Библиографическое описание:

Козырева А. Ю. Государственное регулирование рынка наружной рекламы в Самарской области // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 531-534.



 

Информация всегда играла важную роль в жизни человеческого общества, являясь основой его духовного развития, и любая социальная деятельность есть процесс сбора и обработки информации. В качестве накопленных человечеством знаний информация является гуманитарной ценностью, которая служит формированию человеческой культуры и нравственности, образованию и воспитанию подрастающих поколений.

Проводник информации — реклама — в современном мире окружает нас практически повсюду; она представляет собой информацию, имеющую характер убеждения, о продукции, услугах или идеях. По официальным данным, в настоящее время на территории России действует около 3 тысяч отечественных и зарубежных рекламных агентств, обладающих мощной полиграфической базой, а также исследовательскими центрами.

Современный этап развития российского общества требует совершенно нового взгляда на эту проблему, так как реклама в нашей стране способствует не только становлению и развитию рыночной экономики, но и является социальным механизмом, который формирует новый тип отношений в обществе. Влияние рекламы на социальную действительность неоднозначно: она стимулирует развитие товарных рынков и сферы услуг, повышает политическую активность, но одновременно способна манипулировать общественным мнением и поведением людей.

В самом общем виде рекламу можно определить как социальную технологию направленного информационного воздействия, цель которой — задать определенное направление массовой или групповой активности.

Принципы размещения наружной рекламы определены ст. 19 нового ФЗ «О рекламе» от 2006 г. (в законе «О рекламе» 1995 г. ей соответствовала статья 14). Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения.

Само понятие «рекламная конструкция» введено впервые и определяется как щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы. Законом предусмотрена возможность монтажа и размещения рекламных конструкций на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Наружная реклама уже давно развилась в отдельную отрасль, в которой правовое поле на федеральном уровне до конца не отрегулировано. Создавая это поле, необходимо учитывать все специфические особенности с технической точки зрения: разные климатические условия, особенности конструкций, применяемых операторами наружной рекламы, малым бизнесом, и, тем более, потребительским рынком, особенности квалификационного состава штатных сотрудников этих организаций или компаний, ну и, наконец, риски ущерба в зависимости от численности населения и количества конструкций в населенных пунктах.

В связи с тем, что в 2014 году торги по наружной рекламе в ряде муниципальных образований Самарской области были признаны несостоявшимися (некоторые даже повторно) по причине нежелания потенциальных участников принимать участие в торгах, министерством было принято решение устранить факторы, которые могут вновь негативно повлиять на проведение торгов в 2015 году:

−                 демонтировать все незаконные рекламные конструкции на территории Самарской области;

−                 установить начальный (минимальный) размер платы за право заключения договоров на установку рекламных конструкций и размер годовой платы по договорам, соответствующий рынку наружной рекламы муниципальных образований.

Одна из основных проблем рынка наружной рекламы в Самарской области это незаконные рекламные конструкции.

На сегодняшний день на территории Самарской области выявлено более 2000 незаконно установленных рекламных конструкций. Мало того, что они искажают внешний облик города, часть из них установлены с нарушениям требований действующего законодательства, чем вызывают угрозу жизни населения области. Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», постановлению Правительства Самарской области от 16.02.2015 № 69 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Самарской области», постановлению Правительства Самарской области от 16.02.2015 № 70 «Об утверждении Порядка осуществления демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории Самарской области с нарушением требований Федерального закона «О рекламе» полномочия в сфере наружной рекламы переданы министерству имущественных отношений Самарской области.

В целях приведения рынка наружной рекламы в соответствие с действующим законодательством министерством была проведена работа по выявлению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории Самарской области с нарушением требований законодательства о рекламе. Согласно закону «О рекламе», в случае, если рекламная конструкция расположена на земельном участке, то она обязательно должна быть включена в схему размещения рекламных конструкций, после чего уполномоченный орган обязан провести торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. После заключения договора победитель торгов должен обратиться в уполномоченный орган за выдачей разрешения. Весь процесс достаточно длительный по времени, поэтому многие рекламщики устанавливают незаконные рекламные конструкции. На сегодняшний день ведется активная работа по демонтажу незаконно установленных РК, однако на улицах области не перестают появляться новые рекламные конструкции, в обход действующего законодательства.

В наружной рекламе представлены все без исключения категории рекламодателей, которые рекламируются в стране, от самых крупных до самых маленьких, от операторов мобильной связи до магазинов у дома. Очень диверсифицированная база и тысячи рекламодателей, тысячи рекламных компаний каждый месяц. Если говорить про продуктовые категории, то, собственно, опять-таки все категории рекламодателей, которые рекламируются в стране, за исключением тех, размещение которых законодательно запрещено или ограничено. Операторы наружной рекламы, собственно, это самые профессиональные оформители городских праздников, и во многом мы формируем облик города. Нельзя не отметить рост, который наблюдается в последнее время в области социальной рекламы.

В Самарской области были проведены торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласно заключенным договорам министерство вправе требовать от рекламного агентства размещения на рекламных конструкциях материалов социальной рекламы и информации, в пределах предложенного рекламным агентством во время проведения конкурса процента годового объёма распространяемой им рекламы. При этом согласно условиям договоров рекламное агентство должно быть обеспечено информационными материалами.

Работы по монтажу и демонтажу социальной рекламы осуществляются за счет рекламного агентства. Размещение на рекламных конструкциях материалов социальной рекламы и информации рекламное агентство подтверждает соответствующим фотоотчетом.

Количество сторон для размещения социальной рекламы может измениться в меньшую сторону по причине влияния неблагоприятных факторов. Так, в результате городского случая (все случаи, когда по объективным причинам, связанным с изменением городской планировки, строительством, реконструкцией, ремонтом, сносом, утратой (разрушением и т. п.) имущества, к которому присоединяются рекламные конструкции, а также прокладкой, ремонтом, реконструкцией инженерных коммуникаций, и (или) по причине проведения аварийных работ на участке, занимаемом рекламными конструкциями, невозможна установка рекламных конструкций или требуется демонтаж уже эксплуатируемой рекламной конструкции) министерство не сможет требовать от рекламного агентства размещение материалов социальной рекламы.

Также на возможность предоставления рекламным агентством сторон для размещения материалов социальной рекламы влияет экономический фактор — на момент обращения министерства в адрес рекламного агентства с поручением разместить материалы социальной рекламы, стороны рекламных конструкций могут быть уже сданы под размещение коммерческой рекламы.

Учитывая изложенное, для использования сторон, предоставляемых рекламными агентствами по договорам для размещения материалов социальной рекламы, министерству необходимо:

1)                заблаговременно получить информацию о периоде проведения социальной кампании, для его согласования с рекламными агентствами;

2)                готовые для размещения материалы социальной рекламы, в зависимости от формата рекламных конструкций, на которых предполагается размещение;

3)                примерное количество сторон рекламных конструкций, которое необходимо предоставить под размещение социальной рекламы.

Полномочия возложенные были достойно реализованы министерством, что позволило обеспечить поступление денежных средств в консолидированный бюджет Самарской области, а также создать нормативную базу, направленную на обеспечение порядка на рынке наружной рекламы.

Однако, в соответствии с Законом Самарской области № 141-ГД от 30.12.2015 «О наделении органов местного самоуправления городского округа Самара Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере рекламы» выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа Самара, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, демонтажу рекламных конструкций, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» с 01.01.2016 осуществляет орган местного самоуправления городского округа Самара Самарской области.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  2.              Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области»;
  3.              Постановление Правительства Самарской области от 16.02.2015 № 69 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Самарской области»;
  4.              Постановление Правительства Самарской области от 16.02.2015 № 70 «Об утверждении Порядка осуществления демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории Самарской области с нарушением требований Федерального закона «О рекламе».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle