Библиографическое описание:

Клочихин О. Е. Интегрированный урок русского языка: русский фольклор и русский язык // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 843-847.



 

Современная методическая наука постоянно обращается к интеграции, которая является характерным для культуры в целом и образования в особенности способом работы с информацией. Культурный слой, формировавшийся веками, рискует бесследно раствориться в плотном потоке заимствованной, чаще американизированной культурологической информации. К сожалению, сегодня приходится констатировать тот факт, что подрастающее поколение формирует свой вкус в основном на образцах западной культуры. Начинаются эти заимствования с самого юного возраста. Мультипликация, детские фильмы и передачи, книги и комиксы в массе своей являются носителями западной, американской культуры.

Учитывая сказанное, следует отметить первостепенную роль учителя русского языка и литературы. Деятельность учителя должна быть направлена на сохранение русской культуры, в частности, русского фольклора, вобравшего в себя всю красоту и мудрость культуры наших предков. Использование фольклорного материала на уроках русского языка позволит нам не только реализовывать интегративный подход, предполагающий объединение разных учебных дисциплин: русский язык, литература, история и др., но и в полной мере решать воспитательные задачи урока.

В качестве примера представляем план урока русского языка, составленный с использованием фольклорного материала.

План урока русского языка в 8 классе

Тема: Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Цели урока

Образовательные:

          повторить и углубить знания о словосочетаниях;

          углубить знания учащихся о единицах языка;

          развивать синтаксическую зоркость обучающихся.

Развивающие:

          развивать умения анализировать текст;

          развивать речь обучающихся обогащать их словарный состав;

Воспитательные:

          воспитание нравственных качеств: товарищества, дисциплинированности, ответственности, способности сопереживать, самоуважения, деликатности;

          воспитание уважения к родному слову.

Методы: беседа, упражнение, сравнение, эвристический, исследовательский.

Оборудование:

  1. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А. тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова) — М.: Просвещение, 2014.
  2. Раздаточный материал для каждого ученика.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы — «Словосочетание». Но нас ждет нестандартный урок. Мы не только выучим новые правила, но и познакомимся с подвигами древних богатырей. Кроме того, мы увидим, как раньше передавалась история, какими эпитетами награждали наши предки великих людей.

Начнем мы с теории, а во второй половине урока прочитаем былину, обсудим её содержание и выполним несколько упражнений, составленных на основе её текста.

II. Теория:

Словосочетание это сочетание слов, связанных по смыслу

и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога

или только по смыслу:

 

Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово.

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

 

По своему строению и значению словосочетания бывают разными. Они могут состоять из:

1. имени существительного и имени прилагательного, двух имён существительных с предлогом и обозначать предмет и его признак:

большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей;

2. глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан:

клеить обои, писать письмо, встретить друга;

3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:

петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.

Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому, например: гулять (где?) в парке.

Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога, например: участвовать в экспедиции.

Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

1. Виды словосочетаний

 

Глагольные

Именные

Наречные

Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием.

Например:

выбрать (что?) профессию,

работать (как?) усердно,

потемневший (от чего?) от загара,

улыбаясь (как?) смущённо.

Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением.

Например:

кабинет (чей?) директора,

белый (от чего?) от снега,

пятый (где?) справа,

я (с кем?) с тобой.

Главное слово — наречие.

Например:

вдали (от чего) от дороги,

совершенно секретно

 

2. Способы связи слов в словосочетании

2.1 Согласование

 

Определение

Структура

Отличительные признаки

Согласование — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: льняное полотно– зависимое слово льняное стоит в тех же формах (ед.ч., ср.р., им.п.), что и главное полотно.

Существительное(гл. слово) + прилагательное, зеленая трава;

Существительное+ причастие, зеленеющее поле;

Существительное+ порядковое числительное, четвертый этаж;

Существительное+ притяжательное местоимение, моя книга.

При изменении формы главного слова соответственно меняется и форма зависимого слова, например: липовая аллея, липовой аллеи.

 

2.2 Управление

 

Определение

Структура

Отличительные признаки

Управление — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже, например: встретить друга.

Глагол + существительное, проявить заботу;

Деепричастие + существительное, построив здание;

Существительное+ существительное, поворот на площадь

1. При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу;

2. Наличие предлога между словами: падал с крыш

 

2.3 Примыкание

 

Определение

Структура

Отличительные признаки

Примыкание — способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, например: уехал учиться, говорил улыбаясь, совершенно секретно.

Глагол + инфинитив, учил работать;

Глагол + деепричастие, смотрел усмехаясь;

Глагол + наречие, работать по-новому;

Существительное+ наречие, поворот налево;

Прилагательное + наречие, по-зимнему холодный.

Зависимым словом всегда выступает неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив.

 

Вторая часть урока (если уроки сдвоенные, то второй урок).

Теорию мы освоили и запомнили. Теперь перейдем ко второй части нашего урока и обратимся к такому понятию как «былина». Кто знает значение этого слова?

(Ответы учеников)

Запишем определение в словарик:

Были́ны (стáрины) —вид устного народного творчества, героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси.

Теперь, когда мы знаем общее определение, прочитаем былину «Русские богатыри». Возьмите распечатки и внимательно следите за текстом. Читать будем по очереди.

(Раздаются распечатки былины, ученики начинают читать, 1 ученик читает вслух 1 абзац и передаёт слово следующему)

Литературный материал:

Былина «Русские богатыри»

На высоких холмах стоит Киев-город. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи... Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне — гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую...

Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Обсуждение.

Дальше идет обсуждение былины с учениками, они делятся своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают, что им понравилось и запомнилось в былине.

Затем учащиеся выполняют упражнения на основе прочитанного текста и изученной теории.

Система заданий:

Упражнения на определение словосочетания.

Упражнение 1. Выпишите словосочетания. Обозначите главное слово, укажите вопрос к зависимому слову.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.

Упражнение 2. Выпишите словосочетания. Обозначьте, какими частями речи выражены зависимые слова.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Упражнение 3. Выпишите словосочетания. Обозначите главное слово, укажите вопрос к зависимому слову.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.

Упражнение 4. Выпишите словосочетания. Обозначите главное слово, укажите вопрос к зависимому слову.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Упражнение 5. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Упражнение 6.

1. Распределите данные ниже словосочетания на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан;

б)к месту его расположения;

в) к времени его существования;

г) к его назначению;

д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.

3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

«Словарик» в помощь ученику:

Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу.

Глагольные словосочетания — Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием.

Именные словосочетания — Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением.

Наречные словосочетания — Главное слово — наречие.

Согласование — Согласование — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление — Управление — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание — Примыкание — способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.

Были́ны (стáрины) — вид устного народного творчества, героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси.

III. Рефлексивно-оценочный блок.

1. Беседа:

Что нового вы узнали на уроке?

— Что осталось непонятным?

— Что такое «Былина» и в чем её суть?

— Что понравилось и запомнилось на уроке?

— Хотите ли вы проведения подобных уроков в будущем?

2. Итоги урока (оценки).

3. Домашнее задание.

4. Учитель благодарит учащихся за урок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle