Библиографическое описание:

Болли В. И., Исаакян В. Э. Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 984-988.



 

Одной из актуальных и вместе с тем относительно новых тем в современной психологии является целый комплекс проблем, связанных с интеграцией мигрантов в новой для них среде проживания. В современных российских условиях данная проблематика проявляется особенно остро. Это связано с тем, что современный мир, с одной стороны, облегчает процесс интеграции в силу высокой вариативности возможностей личностной и профессиональной самореализации, а также этнокультурного разнообразия, с другой стороны, характеризуется достаточно жесткими условиями жизни — высокой конкуренцией на рынке труда, стоимостью жизни, очевидной информационной и популяционной перегрузкой.

Краснодарский край РФ типичный многонациональный регион. В настоящее время здесь проживает множество представителей различных этносов, уровень миграционных процессов возрос в последнее десятилетие. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства — проблема интеграции детей-мигрантов в новую социокультурную среду.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.

Выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий неизменно указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности, высокий уровень подготовки учителей, позволяющий обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей в поликультурном образовательном пространстве. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического направления проблемы внесли крупные российские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей интеграции старшеклассников мигрантов в образовательную среду образовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе школ Славянского района Краснодарского края. Выборка составила 227 человек: ученики средних общеобразовательных школ, среди которых мальчиков — 80, девочек — 93, из них дети из семей мигрантов -101 человек, педагоги и администрация школ, всего 32 человека, родители — 72 человека.

Выборка школьников ограничилась детьми подросткового возраста, так как дети данной возрастной группы переживают «двойной кризис» — традиционно выделяемый в возрастной психологии кризис подросткового возраста, а также необходимость приспособления к иной социокультурной среде.

В первом, констатирующем этапе, приняли участие 227 человек.

На втором, формирующем этапе в школах Славянского района (экспериментальная группа) реализовывалась комплексная программа психологического сопровождения процесса интеграции детей-мигрантов к образовательной среде «Мы вместе». В контрольной группе формирующий этап был пропущен.

В основу программы легли следующие принципы:

Комплексный подход. Школа представляет собой сложную систему, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Каждый компонент образовательной среды, каждое ее звено играет свою роль в процессе адаптации детей из семей мигрантов. Поэтому психотехники социально-психологической адаптации, разработанные только для детей из семей мигрантов, будут недостаточными и неэффективными, если адаптационная программа не затронет и остальные составляющие образовательной среды — педагогов, администрацию школ и российских школьников. Установки ксенофобии и мигрантофобии, распространенные среди российских школьников, приводят к отвержению и изоляции детей из семей мигрантов, что в свою очередь, препятствует их успешной адаптации. Педагоги же, в свою очередь, зачастую не обладают знаниями и навыками, необходимыми для предотвращения и профилактики нетерпимости по отношению к мигрантам в школе. Кроме того, они сами зачастую находятся в плену негативных стереотипов и предрассудков по отношению к мигрантам. Интеграция людей другой расы, культуры, национальности в новое общество в большой степени зависит от открытости и признания со стороны местного населения. Таким образом, адаптация мигрантов к принимающей культуре и к образовательной среде в частности — это процесс обоюдный, адаптироваться должны не только мигранты, адаптироваться должно и все принимающее сообщество. Психологическая работа с педагогами и российскими школьниками способствует повышению культурной сензитивности к представителям разных национальностей, готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию. Поэтому эффективная программа содействия адаптации мигрантов должна быть комплексной и включать специальные психолого-педагогические технологии, направленные на работу не только с детьми-мигрантами, но и с русскими детьми и педагогическими коллективами.

Принцип толерантности и мультикультурализма. В основе программы лежит идеология толерантности — уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность рассматривается в разных аспектах: как ценность интегрированного общества, как основополагающий нравственный принцип солидарности человечества, как практика и принцип действия во взаимоотношениях между людьми, как позитивная личностная характеристика. Определяемая в таком диапазоне толерантность является психологической основой культуры мира и согласия между детьми разных национальностей и культур. Развитие взаимной толерантности является основой формирования позитивного диалога в отношениях между мигрантами и местным населением и позволяет преодолеть ксенофобию и отчуждение.

Фокусирование на наиболее общих проблемах адаптации детей и подростков из семей мигрантов. Мигранты, а особенно вынужденные мигранты — это специфическая социальная группа, наделенная сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями и имеющими общие проблемы, независимо от их этнической, а иногда и гражданской принадлежности. Помимо трудностей в установлении социальных контактов вынужденный переезд приводит к тяжелым последствиям для здоровья: ухудшается психическое и физическое здоровье, обостряются хронические заболевания. Психическое состояние и самоощущение мигрантов характеризуется крайней нестабильностью и противоречивостью. У многих мигрантов налицо симптомы посттравматического стресса, повышенной агрессивности, этнической интолерантности и неспособности к адекватному планированию будущего. Необходимо также учитывать, что реакция на травматический опыт может быть отсрочена в своих последствиях.

Необходимость учета культурного контекста. Каждый мигрант — носитель специфической культуры или субкультуры. Откуда бы не приехал мигрант, его культура, так или иначе, отличается от культуры принимающей стороны. Чем больше отличается культура мигранта от культуры той страны, в которую он приехал, тем большей культурной компетентностью должен обладать психолог или педагог, работающий с мигрантами. Поведенческие способы адаптации мигрантов определяются той культурной средой, в которой индивид социализировался. Поэтому психологическая поддержка должна строиться с учетом культурных механизмов переживания проблемных ситуаций. При построении образовательного процесса в школе, где обучаются дети, подростки и молодежь из семей мигрантов важно учитывать специфику их жизненного опыта и культурные особенности.

Необходимость учета проблем адаптации, обусловленных возрастом ребенка. Ситуация миграции и процесс адаптации ребенка к принимающей культуре проходит в контексте процесса развития личности в целом и должен рассматриваться с учетом возрастных особенностей ребенка. Таким образом, помимо общих проблем, характерных для большинства мигрантов, есть также проблемы, свойственные детям из семей мигрантов на каждой возрастной фазе. В связи с этим для детей разного возраста должны применяться адаптационные программы, разработанные с учетом специфики их возраста.

Необходимость индивидуального подхода к личности мигранта. Каждый ребенок — это индивидуальность, в которой специфическим образом преломляются культурные, социальные, этнокультурные факторы. Мигранты — это не только представители специфической социальной группы или определенной культуры или этнической группы. Существуют личностные качества, особенности психики, препятствующие или способствующие успешной адаптации мигрантов в новой среде. В частности, на процесс адаптации оказывают влияние следующие параметры: уровень толерантности, степень ригидности, направленность поведенческих реакций в проблемной ситуации, склонность к депрессивным состояниям, уровень тревожности. Протекание процессов психологической адаптации и реабилитации мигранта зависят также от особенностей становления системы индивидуальной психологической защиты, характера трансформаций и формирования социальной идентичности личности, содержания и направленности этнических образов (автостереотипов и гетеростереотипов), состояния мотивационно-потребностной сферы.

Содействие формированию здоровой этнической идентичности. Значительная часть мигрантов — это жертвы войн, этнических конфликтов и межэтнических столкновений. В связи с этим для них особенно характерна повышенная сензитивность к этническому контексту, в их самосознании высоко значим этнокультурный компонент. Этническая идентичность становится ключевым компонентом в структуре социальной идентичности личности мигранта. Исследования показывают, что этническая идентичность вынужденных мигрантов может разрушаться, деформироваться или усиливаться, а у детей и подростков формироваться по типу гипоидентичности, либо гиперидентичности.

Важный критерий успешности интеграции — это не отказ от своих культурных ценностей и полное принятие другой культуры (в этом случае речь скорее идет не об адаптации, а об ассимиляции), а способность таким образом соединить различные ценностные системы, чтобы, освоив и приняв новые культурные нормы и правила, сохранить собственное лицо и самобытность. Решение этой задачи возможно через восстановление целостности спутанной, разрушенной и деформированной идентичности. Именно интеграция как наиболее продуктивный путь адаптации мигрантов в принимающем сообществе и выступает как эффективная стратегия организации образовательного процесса в учебных заведениях с большим количеством детей и подростков из числа мигрантов. Интеграция детей и подростков из семей мигрантов в образовательную среду предполагает не только знакомство их с ценностями и культурными особенностями российской культуры, но и возможность сохранить свою культуру.

Необходимость междисциплинарного подхода к адаптации детей из семей мигрантов. Несмотря на общность характеристик ситуации вынужденной миграции, каждый человек и каждая семья, вынужденно покинувшие постоянное место жительства имеют свою особую историю, складывающуюся под влиянием конкретных обстоятельств. На успешность их адаптации влияют различные факторы — материальный фактор, жилищные проблемы, круг контактов, изменение социального положения, характер отношения к мигрантам со стороны местного населения. Поэтому психолог-консультант должен учитывать не только культурный и общий социальные контексты, но и специфику конкретной ситуации. Программа предполагает использование в работе четырех форм технологий: социально-психологические тренинги, обучающие семинары, общешкольные и внутришкольные психолого-педагогические мероприятия и индивидуальную психологическую работу со школьниками.

На третьем этапе исследования мы изучили перечень критериев оценки эффективности интеграции детей из семей мигрантов с точки зрения зарубежного и отечественного опыта. Исходя из теоретических данных, мы предположили, что об успешности интеграции можно говорить в случае адекватной самооценки и уровня притязаний, уровня толерантности мигрантов и принимающего населения невысокой тревожности, адекватным восприятием школьников самого себя, т. е. с адекватным образом «Я».

Эффективность комплексной программы адаптации детей из семей мигрантов оценивалась путем сравнения результатов до и после реализации программы.

Анализируя результаты 1 этапа, можно отметить, что экспериментальная и контрольная группы не имели значимых различий.

Результаты исследования после реализации программы позволили сделать вывод, что в экспериментальной группе не наблюдается явного отвержения собственного «Я». Около 62 % подростков были отнесены к уравновешенному типу, что может выступать показателем адаптивного состояния идентичности. В данной группе отмечен высокий уровень дифференцированности идентичности (8–14 показателей), что может свидетельствовать о достаточном уровне социальной компетентности.

В контрольной 42 % подростков оценили свои идентификационные характеристики как эмоционально не нравящиеся. 52 % отнесены к сомневающемуся типу. Такие подростки переживают кризис в своей жизни. У 36 % отмечена негативная валентность идентичности, что свидетельствует о неадекватно заниженной самооценке, у 42 % — нейтральная валентность, которая указывает на неустойчивую самооценку. В данной группе низкий уровень дифференцированности идентичности (1–5), что говорит о кризисе идентичности и связан с такими личностными особенностями как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе.

Парный корреляционный анализ показал, что в группе детей-мигрантов контрольной группы на 1 этапе корреляционные связи между признаками слабые, существенная связь между признаками «Ситуационная тревожность» и «Личностная тревожность» (r 19; 20 = 0,51).

В экспериментальной группе на этом же этапе существенно, но отрицательно психологический климат в коллективе связан с ситуационной и личностной тревожностью.

В контрольной группе детей-мигрантов на 3 этапе связь между признаками «Ситуационная тревожность» и «Личностная тревожность» (r 19; 20 = 0,66) сохраняется, на данном этапе отмечается отрицательная связь между личностной тревожностью и психологическим климатом в коллективе (r 20;21 =-0,66). Неблагоприятный психологический климат повышает эмоциональную напряженность в данной группе, что сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности и общению в различных жизненных ситуациях, несущих угрозу для самооценки, уровня притязаний, отношения к себе.

В экспериментальной группе на 3 этапе существенная связь между средним уровнем самооценки и психологическим климатом в коллективе (r 15; 21 = 0,63), что свидетельствует об адекватном уровне интеграции.

Значимым критерием оценки эффективности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях современной образовательной среды является его социометрический статус, а именно — отношение к нему местных школьников и других мигрантов, наличие у мигранта референтной группы, включающей представителей принимающего населения.

В рамках нашего исследования была реализована психолого-педагогическая программа, способствующая процессу интеграции данной категории школьников в новую социокультурную среду, эффективность которой была проверена с помощью диагностического пакета, построенного на основе выделенных операциональных критериев. Исследование показало, что реализованная комплексная программа является эффективным средством содействия успешности процесса интеграции старшеклассников-мигрантов в современную образовательную среду.

Проведенная работа, конечно, не охватывает всей сложности проблемы и не исчерпывает возможностей образовательной среды в деле содействия процесса интеграции. Однако оно открывает возможные пути дальнейшего исследования проблемы. Так, нам предоставляется важным проведение исследований, направленных на выявление роли семейной ситуации мигранта в процессе его адаптации, а также более глубокое исследование роли личности педагога в содействии интеграции школьников-мигрантов в российское общество.

Также в рамках данного исследования не был затронут такой важный аспект, как вклад особенностей личности старшеклассника и предшествующего опыта в процесс его социокультурной адаптации.

 

Литература:

 

  1.              Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 2004–216 с.
  2.              Гриценко В. В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психол. журн., 2000. № 4. С. 21–27
  3.              Ковалева Н. И. Особенности адаптации детей-мигрантов: Региональный выпуск «Социально-гуманитарные знания», 2009 С. 375- 378.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle