Библиографическое описание:

Ахмедова М. Х. Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 784-786.



 

Духовность оказывает гармоничное влияние на общую картину общества и интеллектуально психическое состояние личности. Духовный уровень граждан в свою очередь изменяет состояние общества. Новые этические нормы и социальный разум предопределяют общее развитие и новые возможности. Каждое новое поколение создает и развивает новую историю.

Духовность как особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или группы людей, связанное с необоримым стремлением понять, почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, включая человека. Духовность здесь предстает как процесс внутреннего развития человека, преодоление им страстей, животных инстинктов, эгоистических устремлений. Сюда входит поиск смысла жизни и постижение сущности высшего бытия через вхождение с ним в контакт. Наиболее эффективным способом достижения этой цели является особый жизненный путь, предполагающий разрыв с повседневным миром.

Духовность, как отражение таких критериев как нация, осознание себя, своей истории, традиций, национальной идеи, гуманности, патриотизма, народности, демократии и многих других, является определяющей мерой личности человека. Благодаря независимости узбекский народ стал владеть своими национальными богатствами, достопримечательностями. Создаются всяческие условия для воспитания молодежи верующими, патриотами, сильными личностями в условиях перехода к рыночным отношениям. Духовность в первую очередь начинается со служения родине, народу, земле, с уважения к памяти предков и национальным традициям, с гордости своей историей, настоящим и будущим, а также духовность — это когда мы верно трудимся для перспективы нашей страны. Узбекский народ известен своим гостеприимством, гуманностью, честью — это также признаки высокой духовности. Является актуальной задачей воспитать свободомыслящего, храброго, целеустремленного человека.

Углубление интеграционных и глобальных процессов в мире широко охватывает все сферы жизни и в первую очередь образовательную систему. Если прежде сила и мощь государства определялась его природными ресурсами и экономическим потенциалом, то в современном мире решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал.

Образование преследует множество целей, но что является его главной целью? Феномен избыточного образования, заключающийся в разрыве между требованиями, предъявляемыми обществом к человеку как производительной силе, и уровнем образования, достигнутом в данном обществе свидетельствует о том, что образование имеет своей целью не просто профессиональную подготовку человека, а личностное развитие в первую очередь, то есть оно имеет глобальную миссию. Понимание человеком своего места в мире, ценности, на которые он будет ориентироваться в своей деятельности, все это зависит от качества образования, от принципов, на которых оно строится.

Одним из таких принципов образования XXI века является формирование глобального сознания, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Мы полагаем, что на современном этапе важнейшей социально-политической задачей в области образования является возрождение и сохранение духовно — нравственного самосознание подрастающего поколения на национальных ценностях Узбекистана, целенаправленной деятельности на формирование глубоких духовно — патриотических чувств — любви к родине, своей культуре, традициям и национальной истории, высокой ответственности за судьбу своей родины, что поможет преодолению национального эгоцентризма, воспитанию уважения к совместно проживающим народам.

Следовательно, ядро содержания образования и воспитания должны растущему человеку воспитать в себе национальные духовно — нравственные ценности и через них прийти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире, самоопределится в мире культуры и творчески самореализоваться.

Выбор ценностей — необходимое условие духовно — нравственной само- и социоидентификации личности молодого поколения. При этом воспитание не навязывает те или иные ценности, а лишь создает для их понимания и выбора, стимулирует этот выбор последующую внутреннюю работу ученика над своими действиями и поступками.

При переосмыслении ценностей особо значимыми является проблема духовно-нравственной ориентации учащихся на основе исторической памяти, осознания прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Мы считаем, что фундаментом формирования целостной личности современного молодого человека является его духовно — нравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно — патриотического самосознания. По нашему мнению, именно это положение должно стать основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса на основе ценностного подхода и способствовать формированию духовно — нравственных и духовно — патриотических чувств и ценностей школьников.

Демократическое общество по праву наследует и развивает принципы духовностей, выработанные человечеством. Трудолюбие, добро, творчество, честность, скромность, ответственность, гуманное отношение к окружающим, взаимное уважение, милосердие, совесть, сопереживание — все это структурные элементы духовной культуры, гуманистической позиции человека.

Важнейшим средством формирования личности растущего человека являются естественно-научные знания, широкое образование. Нравственное воспитание происходит главным образом и, прежде всего, в процессе приобретения научных знаний. Поэтому знания и понятия, полученные в процессе обучения, выступают необходимой основой формирования морально-этического сознания растущей личности. Однако нравственное становление человека не заканчивается с окончанием учебы в школе. Социально-этические нормы формируются под влиянием всех жизненных условий в процессе созидательной добротворческой трудовой деятельности.

Образование — необходимая основа социально-этических норм поведения, формирования личности в целом. Образовательные учреждения не только вооружают учащихся глубокими, прочными знаниями основ наук, но располагают большими возможностями для воспитания молодого поколения в духе гуманизма и формирования духовно-нравственных ценностей в изучении национальных духовных ценностей, ибо это есть органически естественный процесс роста национального самосознания.

Многие ученые — энциклопедисты уделяли большое внимание получению знаний и формированию у детей таких качеств, как страстное желание достичь чего-нибудь, умение ставить перед собой цели, умение планировать достижение цели, проявлять устойчивость в достижении цели, привычка творческого мышления, проявление инициативности, самостоятельности. В целом такие личностные черты позволяют ориентировать личность на достижение беспрерывного успеха. Это и есть результат целостного гармоничного развития личности, — утверждали средневековые мыслители Востока — Аль Фараби, Аль Хорезми, Абу Али ибн Сино, Юсуф Хос Ходжиб, Беруни и др. цель гармонично -целостного развития личности они трактовали как способ передачи знаний, умений и навыков и опыта, связанного с переживанием человека.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей речи на торжественном открытии Международного Вестминстерского университета подчеркнул: «…будет правильно, если скажем, что в достижении поставленных перед нами высоких задач и рубежей основной нашей опорой и надеждой является молодежь, мыслящая по-новому, обладающая современными знаниями и опытом.

…Мы прекрасно отдаем себе отчет, что сегодня нашей Родине нужны не только высокопрофессиональные специалисты, но и прежде всего высокообразованные молодые люди, сформировавшиеся как личности, познавшие неисчерпаемые ценности, накопленные человечеством, глубоко осознавшие, что в правовом, демократическом обществе люди должны быть свободными, самостоятельно мыслящими и способными принимать самостоятельные, обоснованные решения»

И еще, что отметил Президент, обращаясь к будущим студентам названного выше университета: «Сегодня мы стремимся шагать в ногу со всеми народами мира. Вместе с тем я хотел бы, чтобы вы ни в коем случае не забывали свои древние корни — кем были наши предки, какой неоценимый вклад они внесли в развитие мировой цивилизации.

Мы по праву гордимся тем, что нашими предками являются такие гениальные мыслители как Мухаммад Хоразмий, Ахмад Фаргоний, Абу Наср Фараби, ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, труды которых заняли достойное место в мировой науке и культуре. Вместе с тем мы хотим, чтобы наше несравненное духовное богатство развивалось в синтезе с передовыми знаниями и опытом, накопленными человечеством. Именно такой взгляд, такой подход будет служить прочной основой для нашего продвижения вперед».

Таково веление времени: сила — в знании и духовности, в воспитании и формировании гармонично развитой личности, всесторонне совершенного поколения.

Идея воспитания гармоничной, всесторонние развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры, к духовно — нравственному и физическому совершенству. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие и обогащение духовности. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о подрастающем поколении.

Стрежнем формирования личности обучаемых, подрастающего поколения является духовность, чем обусловливается приоритетность гармоничного воспитания школьника (студента) перед различными видами его обучения. Высокая духовность — фундамент будущего. Духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание обучаемых создают основу для полноценного межличностного общения, формирования культуры общения. Искусство общения приобрело в наши дни глобальное значение, так как именно на этой основе держатся взаимопонимание и взаимодействие как отдельных людей, так и целых народов и государств. Субъектом же процесса общения выступает личность, а содержанием межличностного общения — раскрытие «Я» друг перед другом, желание выразить сочувствие, понимание, поддержку, обосновать свои позиции, поделиться эстетическими и эмоциональными впечатлениями. В итоге формируется всесторонне развитая личность — сильная, яркая, социально активная. (4)

Вместе с тем подчеркнем, что не всякая личность может быть названа субъектом деятельности, так как в деятельности человек должен соединить необходимость, свободу, способность самоопределиться по отношению к необходимости и достичь при этом оптимального сочетания ответственности и инициативы. Другими словами, субъектом можно назвать такого человека, который проявляет согласованность своих возможностей, способностей, ожиданий с встречными условиями деятельности, т. е. субъект создает индивидуальные композиции из объективных и субъективных компонентов деятельности. У разных субъектов проявляется разная мера активности, мера саморазвития, мера интегративности, самоопределения и самопознания. Итак, субъект — это вершина совершенства, а постоянное движение к нему. (3)

Высокая нравственная чистота достижима лишь в обществе свободных людей, исповедующих возвышенные жизненные идеалы. Поэтому в независимой Республике Узбекистан огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительской работы во всех видах образования: дошкольном, общем среднем, среднем специальном, профессиональном, высшем, послевузовском и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

Литература:

 

  1.    Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент, 1997.
  2.    Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. -Ташкент: Узбекистан, 2011.
  3.    Абульханова К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2005г. — Казань. С.6.
  4.    Андриянова В. И. Факторы формирования субъектности в современном учебно-воспитательном процессе. Там же. С.33.
  5.    Аванесова Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь \\Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. 1998, № 4, с. 11.
  6.    Сластенин В. А., Исаев И. Ф., МищенкоА.И., Шиянов Е. Н. Педагогика. — М., Школа-Пресс, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle