Библиографическое описание:

Джураева Г. Н. Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 810-812.



 

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах. Особое внимание уделяется поэтапному подходу которое является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой, является проблема повышения качества высшего профессионального образования.

Ключевые слова: этап концептуализации,мотивация, поисковое чтение, аудио и мультимедийные средства, проектная работа

 

Задачей обучения иностранному языку в неязыковых вузах является формирование у обучающихся профессиональной иноязычной компетенции. В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой, является проблема повышения качества высшего профессионального образования. Качество образования определяется состоянием и результативностью образовательного процесса преподавания, его соответствием потребностям и ожиданиям общества и предполагает социальную составляющую, которая включает становление интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией саморазвития. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Однако в настоящее время обучение иностранному языку в большинстве технических высших учебных заведениях проводится, как правило, на начальных курсах, когда студенты только начинают знакомиться со своей будущей специальностью и приобретают лишь начальные знания по специальности. Поэтому многие преподаватели отмечают, что на занятиях они вынуждены заниматься не развитием языковых и речевых навыков учащихся или навыков ведения коммуникации на иностранном языке, а объяснять технические термины, что не входит в их компетенцию, и тем самым ограничиваются чтением научно-популярных текстов по специальности и заучиванием общетехнических терминов. Первым этапом методики обучения является когнитивный этап или этап концептуализации (подготовительный этап формирования речевого умения). На этом этапе учитель предъявляет явления языка или речи, а ученик формирует представления о них. Результатом этапа является знание — сознательно усвоенный опыт. Вторым этапом методики обучения является этап интериоризации — этап постепенного формирования языкового навыка или речевого умения посредством выполнения речевых действий (репродуктивный этап). Итак, при обучении чтению с полным пониманием текста учитель планирует несколько последовательных этапов работы: 1) мотивация к 17 прочтению, 2) просмотровое чтение, 3) поисковое чтение, 4) анализ содержательной и смысловой сторон текста, 5) анализ структурной организации текста. Остановимся подробнее на названных этапах.

  1.              Мотивация к прочтению. В реальности человек читает то, что ему интересно, или то, что нужно. Поэтому для того, чтобы ученик заинтересовался предлагаемым ему текстом, существует ряд приёмов. Этап мотивации к прочтению текста следует проводить с опорой на заголовок, иллюстрации, подзаголовки, подписи, которые должны сформировать интерес к прочтению.
  2.              Просмотровое чтение опровергает или подтверждает начальные гипотезы. Оно обязательно является чтением про себя. Чтение вслух преобразует чтение в перечитывание, а это меняет вид и цель деятельности. Просмотровое чтение, как правило, не предваряется снятием лингвистических трудностей. Иначе содержание текста может быть сведено к его лингвистическим аспектам, что не является целью работы по формированию умений чтения. Просмотровое чтение обеспечивает понимание определённой части информации текста. Контроль осуществляемый в форме беседы учителя с классом, ориентирует педагога в содержании следующего этапа.
  3.              Поисковое чтение направлено на выбор из текста заданной информации. Целью поискового чтения является максимальное понимание содержания текста без объяснений непонятного перевода. Используя контекстуальную догадку, ученик постепенно строит «платформу» для дальнейшей работы с тестом, для полного проникновения в его содержание. Задачей поискового текста может выступать фиксация дат, мест, имён, описаний, цифр и т. д. Поисковая работа способствует пониманию основного содержания текста и выработке гипотез о значении новых лексических и грамматических единиц. Поэтому на этапе поискового чтения, и не раньше, следует проводить работу по ознакомлению с новым грамматическим материалом и по семантизации новой лексики. При правильно организованном этапе поискового чтения объём нового лексического материала, содержащийся в тексте, уже не кажется ученику большим, а значение неизвестных грамматических явлений поддаётся через их участие в организации текста.
  4.              Полное понимание содержания текста осуществляется в ходе выполнения системы упражнений, основной задачей которых является семантическая переработка текста (ответы на вопросы: выбор правильного/ложного высказывания; заполнение схем и таблиц по содержанию текста; тесты множественного выбора; дополнение 18 высказываний информацией, взятой из текста; оценочные суждения; подтверждения/опровержение идеи, вывода; выбор информации; классификация информации; реформулирование высказываний; формулирование основной идеи текста и её воплощение в заголовке и т. д.)

Начинать следует с простейших описаний и характеристик, обрабатывая их в монологической форме, а затем использовать более сложные по структуре и стилю тексты, которые помогут выработать у студентов алгоритм деятельности в режиме коммуникации преподаватель/аудио и мультимедийные средства — студент и студент — студент. Коммуникативно-ориентированные на устную речь упражнения, должны включать следующее: наличие (предъявление) исходного материала или модели; объяснение материала или модели (не обязательное условие); имитация модели; воспроизведение модели различными способами; собственная коммуникация. Главное состоит в умении вычленить основную тему проблемы, правильно описывать, формулировать и высказывать суждения. [Комарова 1991: 15]. Одним из методов, который предоставляет учащимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, для чего нужны не только знания иностранного языка, но и интеграция знаний из различных предметных областей, является метод проектов. Ряд авторов относит его к методам и соответственно к технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, согласно которому также в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания и, исходя из этого, следует развивать способность получения знаний. Немецкие методисты выделяют следующие признаки, характеризующие проектную работу при обучении иностранному языку:

  1.              Проектная работа имеет практическую, профессиональную ориентацию и должна отвечать интересам учащихся. Должна быть видна связь теории и практики. Благодаря такой ориентации связь язык и действия, язык и ситуации познаётся конкретно. При определении темы учащиеся ориентируются на свои собственные интересы.
  2.              Проектная работа имеет конкретную цель. На занятии иностранного языка цель должна быть поставлена так, чтобы иностранный язык мог бы быть использован в коммуникативной форме, устной или письменной.
  3.              Работа над проектом способствует самостоятельной деятельности учащихся. Это означает, что учащиеся должны иметь как можно большую самостоятельность не только при выборе темы проекта, но и при планировании работы над проектом. Преподаватель выступает в новой для него роли, он организует мониторинг, а не является контролёром.
  4.              Ориентация на результат, продукт деятельности. Продукт может принимать различную форму, презентация, телефонный разговор, записанный на кассету, выставка, акция, экскурсия, праздник, дискуссия.

Поэтапное обучение обладает большим образовательным потенциалом, так как мотивирует учащихся в получении дополнительных знаний, способствует развитию социальных и деловых компетенций (планирование, поиск информации, принятие решений, систематизация, общение в группе, дискуссии, сотрудничество, презентация результатов, оценка и т. д.). Метод проектов удовлетворяет потребность в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении и даёт возможность проявить себя и достичь успеха и более слабым учащимся. Так как иностранный язык используется в максимально приближенных к реальности ситуациях, в том числе, профессионально ориентированных, студенты на практике видят целесообразность применения иностранного языка. Используя аутентичные источники из интернета, они получают информацию об аспектах, связанных с будущей профессиональной деятельностью, не только в рамках собственной культуры, но и культуры страны изучаемого языка.

 

Литература:

 

  1.              Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991
  2.              Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991
  3.              Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle