыми статьями бухгалтерского баланса пропорционально их удельному весу в общей сумме значимых статей:

 

Таблица 3

Дата (месяц, год)

Счет

Сумма, руб.

Доля в валюте, %

Кол-во элементов

Признак отбора

Уровень существенности, руб.

1.2016

01

641 729 636,27

81,153

246

*

12 834 593

1.2016

10–1

47 075 880,18

5,953

2 451

*

941 517,6

1.2016

61

18 641 180,46

2,357

7

*

372 824

1.2016

08

18 615 849,74

2,354

3

*

372 317

1.2016

62–46

18 525 786,09

2,343

65

*

370 516

1.2016

40

15 565 057,38

1,968

546

 

 

1.2016

19

6 901 495,17

0,873

1

 

 

1.2016

10–5

6 225 992,23

0,787

3 652

 

 

1.2016

12–2

3 560 086,65

0,450

309

 

 

1.2016

62–48

2 783 485,72

0,352

2

 

 

 

Для определения объемов аудиторской выборки необходимо оценить риск системы внутреннего контроля (СВК) на каждом из значимых счетов бухгалтерского учета. Значение риска контроля определяется на основе тестирования в диапазоне от 0,01 до 1, при этом 1 — максимальная категория риска. Существует много формул расчета объема аудиторской выборки в зависимости от заданного уровня существенности и риска СВК. В рассматриваемой модели применен иной подход. Сначала определяется возможность применения выборки. В примере счета 61 и 08 содержат незначительное количество элементов совокупности, и выборка не будет репрезентативной. К этим счетам будет применена сплошная проверка.

К счетам, содержащим достаточный массив элементов, применяется выборка, при этом ее объем определяется по критериям.

 

Таблица 4

Доля статьи в валюте баланса, %

Рекомендуемый объем выборки, в % от проверяемой суммы

первичная проверка

вторичные проверки при следующих результатах предыдущих проверок

существенные ошибки

незначительные ошибки

нет ошибок

1–10

10

10

5

3

11–20

15

15

8

4

21–40

20

20

10

5

Свыше 40

25

25

15

8

 

Таким образом, при планировании первичной аудиторской проверки выборка будет определена в объеме при условии, что фактором оценки риска СВК можно пренебречь. Из таблицы видно, что остатки по счету 01 «Основные средства» будут проверены выборочно в объеме 160 432 тыс. руб., при этом информация об остатках на счетах будет признана недостоверной, если будут найдены ошибки величиной более 12 834 тыс. руб.

 

Таблица 5

Дата (месяц, год)

Счет

Сумма, руб.

Доля в валюте, %

Колво Эл-тов

Признак отбора

Уровень существенности, руб.

Риск СВК, %

Объем выборки, руб.

1.2016

01

641729636,27

81,153

246

*

12834593

1

160432409

1.2016

10–1

47075880,18

5,953

2451

*

941517,6

0,2

4707588

1.2016

61

18641180,46

2,357

7

*

372824

0,5

Сплошная

1.2016

08

18615849,74

2,354

3

*

372317

0,2

Сплошная

1.2016

62–2

18525786,09

2,343

65

*

370516

0,2

1852579

 

Затем в план включаются сведения о распределении работ между бригадой аудиторов и о сроке проверки.

Использование облачных технологий при проведении аудита предоставляет новые возможности всем хозяйствующим субъектам независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Главные преимущества автоматизированной аудиторской работы — широкая доступность, гибкость подключаемых сервисов и совокупное снижение затрат на аудиторское обслуживание.

С каждым годом разработчики совершенствуют программные технологии, и, по заверениям экспертов, облачные технологии находятся в списке трендов развития информационных продуктов для бизнеса.

 

Литература:

 

  1.              Широкова Е. А. Облачные технологии // Современные тенденции технических наук: материалы Международн. научн. конференции (Уфа, октябрь 2011 г.). Уфа: ЛЕТО, 2011. С. 30–33.
  2.              Топровер О. Десять вопросов об облачных вычислениях // Мир ПК. 2014. N 12. С. 70–72.
  3.              Облачные вычисления: статистика и прогнозы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=24720.
  4.              Обзор новых сервисов фирмы "1С», обеспечивающих возможность удаленной работы через Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.soft-servis.ru/poleznaya_informaciya/statyi/199/.
  5.              Облачная бухгалтерия "1С». Стоит ли уходить в облако? Материалы интернет-конференции от 19.04.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/buh/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle