Библиографическое описание:

Бурова Л. И., Пастернак Е. В. Исследование организации учета материалов на примере ООО «Боспорэкострой» (г. Керчь) // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 476-479.



 

Материально-производственные запасы занимают значительный удельный вес в структуре затрат любого производственного предприятия и с этой точки зрения оказывают существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности. Поэтому проблема повышения эффективности организации учета материалов актуальна для любого предприятия производственной сферы.

Цель статьи заключается в отражении результатов исследования системы организации учета материалов в производственной строительной организации ООО «Боспорэкострой» (г. Керчь, Республика Крым). Указанное исследование проведено в рамках написания магистерской диссертации.

В ходе проведенного исследования была изучена учетная политика ООО «Боспорэкострой», в частности, её положения, касающиеся организации учета материалов. Установлено, что бухгалтерский учет в организации ведется автоматизированно с использованием плана счетов стандартной версии бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия 8.2. Для ведения бухгалтерского учета используются учетные регистры, перечень и формы которых установлены в типовой версии используемых программных продуктов 1С: Бухгалтерия, а также ведомости и таблицы, утвержденные приказом по организации. [3, с. 1]

Инвентаризация имущества и обязательств, в том числе и материалов, проводится раз в год (перед составлением годового баланса) по местонахождению имущества в разрезе материально ответственных лиц. Единицей учета материалов является номенклатурный номер. [3, с. 3]

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов в ООО «Боспорэкострой» ведут на счете 10 «Материалы», к которому открывают субсчета:

10/1 «Сырье и материалы»;

10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10/3 «Топливо»;

10/4 «Тара и тарные материалы»;

10/5 «Запасные части»;

10/6 «Прочие материалы»;

10/7 «Транспортно-заготовительные расходы»;

10/8 «Строительные материалы»;

10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10/10 «Спецоснастка и спецодежда на складе»;

10/11 «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации».

Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов в разрезе номенклатурных номеров (по отдельным наименованиям, видам, сортам, маркам, размерам и др. отличительным признакам).

В ООО «Боспорэкострой» материально-производственные запасы поступают, главным образом, от поставщиков согласно ранее заключенным договорам поставок. Учет расчетов с поставщиками ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Регистром синтетического учета расчетов с поставщиками является журнал-ордер № 6. По расчетам за услуги поставщиков воды, газа и т. п., за услуги подрядчиков ремонтных работ в ООО «Боспорэкострой» ведется отдельный журнал-ордер № 6.

Приобретаемые материалы принимаются к бухгалтерскому учету в организации по фактической себестоимости, которая включает:

                   стоимость материалов по договорным ценам;

                   транспортно-заготовительные расходы;

                   расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных целях.

В ООО «Боспорэкострой» учет заготовления материалов ведется без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В учетной политике организации определено, что ТЗР составляют 900 руб. за 1 час работы автотранспорта. [3, с. 3]

В изучаемой организации в системе счетов, предназначенных для учета материалов, счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» не используется. Это обусловлено тем, что плановые поставки материалов от поставщиков рассчитаны таким образом, что запасы материалов на складе организации не успевают морально устареть либо утерять свою рыночную цену.

Кроме поставок по договорам купли-продажи, поступление материалов в изучаемую организацию осуществляется следующими способами:

1)                изготовление в самой организации;

2)                в результате ликвидации / демонтажа основных средств;

3)                внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

4)                безвозмездное получение (включая договор дарения);

5)                от подотчетных лиц.

Основными первичными документами по приходу материалов в организации являются приемный акт и товарно-транспортная накладная.

На складе ООО «Боспорэкострой» материальные ценности размещаются с разделением по группам, размерам и сортам в ящиках, контейнерах, штабелях, паках, на стеллажах и полках, в ячейках, что обеспечивает их быструю приемку и отпуск, а также позволяет вести текущий контроль за соответствием фактического наличия материалов лимиту их запаса. Склад организован с соблюдением необходимых режимов хранения материалов с целью сохранности их физико-химических свойств.

Складской учет материалов в организации автоматизирован, поэтому карточки складского учета и накопительные ведомости движения материалов (отдельно по приходу и расходу) формируются в электронном виде. На разные номенклатурные номера материалов формируют отдельные карточки. В случае изменения учетных цен в карточке указывают новую цену и дату, с которой она действует. Записи сумм остатков материалов формируются автоматически.

В зависимости от назначения материалы в ООО «Боспорэкострой» используются в основной деятельности организации (строительные работы), для проведения ремонта основных средств, на нужды подсобного хозяйства и на прочие цели.

При отпуске материалов со склада организации в производственные участки оформляют первичные учетные документы типовой формы — лимитно-заборные карты и требования-накладные.

Материалы, отпущенные подсобному хозяйству (не является обособленным структурным подразделением), учитываются как внутреннее перемещение. Материалы, полученные подсобным хозяйством без завоза их на склад ООО «Боспорэкострой», учитываются транзитом на счетах учета материальных ценностей с последующим отнесением их стоимости на расходы подсобного хозяйства.

Не используемые материалы могут быть проданы на сторону. При этом оформляют накладную на отпуск материалов на сторону.

В ООО «Боспорэкострой» все операции с материальными запасами проводит заведующий складом, который отвечает за прием, отпуск, учет и сохранность материалов, а также за правильное и своевременное документирование операций по их движению. С заведующим складом заключен договор о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. В целом, отпуск материалов со склада организации производится по надлежащим образом оформленным первичным документам и сопровождается точным подсчетом, взвешиванием, обмером отпускаемых запасов.

В случае превышения запланированного объема производства (иногда — в случае отклонения от нормы расхода) возникает потребность в сверхлимитном отпуске материалов, который в ООО «Боспорэкострой» оформляют требованием-накладной на дополнительный отпуск материалов. Приказом директора организации установлен список должностных лиц, принимающих решение об отпуске материалов в производство сверх установленных норм.

Замену материала, предусмотренного строительной технологией, другим материалом (при отсутствии необходимого на складе) в исследуемой организации оформляют требованием-накладной на замену материалов.

В случае, если материалы не использованы в производстве и возвращены на склад ООО «Боспорэкострой», их записывают в лимитно-заборную карту без составления дополнительных документов.

Случаи списания материалов оформляют актом на списание, который составляет специальная комиссия с участием материально ответственного лица.

В учетной политике ООО «Боспорэкострой» утвержден порядок списания материалов по себестоимости каждой единицы. [3, с. 3] Этот метод удобен для применения в рассматриваемой организации, поскольку в производстве используется небольшая номенклатура материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы. При этом цены на материалы достаточно стабильны в течение периода их использования, что позволяет вести учет по каждой партии материалов отдельно и списывать их именно по тем ценам, по которым они были приняты к учету.

Учитывая, что операции по движению материалов в исследуемой организации осуществляются довольно часто, и принимая во внимание важность документирования таких операций, именно этому участку учета было уделено особое внимание при написании магистерской диссертации. В результате, изучение организации бухгалтерского учета поступления и выбытия материалов в ООО «Боспорэкострой» позволило внести ряд предложений по её совершенствованию.

Во-первых, предлагается усовершенствовать применяемую в организации форму приходного ордера, который оформляют при оприходовании материалов, поступивших от поставщика. Так, в применяемой форме приходного ордера имеются реквизиты, которые отражают приобретение материалов в части даты поступления, кода и вида операции, наименования поставщика, корреспонденции счетов, номера документа, наименования материальных ценностей, их единицы измерения, количества, цены, суммы без НДС и с учетом НДС, порядкового номера по складской картотеке.

Предлагается дополнить применяемую форму приходного ордера двумя графами, отражающими оплату поставщику за поставку материалов (как по полной стоимости поставки, так и частично). Также предлагается включить в форму две дополнительные графы для отражения срока оплаты по договору (на условии предоплаты или последующей оплаты).

Кроме того, на оборотной стороне приходного ордера предлагается ввести реквизит «Проверено _______________ подпись бухгалтера» для того, чтобы бухгалтер материального сектора бухгалтерии ООО «Боспорэкострой» подтверждал своей подписью правильность составления приходного ордера.

Такие усовершенствования, на наш взгляд, буду способствовать более точному учету поставки материалов в организацию и их оплаты в соответствии с установленным в договоре сроком.

Во-вторых, предлагается использовать в учетной практике ООО «Боспорэкострой» усовершенствованную форму требования-накладной. В действующей форме отражены такие реквизиты, как дата составления, отправитель и получатель, корреспондирующий счет, наименование материальных ценностей, единица измерения, количество затребованных и отпущенных материалов, цена, сумма без НДС.

В усовершенствованной форме предлагаются новые графы «Сумма НДС» и «Материально ответственное лицо (подпись)». Также предлагается добавить в действующую форму реквизит для отражения подписи бухгалтера материального сектора бухгалтерии.

Предлагаемая усовершенствованная форма требования-накладной будет способствовать более конкретному ведению учета внутреннего перемещения материалов в ООО «Боспорэкострой».

В-третьих, для регулярного отражения взаимосвязи учета материалов на складе и в бухгалтерии предлагается использовать в практике ведения учета материалов в ООО «Боспорэкострой» ведомость взаимосвязи бухгалтерского и складского учета.

В такой ведомости предлагается отражать материальные ценности по номенклатурным номерам, количеству, цене и сумме по данным как складского учета, так и бухгалтерского. Путем сравнения этих данных определяется отклонение по количеству и сумме, если оно имеется в части недостачи, излишков, естественной убыли, переоценки.

Применение предлагаемой ведомости будет способствовать своевременному выявлению и устранению ошибок в учете материалов по складу и по бухгалтерии ООО «Боспорэкострой».

В итоге, учитывая трудоемкость, сложность и важность документирования операций по поступлению и выбытию материалов, а также регулярность составления первичных документов, совершенствование организации документирования движения материалов будет способствовать более точному и рациональному ведению учета материалов в ООО «Боспорэкострой».

 

Литература:

 

  1.              Положение по бухгалтерскому учёту 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
  2.              Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н (ред. от 24.12.2010 г.).
  3.              Приказ директора ООО «Боспорэкострой» о принятии учетной политики на предприятии для целей бухгалтерского и налогового учета от 19.01.2015 г. № 6/1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle