Библиографическое описание:

Волкова С. И., Шляпина Н. С. Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 361-364.



 

Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния их здоровья. Важно отслеживать антропометрические параметры человека, начиная с первых дней жизни, при наличии малейших морфофункциональных отклонений начинать коррекционную работу.

Цель работы: исследовать антропометрические параметры у детей МБДОУ «Красносельский д/с» Арзамасского района Нижегородской области.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

          Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).

          Исследовать соматометрические показатели (рост, вес, обхват грудной клетки) детей МБДОУ «Красносельский д/с» в возрасте от 3 до 7 лет, а также вычислить индексы массы тела (индекс Кетле) и крепости телосложения (индекс Пинье).

          Изучить физиометрические параметры: пульс, АД.

          Исследовать гармоничность развития дошкольников.

В исследовании участвовало 102 ребёнка, в том числе 23 воспитанника младшей группы (3–4 года), 26 воспитанников средней группы (4–5 лет), 27 воспитанников старшей группы (5–6 лет) и 26 воспитанников подготовительной группы (6–7 лет).

Антропометрические показатели детей оценивались с помощью центильных таблиц. В центильных таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-го центиля [3].

Результаты наших исследований занесены в таблицы. С помощью центильных таблиц нами были определены коридоры, в которых находится каждый из измеренных параметров, проведен анализ данных в сравнении с возрастными нормами и выявлены отклонения в той или иной возрастной группе, которые наглядно отображены на диаграммах.

 

Таблица 1

Показатели артериального давления и пульса воспитанников МБОУ «Красносельский детский сад»: в сравнении со среднестатистическими показателями

Возраст

Артериальное давление(мм рт. ст.)

Пульс(ударов в мин)

СД

ДД

Ср. показатель в группе испытуемых

Средние статистич показатели

Ср. показатель в группе испытуемых

Средние статистич. показатели

Ср. показатель в группе испытуемых

Средние статистич. показатели

3

100

92–105

62

48–62

104

105–110

3,5

97

92–105

57

48–62

107

105–110

4

98

93–110

61

48–63

105

100–105

4,5

102

93–110

61

48–63

105

100–105

5

100

95–113

58

50–65

100

98–100

5,5

107

95–113

63

50–65

98

98–100

 

Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки большинства мальчиков младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Таблица 2) имеют средние значения.

Рост многих 3-летних девочек младшей группы (Таблица 3) оказался ниже среднего при повышенном весе, а у 4-леток — выше среднего был и рост и вес. У большинства девочек 6,5 лет показатели роста и веса превышали средневозрастную норму. Средние показатели окружности груди у девочек 3 и 6,5 лет также были немного выше нормы.

Кроме того, нами рассчитан индекс массы тела (ИМТ) — индекс Кетле, который характеризует телосложение (при его значении у взрослого человека < 19 — пониженная масса тела; если ИМТ 19–24 — это нормальное телосложение; 25–29 — тучное телосложение и > 29 — наблюдается ожирение; у детей ИМТ оценивался с помощью центильных таблиц [1].

Оказалось, что у 25 % мальчиков и 37 % девочек младшей группы индекс Кетле очень высокий (тучность или ожирение). Необходимо усилить наблюдение за здоровьем таких детей, им нужна консультация эндокринолога.

В средней группе у 25 % мальчиков недостаточная масса тела, у большинства девочек этой группы индекс массы тела в норме, но есть небольшой процент девочек с очень высоким (у 7 %) или очень низким (у 14 %) индексом массы тела, что указывает на их дисгармоничное развитие.

У детей старшей и подготовительной групп индекс Кетле в среднем говорит о гармоничности развития.

Индекс Пинье — индекс пропорциональности между показателями роста, массы тела ребенка и окружностью его грудной клетки — показывает крепость или слабость телосложения (чем выше его значение, тем слабее телосложение) [1].

Средний показатель индекса Пинье тела у девочек младшей группы (3 лет) оказался пониженным по сравнению с нормой, что говорит о завышенной массе их тела. Напротив, повышен был средний показатель индекса Пинье у мальчиков подготовительной группы (6 лет), что указывает на их слабое телосложение. Средний показатель индекса Пинье у девочек 5 лет и у мальчиков 3 лет оказался немного ниже нормы. У остальных детей средние величины этого показателя не отклоняются от нормы.

Резких отклонений от нормы физиометрических параметров (ЧСС, артериальное давление), вызывающих опасение за здоровье детей, не выявлено (Таблица 1).

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1.    Все полученные значения антропометрических показателей дошкольников зависят от индивидуальных особенностей организма и могут указывать на патологии в физическом развитии. На значение всех показателей оказывают влияние биологические, социально-экономические, бытовые и другие факторы. Огромную роль в интенсивности роста ребенка играет наследственный фактор.
  2.    Значительных отклонений от средних возрастных норм антропометрических параметров (соматометрических и физиометрических) у большинства детей МБДОУ «Красносельский детский сад» нами не обнаружено.
  3.    Повышены средние показатели индекса массы тела у девочек младшей группы по сравнению с нормой, что возможно связано с их индивидуальными особенностями развития и генетической предрасположенностью.
  4.    Гармонически развиваются 69 % детей МБДОУ «Красносельский детский сад», а 31 % детей имеют дисгармоничное развитие.

Таким образом, выявленные особенности соматофизиологических показателей могут быть использованы при проведении комплексной оценки состояния здоровья детей, при создании критериев оценки влияния учебной нагрузки на организм детей. Дети с дефицитом массы тела должны наблюдаться педиатром. Дошкольников с избытком массы тела и недостаточным ростом необходимо направить на консультацию к эндокринологу. Наличие отклонений в физическом развитии, а также нарушения здоровья детей должны быть учтены при разработке программ дошкольного воспитания и образования в конкретном образовательном учреждении.

 

 


Таблица 2

Сопоставление средневозрастных показателейфизического развития мальчиковМБДОУ «Красносельский детский сад» и стандартизированных показателей физического развития мальчиков в возрасте 3–6,5 лет

Возраст, лет

Кол-во детей

Длина тела, см

Масса тела, см

Окружность грудной клетки, см

Ср. знач.(факт.)

Центили

Ср. знач.(факт.)

Центили

Ср. знач.(факт.)

Центили

25

50

75

25

50

75

25

50

75

3

5

94,8

92,8

95,9

98,8

15,6

13,3

14,4

15,8

55,8

49,5

52,6

53,9

3,5

6

96,8

96,8

98,4

101,9

14,2

13,7

15,4

16,7

54,8

51,3

52,9

54,9

4

10

102,1

99,9

102,8

106,2

15,6

14,7

16,3

17,5

55,2

51,9

53,7

55,4

4,5

5

108,8

102

105,9

109,5

18,4

15,4

16,9

19,0

56,0

52,6

54,6

56,4

5

10

111

106,4

109,5

113,3

19,32

16,9

18,9

20,4

57

53,9

55,5

57,3

5,5

7

113

110,7

113,9

116,7

19,7

18,2

19,3

21,1

57,6

54,7

56,3

58,4

6

14

117,6

112,9

117,4

121,2

20,9

18,9

20,9

22,8

57,1

54,5

56,7

58,8

6,5

3

123,3

116,2

119,2

123,8

24,5

19,5

22,1

24,3

60,3

55,2

57,9

60,8

 

Таблица 3

Сопоставление средневозрастных показателейфизического развития девочекМБДОУ «Красносельский детский сад» и стандартизированных показателей физического развития девочек в возрасте 3–6,5 лет

Возраст, лет

Кол-во детей

Длина тела, см

Масса тела, см

Окружность грудной клетки, см

Ср. знач.(факт.)

Центили

Ср. знач.(факт.)

Центили

Ср. знач.(факт.)

Центили

25

50

75

25

25

50

25

50

25

3

2

90,5

91,2

94,4

96,9

17,5

12,8

13,7

14,9

54

49,8

51,3

52,9

3,5

7

97,4

95,2

98,7

101,2

15,9

13,7

14,7

16,1

54,1

50,7

52,4

53,6

4

5

107,0

98,1

101,9

105,5

18,2

14,5

15,8

17,6

54,8

51,7

53,3

54,9

4,5

8

106,0

101,9

105,1

107,9

17,7

15,3

16,9

18,5

55,3

51,9

53,3

55,3

5

8

105,6

105,1

110,2

113,2

17,6

16,5

18,6

19,9

55,5

51,5

54,1

55,6

5,5

5

108

108,6

112,9

116,9

17,7

17,5

19,5

21,4

57,4

51,9

55,2

56,6

6

5

115,4

112,3

115,9

118,9

22,02

17,8

19,7

21,9

57

52,6

54,8

57,2

6,5

2

122

115,4

120,1

122,9

24,3

18,9

20,6

22,9

60,5

52,7

55,5

57,7


 

Литература:

 

  1. Геппе, Н. А. Пропедевтика детских болезней / Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняева. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 464 с.
  2. Мазурина А. В. Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурина, И. М. Воронцова. — СПб, 2000. — 432с.
  3. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб. мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. — М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle