Опыт работы международных банков по оказанию розничных банковских услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 30.01.2016

Статья просмотрена: 813 раз

Библиографическое описание:

Ханцевич, А. Г. Опыт работы международных банков по оказанию розничных банковских услуг / А. Г. Ханцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25727/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В развитых странах рынок розничных банковских услуг представляет собой высококонкурентный рынок с неценовой конкуренцией, на котором финансовые услуги физическим лицам предоставляют универсальные и специализированные банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, кредитные кооперативы и другие организации. На конкурентоспособность кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг в настоящее время оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

Удовлетворение спроса всех возрастных сегментов потребителей сопряжено со значительными инвестициями и операционными расходами при низкой рентабельности. В этой связи возникает вопрос относительно целесообразности сегментирования потребителей методом кластерного анализа, а не по возрастному принципу. Таким образом, кредитным организациям при стратегическом позиционировании необходимо определить сегмент потребителей, который будет являться основным для выбора продаваемых розничных банковских услуг и каналов продаж. Это позволит выстраивать более эффективное взаимодействие банков с конкретными сегментами потребителей с учетом всех особенностей их спроса, что неизменно положительно повлияет на конкурентоспособность розничных банков.

Кроме того, разнообразие розничных банковских услуг и многоканальный характер современного рынка розничных банковских услуг, а также дифференцированные требования к розничным банкам со стороны различных групп физических лиц представляют собой ряд серьезных проблем для кредитных организаций при организации взаимодействия с потребителями розничных банковских услуг. Прежде всего, это необходимость объединить в единую систему различные каналы продаж розничных банковских услуг таким образом, чтобы физические лица различных возрастных, этнических и других групп могли быть полностью удовлетворены не только взаимодействием с банком по одному каналу продаж, но и при переходе с одного канала взаимодействия на другой.

В качестве решения проблемы повышения операционной эффективности в структуре отдельных банков была реализована специализация деятельности подразделений на производстве и продажах розничных банковских услуг. Западные аналитики также предлагают изменить деятельность кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг по аналогичному принципу с выделением рыночной специализации банков на разработке и производстве розничных банковских услуг, их продаже и проведении транзакций [1].

Аналитики Deutsche Bank установили, что на аренду помещений и зарплату сотрудникам в филиалах идет около 60 % всех расходов в розничном банковском бизнесе. Согласно прогнозу McKinsey, сокращение количества филиалов европейскими банками принесет им дополнительную прибыль от 15 до 20 миллиардов евро к 2021 году.

В период с 2009 по 2012 банки Европейского союза закрыли около 20 000 своих отделений, сообщила пресс-служба ЕЦБ. По состоянию на конец прошлого года в Евросоюзе функционировало 218 700 отделений финансовых учреждений, то есть, один офис обслуживал 2300 человек.

Самое большое сокращение финансового сектора зафиксировано в Германии и Греции (8 %, 6 %). Испания лишилась 5 % банковских отделений. В Ирландии этот показатель зафиксирован на уровне 3,3 %, в Италии — 3,1 %.

Примечательно, что сокращение банковских офисов коснулось лишь западных членов Евросоюза. В восточноевропейских странах (членах ЕС) количество отделений финансовых организаций, наоборот, увеличилось. Так, в Польше число банковских офисов выросло на 4 %, в Чехии — на 2,3 %, в Литве — на 1,8 %.

Аналитики объясняют тенденцию сокращения филиалов тем, что все большее количество граждан предпочитает пользоваться услугами онлайн-банкинга, поэтому содержать офисы становится нерентабельным.

Кредитные организации стали открывали небольшие отделения там, где это удобно для клиентов: в торговых сетях, досуговых центрах, в офисных помещениях в непосредственной близости от мест работы клиентов. Также возросло количество автоматизированных устройств самообслуживания (многофункциональных банкоматов, платежных терминалов и др.).

По прогнозам зарубежных аналитиков, благодаря быстрому развитию мобильного и интернет-банкинга, увеличению продаж розничных банковских услуг через Интернет, проведению онлайн трансакций, в среднесрочной перспективе доля розничных банковских услуг, проданных через различные дистанционные каналы, достигнет 60 % от общего объема продаж розничных банковских услуг.

Для того чтобы строить отношения с физическими лицами молодой возрастной группы, банкам необходим новый подход к организации взаимодействия с ними. Более молодые клиенты хотят общаться с банками посредством тех инструментов, к которым они уже привыкли (мобильные устройства, видео- и социальные сети и т. д.), они готовы взаимодействовать с теми розничными банками, которые используют эти технологии» в обслуживании и продажах своих розничных банковских услуг. Кроме того, количество клиентов, не использующих во взаимодействии с банками мобильный банкинг, неуклонно сокращается.

В связи с развитием рынка финансовых услуг банки все чаще сталкиваются с такими проблемами, как рост требований клиентов, сокращение прибылей, рост издержек и необходимость идти в ногу с новыми технологиями.

В связи с этим все большее количество банков запускают проекты по внедрению или развитию CRM-систем, наиболее распространенной из которых на сегодняшний день является Microsoft Dynamics CRM. Как правило, CRM позволяет решать две основные задачи — привлечениеновых клиентов и удержание уже существующих, для чего используется операционный и аналитический CRM.

Клиентоориентированность бизнеса стала одним из главных постулатов, декларируемых банками в своих стратегиях развития и программах. И здесь очень важно насколько быстро и качественно работает в банке фронт-офисная система, которая как раз и проектируется для того, чтобы организация работы с клиентами была более эффективной.

Современный фронт-офис должен обладать определенным набором характеристик, которые особенно важны покупателям таких систем, считает вице-президент Банка БКФ Михаил Геворков. К таким характеристикам, в первую очередь, относятся возможность работы через тонкого клиента на небольших каналах, легкость сопряжения с основным операционным днем банка и, конечно, гибкость и легкость системы в настройке.

В настоящее время ЦФТ перевел в завершающую стадию работы по созданию фронт-офисного решения нового поколения. ЦФТ-Фронт-менеджер позволяет получать во фронтальной системе все продукты, которые предлагает банк. Фронт-менеджер встраивается в систему ЦФТ-Банк и становится элементом основной банковской системы. Таким образом, ЦФТ-Банк теперь объединяет в себе Каталог Продуктов ЦФТ, ЦФТ-Фронт-менеджер — инструмент для продажи продуктов ЦФТ клиентам банка, dashboards — аналитический инструмент для менеджеров банка. Фактически меняется сам подход к организации продаж благодаря тому, что во всех предыдущих системах в центре был всегда договор, а теперь центральной величиной является банковский продукт [36].

В настоящее время в банковских контактных центрах используются в основном одинаковые технологии — это системы обработки и распределения входящих вызовов, мониторинга и записи разговоров, системы сбора статистики и исходящего обзвона. Эксперты считают, что в ближайшем будущем более широкое распространение получат технологии планирования рабочего времени операторов (WFM), системы IVR с синтезом и распознаванием речи, технологии виртуальных очередей. Call-центры станут мультимедийными центрами обслуживания вызовов, где клиент будет иметь возможность выбрать свой личный способ обращения в банк — телефон, электронную почту и т. д.

Новые решения по call-центрам позволяют повысить эффективность работы персонала и, соответственно, сократить затраты на фонд оплаты труда. Например, автоматизация исходящего обзвона позволяет увеличить количество полезных контактов почти в з раза. В среднем один сотрудник в смену совершает 40–50 результативных контактов, причем существенное время тратится непосредственно на дозвон. В случае автоматизации количество контактов может достигать 100, иногда даже 150 в день. Понятно, что при этом повышается эффективность работы дебиторских отделов.

В ряде случаев можно использовать полностью автоматическое оповещение абонентов и фиксацию их ответов. В то же время, учитывая специфику банковского бизнеса, следует помнить, что некоторые функции автоматизировать просто невозможно — например, необходимость сохранять конфиденциальность информации о клиентах.

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время будет увеличиваться доля обращений в call-центры посредством альтернативных каналов коммуникаций. Если сейчас доминируют обращения по телефону и электронной почте, то вместе с ростом продвинутого с точки зрения использования новейших технологий молодого поколения будут стремительно увеличиваться SKYPE-звонки и контакты через сервисы мгновенного обмена сообщениями типа ICQ. Такие технологии уже готовы к использованию, но их популярность пока невелика.

Еще более высокая ступень развития — использование видео в call-центрах. Сегодня подобные случаи единичны: видео используется в основном для внутрикорпоративного взаимодействия. Его широкое распространение существенно изменит работу отделов по обслуживанию клиентов.

Значение телефонного канала общения банка и клиента переоценить невозможно. На фоне обострившейся конкурентной борьбы за розничного клиента телефонный номер может сыграть важную роль в узнаваемости бренда кредитной организации.

Одновременно клиенты привыкают делать покупки несколькими различными способами, что приводит к радикальным изменениям в розничной торговле. Клиенты, которые с помощью мобильных устройств могут покупать все и в любом месте, требуют простых и надежных способов оплаты со своих банковских счетов.

Компания Fujitsu прогнозирует, что в 2015 году мобильные платежи с использованием технологии Near Field Communications станут популярнее, чем оплата с помощью кредитных и дебетовых карт. В Европе в течение ближайших пяти лет должно быть обновлено более 245 000 банкоматов. Предусматривается также установка почти 40 000 дополнительных банкоматов. В связи с этими прогнозами компания Fujitsu представила на европейский рынок новый банкомат Fujitsu ATM Серии 100. Это первое устройство такого рода услуги, с технологией Palm Secure. Устройство надлежащим образом выполняет аутентификацию пользователя на основе уникального рисунка жил в его руке. Аппарат оснащен широким спектр возможностей для приема и выдачи наличных, а также содержит в себе новейшие технические решения в области переработки банкнот и поддержки мобильных устройств [2].

Эксперты EFMA доказывают, что, хотя филиалы по-прежнему останутся ядром взаимоотношений с клиентами и еще как минимум лет 5 будут занимать лидирующее положение в продажах подавляющего большинства банковских продуктов и услуг, их связи с другими каналами продвижения должны быть кардинально обновлены. Ситуация изменится в ближайшие несколько лет, «рынок будет диктовать необходимость полноценной работы с клиентом по всем доступным каналам».

Таким образом, банковское отделение будущего — это небольшой офис, в котором работают не более 3–4 человек, главные задачи которых прежде всего консультации и помощь клиенту, а также продажа сложных продуктов. Такая точка продаж будет высоко автоматизированной и связанной с другими каналами продаж банковских продуктов.

 

Литература:

 

  1.              Трофимов, Д. В. Сущность и содержание управления продажами розничных банковских услуг в современных условиях/ Д. В. Трофимов // Международный бухгалтерский учет. — 2011. − Ноябрь. — № 43 (193). — с. 59−63.
  2.              CRM-системы на операционной службе в банках // crmexperts.ru [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://raexpert.ru/strategy/conception/part7/6/.– Дата доступа: 01.12.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): CRM, услуга, банк, клиент, канал продаж, ATM, EFMA, ICQ, IVR, широкое распространение.


Похожие статьи

Омниканальная стратегия: интеграция каналов продвижения...

Клиенты омниканальных банков сами выбирают канал взаимодействия

Банк, использующий омниканальную стратегию, открывает более широкие возможности

Однако, у большинства банков каждый канал является отдельной составляющей для покупки и продажи услуг...

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данные системы получили наиболее широкое распространение

CRM Oracle позволяет управлять продажами, сервисным и техническим обслуживанием

Основные термины (генерируются автоматически): CRM, система, клиент, менеджер, SAP, внедрение, IVR...

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Этот канал привлекателен для клиентов банка среднего класса и «консервативных» клиентов, так и не

Учитывая опыт продаж банковских продуктов в таких электронных каналах, как интернет-банкинг

Учитывая более широкое распространение последнего среди бизнеса...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

Аналитический отчет агентства Эксперт РА показал, что 51 % опрошенных компаний в 2014 и 58 % компаний в 2015 году использовали ДБО как канал продаж дополнительных услуг, предлагая пользователям персонифицированные предложения [3, с. 2]...

Программы банковской лояльности: выгоды для клиента и банка

Система продаж банковских продуктов определяется каналами продаж.

Речь идет об SMS-информировании, подключении к интернет-банкингу, других услугах, превращающих работу с банком более удобной, простой и комфортной для клиента.

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной...

Для кластеризации клиентов и подбора для них тех или иных продуктов одних только средств CRM уже недостаточно, необходимы инструменты для анализа не только анкет и обращений клиентов в банк, но и более широкого спектра их активностей.

Возможности социальных сетей при продвижении банковских...

Для клиента нет необходимости переключаться на другой канал, т. к. возможно часть операций

В социальных сетях следует размещать информацию о новых услугах банка только для

Возрастают продажи банковских продуктов и услуг, что является конечной целью...

Виртуальные банки: перспективы развития | Статья в журнале...

...банковских услуг через электронные каналы передачи информации, в том числе через Internet получило широкое распространение в мире. Интернет банкинг является сегодня неотъемлемой частью любого банковского учреждения. On-line banking открыл клиентам банка...

Похожие статьи

Омниканальная стратегия: интеграция каналов продвижения...

Клиенты омниканальных банков сами выбирают канал взаимодействия

Банк, использующий омниканальную стратегию, открывает более широкие возможности

Однако, у большинства банков каждый канал является отдельной составляющей для покупки и продажи услуг...

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данные системы получили наиболее широкое распространение

CRM Oracle позволяет управлять продажами, сервисным и техническим обслуживанием

Основные термины (генерируются автоматически): CRM, система, клиент, менеджер, SAP, внедрение, IVR...

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Этот канал привлекателен для клиентов банка среднего класса и «консервативных» клиентов, так и не

Учитывая опыт продаж банковских продуктов в таких электронных каналах, как интернет-банкинг

Учитывая более широкое распространение последнего среди бизнеса...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

Аналитический отчет агентства Эксперт РА показал, что 51 % опрошенных компаний в 2014 и 58 % компаний в 2015 году использовали ДБО как канал продаж дополнительных услуг, предлагая пользователям персонифицированные предложения [3, с. 2]...

Программы банковской лояльности: выгоды для клиента и банка

Система продаж банковских продуктов определяется каналами продаж.

Речь идет об SMS-информировании, подключении к интернет-банкингу, других услугах, превращающих работу с банком более удобной, простой и комфортной для клиента.

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной...

Для кластеризации клиентов и подбора для них тех или иных продуктов одних только средств CRM уже недостаточно, необходимы инструменты для анализа не только анкет и обращений клиентов в банк, но и более широкого спектра их активностей.

Возможности социальных сетей при продвижении банковских...

Для клиента нет необходимости переключаться на другой канал, т. к. возможно часть операций

В социальных сетях следует размещать информацию о новых услугах банка только для

Возрастают продажи банковских продуктов и услуг, что является конечной целью...

Виртуальные банки: перспективы развития | Статья в журнале...

...банковских услуг через электронные каналы передачи информации, в том числе через Internet получило широкое распространение в мире. Интернет банкинг является сегодня неотъемлемой частью любого банковского учреждения. On-line banking открыл клиентам банка...

Задать вопрос